КОНФЕРЕНЦИИ
30 мая в Москве впервые прошла конференция с длинным названием "Использование современных ИТ в работе законодательных собраний и государственных учреждений регионов России". Казалось бы, ну и что в этом удивительного? Все было бы заурядно, если бы эту конференцию проводил не Сенаторский Клуб*1 совместно с ведущими российскими компьютерными компаниями, представителями Мининформсвязи РФ и СМИ. Открыл заседание заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ А. П. Торшин. Он сказал о том, что Федеральное Собрание, вся деятельность которого направлена на защиту регионов России, заинтересовано в том, чтобы рекомендации конференции способствовали большей эффективности органов законодательной власти. Он также передал пожелания успеха участникам конференции от Председателя Совета Федерации С. М. Миронова. В состав президиума конференции вошли другие сенаторы - Лев Бойцов, заместитель председателя комитета СФ по делам молодежи и спорта, член комиссии СФ по информационной политике, и Татьяна Коновалова, заместитель председателя комитета СФ по методологии и реализации конституционных полномочий СФ.
_____
*1 Сенаторский Клуб был создан в 2002 г. по инициативе председателя Совета Федерации Сергея Миронова, он объединяет всех сенаторов - представителей исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.
Александр Торшин приветствует участников конференции
В современных условиях в работе органов законодательной власти большое значение имеют системы обеспечения законодательной деятельности, начиная от учетных систем, обеспечивающих отслеживание всех стадий прохождения законопроектов, и кончая экспертно-аналитическими системами поддержки законодательных решений. Управленческие ситуации, связанные с реализацией законов, необходимо проигрывать на моделях, чтобы не возникло проблем, как с реализацией 122-го постановления "О монетизации льгот" Если простые учетные законодательные системы уже появились, то качественных экспертно-аналитических систем поддержки пока просто нет, хотя, как показал ряд выступлений, работы по моделированию, в частности, экономики регионов, ведутся.
Выступлений на конференции было много. Александр Николаевич Калинин (НКК), представлявший правление АПКИТ (www.apkit.ru), в своем докладе изложил взгляд, сложившийся на проблему информатизации органов государственной власти, руководства АПКИТ и свой лично, сформировавшийся за время работы главным конструктором системы "ГАС Выборы". Сама информационная отрасль России начинает представлять интерес как экономический субъект, поскольку достигла уже достаточно больших оборотов, имеет перспективу роста и представляет некий феномен на фоне других отраслей. ИТ решают многие вопросы борьбы с терроризмом, поскольку позволяют осуществлять мониторинг миграции населения, поддержать новую паспортную систему и т. д. Информационные системы незаменимы также при организации адресной социальной помощи населению, а также является эффективным способом информирования населения. Все ведущие российские фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, работают как крупные ИТ-предприятия. Есть вопросы, над которыми ИТ-отрасль и законодательная власть должны работать совместно. В первую очередь это касается так называемого цифрового неравенства, когда в отдельных населенных пунктах нет даже телефона.
Селена Семушкина
Развитие ИКТ в стране основано на ряде государственных программ, в первую очередь "Электронная Россия", которая была принята в 2002 г. Кроме того, Мининформсвязи разработало "Стратегию развития и использования ИКТ в РФ до 2010 г.", а также вытекающие из нее "Концепцию информатизации федеральных органов государственной власти" и "Концепцию региональной информатизации до 2010 г.".
Александр Калинин отметил, что в среднем расходы на информатизацию в регионах в расчете на одного жителя составляют всего 20 рублей. Наблюдается большая неравномерность по информатизации регионов. Наряду с передовыми регионами, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Ханты-Мансийский федеральный округ и др., в более чем 40% регионов состояние дел крайне плохое.
Александр Калинин
Среди негативных факторов г-н Калинин отметил отсутствие системного подхода при внедрении ИТ в регионах, отсутствие стандартных решений и стандартов для информатизации регионов, недостаточная координация между различными государственными органами и ведомствами. Обмен информацией по каждому гражданину должны осуществлять до 15 ведомств. Отсюда - высокая стоимость внедрения ИТ, дублирование и несовместимость систем и отсутствие у граждан доступа информационным ресурсам и информации местных органов власти. По его мнению, сейчас нужно заниматься такой программой, как "Электронный регион", и заниматься ею наряду с "Электронной Россией". Необходимым условием использования ИТ в органах госвласти является максимальная открытость и работа с компьютерным сообществом. В частности, с АПКИТ как крупнейшей российской некоммерческой организацией, объединяющей более 200 компаний, контролирующих около 70% ИТ-рынка, а также включающей в себя ряд других ассоциаций.
