АНАЛИТИКА
Bluetooth и UltraWideband объединяются
Организация Bluetooth Special Interest Group (www.bluetooth.com) распространила заявление о намерении объединить усилия с разработчиками беспроводной технологии UltraWideband (UWB) с целью расширения возможностей Bluetooth по высокоскоростной передаче больших объемов данных и поддержке видеоприложений для портативных устройств. Утверждается, что UWB также выиграет от этого альянса, поскольку Bluetooth - хорошо известная технология с развитой инфраструктурой поддержки и широким спектром приложений. Детали сотрудничества пока только обсуждаются. Известно лишь, что разработчики объединенной технологии используют возможности высокоскоростной передачи данных UWB и обеспечат ее обратную совместимость с имеющимся на рынке Bluetooth-оборудованием. Очевидно, на этом пути предстоит решить ряд технических и организационных проблем - исключить интерференцию с другими беспроводными технологиями (Wi-Fi, WiMax, сотовые протоколы новых поколений), а также обеспечить выделение для UWB частотных ресурсов в мировых масштабах.
Группа Bluetooth SIG видит в интеграции с UWB наиболее экономичный способ развития технологии Bluetooth с целью удовлетворения современных требований к полосе пропускания. Отрасль благосклонно отнеслась к альянсу. Так, в Intel полагают, что встраивание UWB в Bluetooth следующего поколения представляет собой удачный способ вывода на рынок технологии для беспроводной связи ПК, телефонов и другой потребительской электроники. Аналитики IDC считают, что сотрудничество двух отраслевых групп - естественный и необходимый процесс, который ускорит вывод на рынок востребованной пользователями беспроводной технологии.
Эксперты ABI Research уверены, что преимущество интегрированной технологии заключается, в частности, в том, что создание новых приложений для нее упрощается за счет имеющихся разработок для Bluetooth. Это позволит ей успешно конкурировать с Wireless USB, также использующей UWB и нацеленной на тот же самый рынок, но не располагающей столь мощной разработческой базой и средствами безопасности. В то же время они отмечают ограниченный характер обратной совместимости будущего протокола с Bluetooth.
Symantec обеспокоена беспечностью владельцев смартфонов
Согласно результатам недавнего опроса пользователей смартфонов, проведенного компанией Symantec (www.symantec.com), многие из них хранят на карманных помощниках конфиденциальную корпоративную информацию, но не получают от ИТ-отделов своих организаций никакой поддержки для обеспечения безопасности этой информации. Пока большинство пользователей сами приобретают себе смартфоны. Во всяком случае, из 300 респондентов таковых оказалось 85%. Примерно 56% пользователей применяют смартфоны как для личных, так и для бизнес-целей. Почти 60% заявили, что их компании не имеют какой-либо политики обеспечения безопасности данных на смартфонах сотрудников. Однако такое положение дел не останавливает пользователей: 37% из них хранят на смартфонах конфиденциальные корпоративные данные, а еще 26% - конфиденциальные данные клиентов. При этом 42% респондентов выходят с помощью смартфонов в Интернет, хотя хорошо знают о таящихся в открытой Сети рисках и угрозах - лишь 30% опрошенных ничего не знают о троянах и вирусах, запущенных для поражения смартфонов в последние месяцы.
TIA оценила рынок оборудования и сервисов Wi-Fi и WiMAX
Американская ассоциация Telecommunications Industry Association (TIA, www.tiaonline.org) представила оценки состояния рынка оборудования и сервисов Wi-Fi и WiMAX и прогноз его развития на ближайшие годы. Эксперты полагают, что параллельно с расширением зоны охвата сетей Wi-Fi и WiMAX ведущих операторов будет происходить рост спроса на широкополосный беспроводной доступ, а следовательно, и рост доходов операторов от предоставления таких сервисов. По данным TIA, в прошлом году сервисы Wi-Fi принесли им 21 млн. долл., в 2005-м эта сумма может вырасти до 45 млн. В дальнейшем ожидается ежегодный рост в среднем на 99,9% в год, и в 2008 г. на услуги Wi-Fi пользователи потратят уже 335 млн. долл.
Рынок оборудования Wi-Fi в минувшем году увеличился на 31,8% (во многом благодаря росту популярности хот-спотов) и достиг 4,35 млрд. долл. В период до 2008 г. темпы его роста снизятся примерно до 12,6% в год. В результате в нынешнем году объем этого рынка составит 5,2 млрд. долл., а 2008-м вырастет до 7 млрд.
Эксперты TIA видят перспективу WiMAX в первую очередь как Интернет-решения класса "последней мили". По их оценкам, инвестиции в инфраструктуру WiMAX вырастут с 15 млн. долл. в 2004 г. до 115 млн. в нынешнем и до 290 млн. долл. в 2008-м (среднегодовой темп - 109,7%).
В отчете TIA прогнозируется рост капитальных затрат на Wi-Fi и WiMAX с 22,3 млрд. долл. в 2005 г. до 29,3 млрд. в 2008-м.
