АСУ
Современное предприятие можно сравнить со сложным организмом, саморазвивающейся системой. Любое изменение ее параметров влечет за собой нарушение равновесия и требует немедленной реакции. Например, сбой в подсистеме отгрузки однозначно повлияет на работу склада, в результате изменится задание на производство. Отсутствие продаж, в свою очередь, вызовет сокращение закупок сырья, простой оборудования, снижение эффективности производства.
Особенно показательна в этом смысле пищевая промышленность. В любое время суток, днем и ночью, товар необходимо отгрузить. Требуется отлаженная система учета реализации, оперативное планирование производства, многоступенчатый контроль качества...
Конечно же подобная система существует на каждом предприятии. Но отвечает ли она требованиям времени?
Вопрос отнюдь не праздный. В условиях современного производства чрезвычайно высока концентрация информационных потоков. Время для принятия решения у руководства ограничено, существенно возрастает цена ошибки. Именно поэтому сегодня огромное значение придается системам автоматизации и информатизации производства.
Три проблемы одной отрасли
Когда речь заходит об особенностях автоматизации предприятий пищевой промышленности, важно понять, в чем заключаются основные трудности и соответственно какие актуальные задачи характерны для отрасли.
Во-первых - управление качеством. Случаи отравления продуктами той или иной фирмы быстро становятся достоянием прессы и приводят к самым нежелательным последствиям. Так, в 1999 г. несколько десятков бельгийцев и французов отравилось напитками Coca-Cola, из-за чего в ряде европейских стран продажи продукции компании были временно ограничены. Аналогичная судьба постигла Кропоткинский молочный комбинат, продукты которого вызвали массовое отравление на Кубани. Сегодня в центре внимания общественности - вспышка гепатита А в Тверской области, в чем компетентные органы обвиняют местное предприятие "Ржевпиво".
Второй задачей является эффективное управление сбытом. Крупные торговые сети предъявляют жесткие требования к производителям и поставщикам. Молоко и хлеб поступают в магазины ежедневно; другие пищевые продукты не столь требовательны к срокам реализации, но, как правило, цикл отгрузки и здесь ограничен неделей. При этом важно оптимизировать движение товара, упорядочить транспортную и складскую логистику.
Наконец, любое предприятие заинтересовано в снижении издержек. В условиях насыщенного рынка это путь к повышению конкурентоспособности, ведь большая часть населения по-прежнему выбирает продукты исходя из уровня цен.
Отметим также, что крупные предприятия пищевой промышленности имеют разнородную номенклатуру, выпуская не только продукты как таковые, но и тару для их упаковки (розлива). Для таких предприятий крайне важна функциональность системы, обеспечивающая управление процессным и дискретным производством в рамках единого согласованного решения.
Особый подход
Что необходимо учитывать при решении задач, перечисленных выше?
Прежде всего - специфику отрасли: динамичный характер самого производства, краткость производственного цикла, ограниченный срок годности продуктов. Практически все изделия являются скоропортящимися. Требуется четкое согласование действий при приеме заявок, производстве продукции и отгрузке ее потребителю.
Не менее важным аспектом является отслеживание взаиморасчетов с поставщиками и покупателями. Как правило, отношения с дебиторами и кредиторами регулируются на основе долгосрочных договоров различного типа - купли-продажи, поставки, бартера - и предусматривают разнообразные формы расчетов по обязательствам. Для предприятий пищевой промышленности характерно большое количество контрагентов, что, разумеется, существенно усложняет контроль исполнения обязательств и платежей.
В число наиболее трудоемких этапов работы предприятий пищевой отрасли входит доставка готовой продукции потребителям. При этом используется собственный или арендуемый у сторонних организаций автотранспорт.
Данный этап сопровождается выпиской большого количества сопроводительных документов - путевых листов, товарно-транспортных накладных, счетов-фактур и т. д. При транспортировке строго соблюдаются графики и установленные маршруты. В связи с этим возникает необходимость контроля процесса отгрузки и учета работы автотранспортных средств.
Как известно, предприятия пищевой промышленности чаще всего используют прямые каналы продаж. У многих из них существует своя собственная сеть магазинов. Таким образом, возникает задача автоматизации деятельности не только самого производителя, но и подчиненных ему торговых точек. Необходимо создать механизм для формирования единой отчетности в рамках компании. При этом нужно учесть особенности каждого подразделения, будь то филиал основного производства или юридически обособленная компания в структуре холдинга.
Следовательно, для того чтобы получить информацию по предприятию в целом, требуется решить такие вопросы, как автоматизация учета товародвижения по направлениям реализации, интеграция программных систем головного офиса и всех подразделений.
Электронная панацея
Итак, что же должна представлять собой информационная система, способная решить большинство из упомянутых проблем? Назовем основные требования.
Для высокой интенсивности процесса отгрузки должны быть обеспечены контроль состояния склада и возможность резервирования товара.
