ПРОЕКТЫ
Всего год назад компания R-Style SoftLab объявила о выходе на рынок нового продукта - системы автоматизации торговли RS-Balance 3. И вот, снова приурочив мероприятие к выставке "Мир торговли", разработчики решили рассказать о первых бизнес-итогах одного из своих пилотных проектов. Точнее, свои первые результаты обнародовала не только R-Style SoftLab, но и группа компаний "Простор", выступившая с новой (запатентованной!) концепцией торговли мебелью под удачным названием "Готовая комната". Под этим брендом планируется развернуть сеть мебельных магазинов; пока же в январе открылся первый магазин в московском районе Жулебино.
По словам председателя совета директоров группы компаний "Простор" Игоря Хрисанфова, рынок мебели для дома в России в отличие от многих других сегментов (в частности, бытовой техники) еще не достиг цивилизованного этапа: завышен уровень цен, низка культура приобретения новой мебели. "Цель нашего проекта, - отметил он, - предоставить российскому потребителю возможность удобно и просто выбирать мебель для дома, не тратя лишних времени и средств". Новая форма торговли потребовала и новых подходов к автоматизации.
В октябре 2004 г. торговая компания провела закрытый тендер, в рамках которого было изучено несколько систем, в том числе решение на платформе "1С: Предприятие 8", а также Microsoft Axapta, Microsoft Navision и пилотная версия нового RS-Balance 3. Внедрение выбранной компанией системы RS-Balance 3 заняло три месяца, и она вошла в строй одновременно с открытием магазина. Стоимость проекта автоматизации составила несколько десятков тысяч долларов. Как отметила менеджер по финансово-экономическому развитию сети магазинов "Готовая комната" Елена Кристина, средства, вложенные в автоматизацию, уже окупились. В дальнейшем предстоит еще автоматизировать бухгалтерский учет, а также тиражировать решение для вновь открывающихся магазинов.
Елена Кристина во всех подробностях
рассказала, как протекала автоматизация
"Готовых комнат"
Проект "Готовая комната" |
Проект стартовал в январе 2005 г. Концепция проекта состоит из следующих элементов: - сеть мебельных магазинов площадью 2000-2500 кв. м по продаже мебели для дома под единым брендом ("Готовая комната"); - основной смысл - предложить покупателю легкий и экономичный выбор не отдельных предметов, а целиком интерьеров комнат (от софы до декоративных ваз), которые созданы профессиональными дизайнерами; - в магазинах предполагается представлять более 100 готовых интерьеров комнат; - для стимулирования покупки используются скидки на комплект, единая цена сборки (независимо от количества предметов) и экономичная доставка. Автоматизация: - в настоящее время в одной системе развернуто четыре терминала в торговом зале и 11 рабочих мест в офисе мебельной компании; - функционирует управление документооборотом, заказами, закупками, продажами и запасами; - реализован финансовый учет; - предусмотрены подсистемы формирования себестоимости товара и учета затрат, подсистема ценообразования. Первые результаты: - разработано 150 единиц готовых комнат и 153 их варианта ("клона"), отличающихся расцветкой, количеством предметов и пр.; самый дешевый комплект - 8500 руб., самый дорогой - 131000 руб.; - в проекте задействовано 30 поставщиков мебели, более десятка зарубежных фабрик из Китая, Таиланда, Вьетнама, Эстонии; - 70% покупателей магазина приобретают комплекты, а не отдельные предметы; - ежемесячный прирост выручки - до 30%. |
Основной проблемой при внедрении стали особенности учета, которые отличают предложенную форму торговли: возможность комплектации наборов мебели (зачастую из предметов разных производителей), применение скидок (на комплект и на отдельные позиции), формирование документов (расходной накладной и пр.), в которых фигурируют и проданные товары, и предоставленные услуги (доставка, сборка).
Как отметил директор департамента систем управления предприятием компании R-Style SoftLab Сергей Бабаев, "преодолеть возникавшие при внедрении проблемы нам удалось в первую очередь потому, что каждый шаг разработки был строго документирован и в случае необходимости мы могли дорабатывать нужные функции в процессе внедрения. Наиболее существенными в этом смысле оказались настройка форм отчетности (требования к управленческой отчетности в последние годы резко возросли), совершенствование эргономики некоторых подсистем и оптимизация производительности ПО на новых серверных платформах. Сегодня система может работать с 30-50 рабочими местами на одном сервере приложений". Кроме того, г-н Бабаев подчеркнул как несомненное достоинство системы RS-Balance 3 тот факт, что она создана совсем недавно и в ней, в отличие от многих существующих ИС, реализованы новые управленческие решения, используемые в современном бизнесе. Так, сегодня значительно возросли требования к аналитической отчетности (отраслевой, управленческой и пр.); зачастую необходимо пакетное формирование документов в тех или иных цепочках документооборота.
По словам Сергея Бабаева, компания планирует помимо развития продукта (в частности, предполагается создание коробочной версии для небольших торговых компаний и версии на СУБД Oracle) наращивать и инфраструктурную составляющую: развивать дилерскую сеть в перспективных регионах, налаживать партнерские отношения с поставщиками торгового оборудования для автоматизации магазинов и складов и т. д. Это оправданные шаги, так как рынок ИТ для торговли сегодня активно растет: согласно специальным исследованиям, за 2004 г. этот сегмент вырос на 40%. По данным РБК, в настоящее время торговые предприятия тратят на ИТ около 1,5-2% от годового оборота и эти показатели сохранятся в ближайшие 2 - 3 года.