КОНФЕРЕНЦИИ

И принес туда три пленарных доклада, три мастер-класса и восемь круглых столов

Весной нынешнего года IT-Форум (под названием "IT-Форум’ 2005: Российский рынок информационных технологий") впервые прошел в северо-западном регионе. Конференция состоялась 17-18 мая в петербургском отеле "Ольгино" и привлекла внимание свыше ста специалистов из более чем десяти городов - руководителей предприятий, технических и коммерческих директоров, менеджеров по продукции и продажам, руководителей служб маркетинга и т. д.

Прежде всего их вниманию были предложены выступления двух аналитиков: директора Elashkin Research Михаила Елашкина (тема его доклада - "Основные векторы развития информационных технологий") и директора ITResearch Юрия Бонкарева ("Российский рынок информационных технологий. Итоги 2004 г."). Затем с пленарным докладом выступил представитель генерального спонсора форума - директор по развитию каналов сбыта IBM Андрей Тихонов. После чего наступил черед круглых столов, которые вели исключительно сотрудники "СК Пресс":

- "Российский ИТ-рынок - отдельные рынки в отдельных регионах или одна большая общероссийская ИТ-толкучка?" (ведущая - Марина Никитина);

- "Антидемпинговая политика вендоров" (Алексей Перегудов и Светлана Белова);

- "Переориентация компании с продажи "железа" на поставку услуг" (Константин Геращенко);

- "Корпоративная культура. Что это такое, кому она нужна, как ее сформировать и сколько придется на это потратить?" (С. Белова);

- "Работа вендоров с партнерами второго уровня" (А. Перегудов);

- "Как продавать готовые решения для СМБ" (К. Геращенко);

- "Форматы и перспективы магазинов, торгующих ИТ-продуктами" (А. Перегудов);

- "Опыт вендоров и дистрибьюторов по бизнес-обучению партнеров и совместное бизнес-планирование" (С. Белова).

Кроме того, в рамках Петербургского IT-Форума прошло три мастер-класса: два из них ("Мотивация персонала. Как удержать в компании лучшие кадры?" и "Отношения ИТ-компаний с прессой. Как их наладить?") провел глава фирмы LiCO (www.lico.ru) Максим Кикоть и один ("Как из хорошего продавца "вырастить" хорошего руководителя") - профессиональный консультант LiCO Олег Щеглов.

Максим Кикоть постоянно сверял свои

взгляды с мнением участников мастер-классов

Общий итог Петербургского IT-Форума, организованного центром бизнес-мероприятий Business eXchange (BeX, подразделение издательского дома "СК Пресс") при поддержке Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ, www.apkit.ru), таков: все остались довольны как деловой частью конференции, так и культурно-развлекательной (последняя состоялась в клубе "Конти - Гигант-холл" и продолжалась в течение нескольких замечательных "костюмированных" часов). По словам директора BeX Георгия Квона, планируется дальнейшее расширение географии IT-Форумов: в будущем году они пройдут в Южном и Приволжском федеральных округах. Подмосковные же IT-Форумы решено снова проводить лишь раз в год - исключительно

весной.

Что такое СМБ?

Практически все круглые столы, проходившие в рамках Петербургского IT-Форума, так или иначе вращались вокруг понятия "Средний и малый бизнес" (СМБ). И это не удивительно, ведь данная конференция рассчитана именно на компании, работающие с СМБ-предприятиями. В отличие от конференций, проводимых под брендом "IT-Summit" (одна из них совсем недавно прошла в том же Санкт-Петербурге, см. PC Week/RE, N 13/2005, с. 1) и ориентированных в первую очередь на поставщиков решений для крупных корпораций.