Немаловажную роль играет эффективное управление оборотом тары. Задача решается при условии, что в системе есть специальные механизмы контроля и учета тары на предприятии и в залоге у покупателей. При этом тара рассматривается как самостоятельный объект информационной системы в рамках согласованной методологии бухгалтерского, налогового и управленческого учета.
Предприятия пищевой промышленности нередко применяют в своей работе различное оборудование, передаваемое покупателям на условиях краткосрочной аренды. Соответственно необходимо учитывать наличие у покупателей оборудования по типам с точностью до конкретного инвентарного объекта, обеспечить расчет арендной платы, а также организовать планирование и учет обслуживания такого оборудования.
В любой производственной деятельности планирование занимает особое место. Нужно, чтобы информационная система помогала разрабатывать финансовые, производственные и сбытовые планы на любые необходимые периоды времени - год, квартал, месяц или неделю. В группу задач, решаемых системой, должна непременно входить разработка любого количества вариантов плана, при этом должны быть реализованы функциональные возможности для сравнения имеющихся альтернатив.
И наконец, для выявления и предотвращения ошибок в управлении предприятием важно исследовать и определить, как соотносятся показатели плана с реальными данными производства. Более того, при несоответствии фактических и плановых показателей система должна четко определить, что является причиной срыва выполнения плана.
Решаем проблемы
До последнего времени на рынке экономического программного обеспечения вниманию промышленных предприятий предлагались только бухгалтерские или складские системы, позволяющие успешно решать локальные задачи. Однако сегодня возможностей этих систем явно недостаточно. Для успешного управления крупным предприятием требуется детальный анализ производственной деятельности - доходности выпускаемого ассортимента, структуры затрат и издержек, факторов, влияющих на прибыль, дебиторской и кредиторской задолженности и т. д. Поэтому сейчас как никогда актуальны именно комплексные подходы - со взаимной увязкой оперативного, бухгалтерского и управленческого учета.
Как правило, на предприятиях, не использующих специальные программные решения, учет ведется вручную либо - в лучшем случае - в Microsoft Excel. Затраты определяются не по ситуации, а посредством одинаковых расчетных нормативов. Это не позволяет корректировать информацию об использовании сырья и зачастую порождает некорректные данные по его остаткам. Фактически производство планируется вручную и основным инструментом при этом является интуиция руководства.
На подобном предприятии отсутствует формализация производственных процессов. Данные не точны, оперативность представления информации оставляет желать лучшего. А главное, даже проведение "лоскутной автоматизации" на таких предприятиях обычно не дает ожидаемых результатов.
С другой стороны, комплексная автоматизация обеспечивает жесткую привязку операций к рабочим центрам, что упорядочивает бизнес-процессы и сводит к минимуму влияние личностного фактора. Скорость извлечения данных, как и их достоверность, значительно возрастает. Информация предоставляется оперативно и в полном объеме. Ведется контроль рецептур и потребления материалов, снижается процент брака.
Вывод очевиден: внедрение информационных систем на современном предприятии жизненно необходимо. Возникает другая проблема - какую систему выбрать?
Системы на любой вкус
Решения, представленные на российском рынке, условно можно разделить на две категории: "тяжелые" универсальные системы - SAP/R3, Oracle E-Business Suite, MS Axapta, Navision - и российские программы, разработанные с учетом отечественных стандартов и требований.
Каждое предприятие, сделавшее выбор в пользу автоматизации собственной деятельности, хочет, чтобы программный продукт обладал широким диапазоном функциональных возможностей, отличался высокой надежностью, был максимально экономичным, не предъявлял повышенных требований к ресурсам вычислительной техники и не обуславливал дополнительных денежных вливаний.
По этим критериям отечественные программные продукты выглядят предпочтительнее. Они изначально учитывают особенности российского бухгалтерского и налогового учета, в ходе их внедрения особое внимание уделяется специфике конкретного предприятия. Фактически здесь можно говорить о системах для определенной отрасли, реализованных на платформе более универсального продукта.
Примером может служить отраслевое решение "Ростерминал: Пищевая промышленность" на основе системы "1С: Управление производственным предприятием" (УПП). С одной стороны, оно поддерживает все функциональные возможности "1С: УПП 8.0", а с другой - в нем учтена специфика производственных процессов на предприятиях пищевой промышленности, реализованы дополнительные возможности.
Внедрение же западной системы нередко повышает инвестиционную привлекательность компании, положительно сказывается на ее имидже. И здесь главный критерий - базовое соотношение цена/качество.
Иными словами, при выборе программного продукта необходимо определить, какая система в наибольшей степени соответствует потребностям и возможностям предприятия, стоит ли переплачивать за известное имя. Имидж безусловно важен, но для того чтобы производство работало, развивалось и приносило прибыль, одной имиджевой составляющей мало. Необходимо скоординировать усилия, построить единую систему управления, а это возможно лишь на базе комплексного полнофункционального отраслевого решения.
С автором статьи можно связаться по адресу: falcon7@inbox.ru.