В целом, отметил выступающий, имеется полное понимание того, как надо строить ИС регионального органа государственной власти. Далее он рассмотрел пример типовой такой системы.
Руководитель департамента ФАИТ Мининформсвязи Селена Георгиевна Семушкина в кратком выступлении заявила, что регионы занимаются лоскутной автоматизацией. По ее мнению, основные проблемы сегодня не технологические. Первая проблема - отсутствие внутренней координации региональных органов власти и их координации с федеральными органами власти. Вторая - несовместимость информационных систем, которые ставятся в регионах. Поэтому остро необходима стандартизация информационного обмена между региональными системами и федеральными. Здесь нужен диалог властных структур прежде всего между собой. Однако централизованный подход к внедрению систем тоже не проходит, поскольку трудно учесть все местные особенности.
Александр Куцобин
Интересным было выступление директора центра деловой информации Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) Александра Петровича Куцобина, рассказавшего о проекте, реализуемом ТПП. Эта структура представляет сообщество различных организаций, в которое входит также разветвленная сеть ТПП в каждом субъекте федерации и во многих муниципальных образованиях; в ТПП принято 170 союзов, объединений и ассоциаций, она имеет 15 собственных зарубежных торговых представительств и около сотни зарубежных партнеров. Палаты поддерживают предпринимательство в регионе и оказывают специфические бизнес-услуги.
Чтобы превратить сообщество де-юре в сообщество де-факто, ТПП приняла целевую программу развития поддержки предпринимательства на базе сети обмена деловой информации. Ее цель - расширение объема и качества услуг, оказываемых ТПП как отечественным, так и зарубежным предпринимателям. Результаты уже налицо. В первую очередь для всех палат сделаны на деньги федеральной ТПП типовые сайты, разработанные по единой технологии и поддерживающие различные режимы публикации информации, доступ к единым базам данных. Во-вторых, введены единые стандарты предоставления информационных услуг и созданы специализированные ресурсы.
Следующая задача, стоящая на ближайшие три года, - организация единой торговой площадки ТПП, чтобы была единая точка входа, а не 171).
Сложности у проекта в том, что предпринимателю в любом регионе кроме информации о партнерах и поставщиках нужна информация региональных властей, а ее трудно получить. В этом направлении ТПП развивает сотрудничество с Мининформсвязью.
Заместитель председателя Экспертного совета по инновационной политике при Совете Федерации Евгений Павлович Смирнов представил участникам конференции "Рабочую группу по прогнозированию и стратегическому планированию социально-экономического развития регионов". Г-н Смирнов заявил, что должны взаимодействовать не только бизнес и власть, но и власть с экспертным сообществом. Рабочая группа, действующая с 1996 г., но формально оформленная год назад, объединяет около пятидесяти регионов и ряд федеральных агентств и ведомств. Целью группы является объединение и внедрение в деятельность госорганов самых современных управленческих и информационных технологий. Группа осуществляет обратную связь с регионами с целью анализа их практического опыта, помогает регионам в выборе инструментальных средств для решения задач прогнозирования и стратегического планирования.
Евгений Смирнов
От имени рабочей группы выступили директор Российского НИИ искусственного интеллекта Александр Семенович Нариньяни, советник директора Федеральной службы по оборонному заказу Николай Иванович Нехорошкин и главный конструктор по информатизации Ивановской области Сергей Дмитриевич Коровкин.
Александр Нариньяни рассказал о том, что для принятия решений на уровне как страны, так и регионов необходим качественный прогноз развития тех или иных событий. Проигрывать все ситуации на людях, как сейчас нередко делается, - ведет к разного рода потерям, в том числе времени. У РНИИ ИИ есть обкатанные технологии прогнозирования социально-экономических систем, которые были опробованы в разных областях. Он показал одну из моделей, показывающую модель экономики России 1998 г. по 30 макропараметрам, демонстрирующую варианты выхода из дефолта.
Отмечу, что спонсорами конференции выступили крупнейшие западные вендоры: Microsoft, IBM, Oracle и Avaya. Доклады представителей IBM, Oracle также были посвящены проблемам информатизации госсектора и вызвали интерес участников конференции. Подытоживая работу конференции, Татьяна Коновалова предложила создать постоянно действующую ИТ-секцию при Сенаторском Клубе для более тесного сотрудничества органов государственной власти федерального и регионального уровней для контакта с компаниями и организациями сферы ИТ и науки.