Виртуальные мобильные сети охватят десятки миллионов пользователей
Аналитики Yankee Group (www.yankeegroup.com) представили прогноз развития американского рынка виртуальных мобильных операторских сетей (MVNO). По их оценкам, в 2010 г. объем предоставляемых такими сетями услуг достигнет 10,7 млрд. долл., а число их абонентов превысит 29 млн. При этом львиная часть пирога достанется нескольким крупным беспроводным операторам первого уровня - признанным игрокам телекоммуникационного рынка, на долю которых придется порядка 24 млн. подписчиков. Новичкам будет трудно противостоять грандам, но операторы второго и третьего уровня все же смогут претендовать на 5 млн. абонентов, поделив их между собой поровну.
Комбинированные сотовые/ VoWLAN-трубки вызывают все больший интерес
Эксперты In-Stat (www.instat.com) в течение прошлого года наблюдали быстрый рост интереса пользователей к комбинированным мобильным телефонам, объединяющим функции сотовой связи и передачи голоса через локальные беспроводные сети Wi-Fi (VoWLAN). Недавний опрос показал, что 84,6% респондентов как минимум небезразличны к перспективам таких аппаратов, а ровно половина проявила высокий уровень заинтересованности в новой технологии. Участники опроса пока не вполне удовлетворены качеством VoWLAN-связи внутри зданий, но их весьма прельщает перспектива неограниченного бесплатного пользования местной телефонной связью из дома или офиса с помощью новых комбинированных трубок. Респонденты также положительно характеризуют схожую с офисными АТС функциональность и возможность иметь при себе одну универсальную трубку - дома, на работе и в дороге.
По мнению аналитиков, результаты опроса объясняют активизацию операторов на ниве комбинированной беспроводной связи, расширяющей их возможности предоставления услуг домашним, корпоративным и бизнес-пользователям, способных конкурировать с традиционными сервисами фиксированной проводной связи.
Мнение о хороших рыночных перспективах сотовых/ VoWLAN-трубок поддерживают эксперты другой исследовательской компании - ABI Research (www.abiresearch.com). Согласно их оценкам, в 2010-м объем мирового рынка таких двухмодовых аппаратов превысит 100 млн. шт. Этому будет способствовать активное продвижение комбинированной технологии рядом крупных операторов, в частности British Telecom и Korea Telecom, планирующих обеспечить поддержку соответствующих сервисов уже к концу нынешнего года.
Мультимедийным телефонам предстоит трудный путь к потребителям
Такой вывод сделали эксперты In-Stat, проанализировав результаты последнего опроса, посвященного востребованности инновационных музыкальных и ТВ-сервисов для сотовых трубок. В целом респонденты проявили к ним дружное равнодушие: лишь 9% готовы купить телефон с поддержкой МР3 и других аудиоформатов и только 11% проявили горячий интерес к приему мобильных ТВ-трансляций. В связи с этим аналитики припоминают, что с подобным отношением столкнулись и смартфоны, в течение нескольких лет пробивавшиеся к широким массам пользователей и лишь в последние год-два доказавшие свое право на заметную часть рынка. Эксперты также отмечают очевидную приверженность абонентов таким сервисам, как мобильные новости и сводки погоды.
ZigBee выйдет на широкий рынок в конце года
Так считают эксперты ON World (www.onworld.com), проанализировавшие перспективы этой беспроводной технологии для построения сетей датчиков в ряде рыночных сегментов. Опросив порядка 70 конечных пользователей и компаний разного масштаба (как входящих в список Fortune 1000, так и начинающих), они обнаружили, что число потенциальных потребителей недорогих продуктов с небольшой пропускной способностью на базе беспроводного протокола ZigBee растет довольно быстрыми темпами. По мнению аналитиков, свой поход на массовый рынок эта технология начнет с сегментов мониторинга, контроля и автоматизации зданий, мониторинга и автоматизации промышленных процессов и автоматизации сбора данных с датчиков.
Сегодня ZigBee-совместимые платформы уже предлагают такие компании, как Chipcon, Freescale, CompXs и Ember; вскоре к ним добавятся asControl4, Eaton, NURI Telecom, Philips и Tour Andover Controls. А в области решеточных беспроводных сетей (wireless mesh) свои частные (так называемые ZigBee-Plus) решения, отличающиеся высокой надежностью и малым энергопотреблением, продвигают Crossbow Technology, Dust Networks, Millennial Net и Sensicast. Ожидается, что этих новичков-инноваторов вполне могут потеснить более опытные фирмы, например Accutech, Omnisense и Wireless Sensors.
В числе недостатков, присущих ZigBee на современном этапе развития и сдерживающих ее широкое распространение, эксперты называют сложность инсталляции и бесшовной интеграции. Примечательно также, что отсутствие окончательно согласованного стандарта (организация ZigBee Alliance только заканчивает работу над первой версией спецификации) не является препятствием для проникновения частных ZigBee-решений в индустриальный сектор.