Анастасия Семенова:

"Cреди наших продуктов есть целый ряд решений,

специально "заточенных" для среднего и малого бизнеса"

Но вот что интересно: единого мнения о том, что такое СМБ, похоже, нет и быть не может. Все зависит от точки зрения. Если фискальные органы совершенно не интересуются уровнем ИТ-оснащенности потенциального налогоплательщика, то системному интегратору, рыскающему в поисках перспективных клиентов, совсем не безразлично, сколько компьютеризированных рабочих мест существует (или может быть установлено) у того или иного заказчика. Для него также очень важно знать, есть в компании ИТ-отдел (во главе со всезнающим и наделенным определенными полномочиями CIO) или всеми вопросами закупок компьютерной техники ведает завхоз, c трудом отличающий лицензионное ПО от контрафактного и не видящий разницы между оригинальными и поддельными расходными материалами.

Генеральный директор компании "Информатика" Сергей Трипалин:

"Мы стремимся продать заказчику не то, что он просит, а то, что ему нужно"

Консалтинговые компании к крупному бизнесу относят корпорации, работающие под управлением совета директоров, а к СМБ-предприятиям - структуры, управляемые единолично и построенные на основе так называемого семейного капитала. Есть также мнение, что крупные предприятия - это те, что входят в возглавляемый Аркадием Вольским Российский союз промышленников и предпринимателей.

Как известно, первые крупномасштабные конференции, посвященные проблемам и перспективам развития российского рынка информационных технологий и проходящие под "торговой маркой" IT-Форум, проводились исключительно под Москвой: сначала ежегодно (PC Week/RE, N 11/ 2000, с. 1 и N 14/2001, с. 1), а потом - два раза в год, весной c технологическим уклоном (PC Week/RE, N 8/2002, с. 1, N 14/2003, с. 1, N 17/2004, с. 2), а осенью - с "бизнесовым" (PC Week/RE, N 42/2002, с. 1, N 41/2003, с. 1). Затем они шагнули в регионы. Прежде всего в Екатеринбург, где в сентябре 2002-го состоялся первый Уральский IT-Форум (www.acsit.ru/forum.shtml), в мае 2003-го - второй (www.acsit.ru/forum2003.shtml), а в мае 2004-го - третий (www.acsit.ru/forum2004.shtml).

Четвертый Уральский IT-Форум (www.acsit.ru/forum_company2005.shtml), основным организатором которого является Ассоциация компаний сферы информационных технологий (АКСИТ, www.acsit.ru), образованная в августе 2000 г., пройдет 26-27 мая в челябинской области (санаторий "Урал").

Сибирь стала вторым федеральным округом, охваченным данными конференциями: 27-29 октября 2004 г. в Томске состоялся первый Сибирский IT-Форум (www.crn.ru/?ID=460634).

Конструктивный подход к понятию СМБ демонстрирует компания "SAP в странах СНГ и Балтии" (www.sap.com/cis), которая совсем недавно провела первую российскую конференцию СМБ-партнеров (см. http://pcweek.ru/?ID = 481540). Менеджер по продвижению решения SAP Business One Маргарита Шух (Margarita Schuch) отмечает, что сегодня в мире насчитывается более 78 млн. малых предприятий с оборотом от 1 до 10 млн. евро и 614 тыс. средних фирм (от 10 до 100 млн. евро). Ссылаясь на данные исследовательской компании Market-Visio/Gartner, она утверждает, что в России сейчас свыше 19 тыс. средних предприятий, и более 65% из них не имеют автоматизированных систем управления. Из этого "отрадного" факта видно, что поставщики ERP-решений для сектора СМБ в нашей стране в обозримом будущем без куска хлеба (скорее всего, не только с маслом, но и с икрой) не останутся. Как, собственно, и поставщики разного рода софта и "железа".

Лев Кутман считает, что уровень предприятия определяется

не оборотом, а размером компьютерной сети

Максим Кикоть, глава компании LiCO, занимающейся управленческим и кадровым консалтингом, считает, что для России "образца 2005 года" малыми предприятиями следует считать те, годовой оборот которых не превышает 1 млн. долл., а средними - те, что делают в год до 100 млн. долл. Все, что выше, - это крупный бизнес. По его мнению, есть еще мелкий, например розничный семейный бизнес. Его планка - до 100 тыс. долл. в год.

Один из главных спикеров Петербургского IT-Формума, директор по развитию каналов сбыта IBM Андрей Тихонов, ссылаясь на данные Госкомстата, утверждает, что в нашей стране насчитывается 30 тыс. средних предприятий. На них и охотится Голубой гигант, постоянно памятуя о том, что, по мнению аналитиков IDC, около 46% российского ИТ-рынка обеспечивают именно СМБ-предприятия.

Двенадцать сегментов российского ИТ-рынка.

Итоги 2004 г.

С некоторых пор (а именно - с прошлого года) охотится на СМБ-предприятия и всемогущая корпорация Sun Microsystems, предлагая им недорогие решения (например, серверные системы и рабочие станции на платформе AMD Opteron) стоимостью от 3000 долл. При этом в Sun, как говорит менеджер по продуктам Анна Островская, к среднему бизнесу относят предприятия c годовым оборотом от 30 до 50 млн. долл. О том, сколько предприятий такого рода имеется в России, в Sun не задумываются, но итогами продвижения систем, выполненных на платформе AMD Opteron, довольны. По словам г-жи Островской, только в прошлом году в нашей стране их было продано около двухсот, причем около 60% из них - СМБ-предприятиям.

Директор по проектам пермской фирмы "ИВС-Сети" Лев Кутман считает, что для региональных ИТ-компаний средними предприятиями являются те, сеть которых насчитывает не более 50 компьютеров. С ним почти соглашается менеджер по работе с корпоративными клиентами "Лаборатории Касперского" Анастасия Семенова. Она утверждает, что решения "Лаборатории", ориентированные на СМБ-предприятия, предполагают, что у такого клиента имеется сеть, насчитывающая от двух до 150 компьютеров. По ее словам, около 90% "юридических" клиентов "Лаборатории" на территории стран СНГ и Балтии являются СМБ-предприятиями - т. е. потребляют предназначенные для них продукты. При этом на их долю приходится около 35% оборота компании.

Михаил Елашкин отмечает, что у каждого крупного производителя, как правило, есть свое определение СМБ-компании. В этом нет ничего страшного. Microsoft, например, в основу классификации кладет число компьютеризированных рабочих мест. И это правильно - так как на каждое рабочее место корпорация в принципе может продать лицензию. А вот бизнес Oracle устроен иначе. На предприятии могут быть тысячи компьютеров, но доступ к базам данных разрешен лишь нескольким десяткам пользователей. Поэтому одно и то же предприятие Microsoft считает крупным, а Oracle - мелким.

В ожидании фуршета

По словам г-на Елашкина, распознать статус компании у конкретного поставщика товаров или услуг довольно просто: если к данной компании прикреплен персональный менеджер, то она крупная, в противном же случае - СМБ.

Сегменты ИТ-рынка растут крайне неравномерно

Стремление объять необъятное и вывести усредненные показатели роста ИТ-рынка в целом не дает особо ценных и статистически достоверных результатов. Хотя бы потому, что нет единого представления о том, что именно считать "ИТ-рынком в целом". Включать ли в это понятие, например, цифровую потребительскую электронику и услуги, оказываемые Интернет-провайдерами или сотовыми операторами? А как быть с оборотами фирм, занимающихся офшорным программированием или экспортом тиражных продуктов? Поэтому гораздо интереснее и полезнее рассматривать отдельные сегменты ИТ-рынка. Что и сделал директор аналитической компании ITResearch (www.itresearch.ru) Юрий Бонкарев в первый же день работы Петербургского IT-Форума. Приведенная ниже таблица дает исключительно наглядное представление о динамике тех сегментов рынка, которые находятся в зоне интересов ITResearch (в 2004 г. их общий объем в ценах потребителей составил 6,4 млрд. долл., что на 39,7% выше аналогичного показателя 2003-го). Так что у отдельно взятых фирм рост росту рознь: если у какой-либо компании по итогам 2004 г. обороты ИБП увеличились, к примеру, на 50%, то менеджерам этой фирмы - честь и хвала. Но если аналогичный рост наблюдался по КПК, то главе такой компании следует задуматься о профессионализме своих подчиненных.

Версия для печати