Мобильность - высший приоритет для малого бизнеса
Согласно результатам исследования, недавно завершенного по заказу Avaya фирмой AMI-Partners (www.ami-partners.com), мобильные приложения играют чрезвычайно важную роль в бизнесе небольших компаний, помогая им иметь постоянный доступ к важной информации с места непосредственной работы с клиентом. Такой вывод эксперты сделали, опросив порядка 300 североамериканских предприятий малого и среднего бизнеса разных сфер деятельности: автосервисы, медицинские, юридические, импортно-экспортные фирмы, риэлторы и пр. Респонденты назвали самым важным аспектом в плане коммуникаций возможность получать информацию и выходить на связь с клиентами и сотрудниками в любое время и в любом месте, с использованием любого доступного устройства, будь то ноутбук или мобильный телефон. Их интересует мобильный удаленный доступ к электронной почте и функции мобильной IP-телефонии, которые для пользователей портативных ПК могут быть реализованы, например, с помощью Avaya IP Office.
Заинтересованность малого бизнеса в мобильных решениях подтверждают и результаты опроса 400 предприятий с числом работников не более 99, проведенного недавно компанией Harris Interactive (www.harrisinteractive.com) по заказу Hewlett-Packard (эта компания примерно треть своих доходов - 24 млрд. долл. - получает именно от предприятий малого и среднего бизнеса). Как выяснилось, представители малых компаний 27% рабочего времени проводят вне офиса и 32% из них рассматривают ноутбук как критически важный элемент своего бизнеса. Свыше трети опрошенных полагают, что ноутбук помогает им конкурировать с компаниями большего размера, а 36% респондентов планируют основные ИТ-инвестиции в следующем году направить на закупку блокнотных компьютеров.
DSRC и RFID дадут возможность автомобилям общаться между собой
Технология беспроводных коммуникаций Bluetooth, считают аналитики ABI Research, постепенно становится обычным инструментом общения человека с автомобилем, связывая сотовые телефоны, музыкальные плейеры и другие устройства с бортовыми вычислительными системами. Однако в качестве технологии беспроводного межавтомобильного общения Bluetooth не котируется. Тем не менее потребность в такого рода технологии назревает все сильнее, что связано с ростом требований к безопасности и телематической оснащенности современных авто. Беспроводная связь потребуется, например, для реализации систем предотвращения столкновений и интеллектуального управления транспортными потоками. По мнению экспертов ABI Research, проблему поможет решить комбинация таких технологий, как Dedicated Short Range Communications (DSRC, основана на протоколе 802.11) и RFID. Оснащенные подобным решением автомобили смогут обмениваться данными о своем местонахождении и идентификационными параметрами, а также обеспечивать доступ в Интернет для поддержки широкого круга сервисов.
Медиаплейерам не обойтись без средств беспроводной связи
Так утверждают эксперты ABI Research, наблюдающие за развитием рынка потребительской электроники. Они полагают, что уже в недалеком будущем хот-споты превратятся из точек доступа в Интернет за электронной почтой в своего рода аудио/видеозаправки, где можно будет быстро обновить содержимое персонального МР3- или MPEG4-плейера. Сейчас устройства такого рода уже располагают встроенной памятью большого объема, однако для ее заполнения требуется проводное соединение с компьютером. В будущем медиаплейеры смогут обмениваться файлами не только с ПК, но и со стационарной аудиовидеотехникой без проводов, уверены в ABI Research. Эксперты отмечают, что сейчас на рынке лишь начинают появляться портативные устройства воспроизведения аудио со встроенным Wi-Fi, но в 2006 г. это станет нормой для всех новых моделей. А видеоплейеры следующего поколения, вероятно, смогут получать контент и через спутник. Во всяком случае, оператор спутникового ТВ EchoStar решил инвестировать в фирму Archos, разрабатывающую среди прочего и портативные видеоплейеры.
Сотовые трубки и КПК получат GPS-приемники нового поколения
Навигационное GPS-оборудование пока не относится к категории дешевых устройств, поэтому автомобилестроители оборудуют подобными системами преимущественно модели класса люкс. Однако, по оценкам аналитиков TRG (www.telematicsresearch.com), вскоре ситуация может кардинально измениться в результате выхода на рынок портативных навигационных устройств (PND) нового поколения - почти столь же функциональных, как и современные автомобильные GPS-навигаторы, но существенно более дешевых. Эти PND будут встраиваться не только в бортовые системы, но и в широкое разнообразие сотовых телефонов и КПК.
Эксперты TRG прогнозируют, что в нынешнем году в мире будет продано более 8,5 млн. автомобильных навигационных систем, а в 2011-м объем этого рынка вырастет до 20,2 млн. В то же время продажи PND вырастут несравненно больше - до уровня в 110 млн. шт. в 2011 г. Большинство из них будет встроено в КПК, смартфоны и сотовые трубки и лишь небольшая часть - 12,5 млн. шт. - воплощено в самостоятельных устройствах.