GPS-навигация с трудом прокладывает дорогу в России

ПРОДУКТЫ

Аналитики давно сулят рынку спутниковой навигации прекрасные перспективы. В самом деле, возможность точного определения местонахождения объекта пригодится практически любым категориям пользователей - и транспортниками, и охранниками, и простым владельцам мобильных устройств.

К сожалению, реальность отстает от прогнозов. В отличие от сотовых телефонов навигационные приборы так и не получили пока массового распространения. На это есть немало причин. Одна из них состоит в том, что в полном масштабе сегодня работает только одна глобальная система - американская GPS, а две другие - европейская Galileo и российская GLONASS - находятся в процессе создания и вступят в строй не раньше 2008 г. Вторая причина связана с нехваткой дешевого оборудования для спутниковой навигации.

Очевидно, что первая проблема решается только на государственном уровне. А вот со второй можно справиться и более скромными силами. Именно по этому пути пошла российская компания Macro Group (www.macrogroup.ru), которая в прошлом году выпустила два продукта для определения местоположения: GPS-приемник Orcam и созданный на его базе спутниковый навигационный терминал MacroS.    

GPS-приемник Orcam

Как рассказал Глеб Пыхтин, менеджер Macro Group по беспроводным технологиям, 12-канальный приемник Orcam представляет собой высокочувствительный встраиваемый модуль на основе аппаратно-программной платформы американской фирмы SiRF Technology, которая специализируется на производстве GPS-чипсетов. "Весь прошедший год приемник Orcam тестировался в России и Европе в составе наземных, морских и воздушных систем", - сообщил он.    

Навигационный терминал MacroS

Параллельно велась работа по выбору оптимального антенно-фидерного устройства для создания навигационного терминала MacroS. После тестирования из 14 типов антенн были выбраны три для различных версий терминала: активная плоская антенна с диаграммой направленности более 120 для применения в охранных автомобильных системах, пассивная цилиндрическая для GPS-навигаторов и часов и еще одна антенна для систем мониторинга транспорта.

Компания Macro Group не случайно взяла за основу платформу фирмы SiRF. По словам Глеба Пыхтина, SiRF является безусловным лидером рынка GPS-чипсетов. Созданная разработчиками системы GPS, эта компания обладает технологиями, которые обеспечивают высокое качество и скорость доставки информации о географических координатах на любые устройства, оборудованные средствами связи. Более того, их можно применять даже в условиях, где обычные GPS-методы определения местоположения не работают. Чтобы еще больше укрепить свои позиции, в 2001 г. SiRF купила GPS-бизнес у компании Rockwell, а недавно - у Motorola (см. врезку "SiRF укрепляет позиции на рынке GPS"); тем самым она постепенно превращается в монополиста в своей области.    

SiRF укрепляет позиции на рынке GPS

В июне компания SiRF Technology купила у Motorola линейку GPS-чипсетов и стала для этой фирмы основным поставщиком GPS-технологий и чипсетов. Общая сумма сделки составила 20 млн. долл.

Одновременно Motorola объявила о снятии с производства GPS-модулей М12, M12+Navigation, M12+Timing, M12M (Mobra), FS Oncore и PFS Oncore, широко используемых российскими производителями. В качестве альтернативных решений она рекомендует рассмотреть модули на основе чипсетов и программных технологий компании SiRF, которая включит в свой портфель существующие GPS-чипсеты Motorola, в том числе MG2000, применяемый в телематике, и MG4xOO, получивший распространение в мобильных телефонах и системах безопасности на основе двухсторонней радиопередачи.

Компания Macro Group выпустила новые устройства недавно, но они уже используются в ряде систем. Так, приемник Orcam составляет основу персонального навигационного терминала Watch Call российской фирмы Rimco XXI (www.rimco.ru). Показывая этот оснащенный антеннами GPS и GSM прибор, напоминающий большие наручные часы, директор Rimco XXI Сергей Мосиенко объяснил, что Orcam был выбран после тестирования множества приемников благодаря низкому энергопотреблению и невысокой стоимости (OEM-модуль Orcam стоит порядка 35 долл., а цена терминала MacroS колеблется в пределах 45 - 49 долл. для партии от 500 штук).

MacroS также применяется в самых разных проектах. В качестве примера можно привести систему автоматической идентификации судов разработки Transas (www.transas.com). "Эта фирма тестировала MacroS и выбрала его в силу высокой чувствительности, способности быстро определять координаты и возможности повысить точность позиционирования с пяти до одного метра", - объяснил Глеб Пыхтин. Кроме того, стоит упомянуть систему контроля, безопасности и мониторинга транспорта для МВД Республики Татарстан (проектировщик-НПО "Техноцентр"). По словам Глеба Пыхтина, благодаря системе навигации в дежурной части МВД всегда известно, где находится тот или иной объект. Сейчас проект внедряется в Казани, Набережных Челнах и других городах Татарстана. Фирма "Навигатор" (www.navigatorus.ru), предлагающая охранные услуги для автотранспорта в Северо-Западном регионе, выбрала MacroS для службы определения местоположения автомобилей, предотвращения угонов и оперативного реагирования, а Санкт-Петербургский институт аэрокосмического приборостроения оборудовал этим терминалом систему аэрофотосъемки с использованием беспилотного летательного аппарата.

Конечно, Macro Group - не единственный производитель GPS-приемников в России. Аналогичные устройства предлагают и другие компании. Но проведенное его сотрудниками сравнение показывает преимущество приемника Orcam по соотношению цена/качество. Кроме того, в пользу этого прибора свидетельствует сертификат Министерства обороны РФ, который позволяет использовать его в федеральных целевых программах, связанных с мониторингом и управлением транспортными средствами.

В настоящий момент в России действуют две программы: "Глобальная навигационная система", предусматривающая внедрение средств спутниковой навигации в интересах наземного автомобильного и городского электрического транспорта (срок 2002 - 2011 гг.), и проект "Международные транспортные коридоры" для наземного автомобильного транспорта (раздел "Навигация и телематика", 2002 - 2010 гг.). Если данные программы будут реализованы, это, безусловно, подстегнет рост рынка спутниковой навигации в нашей стране, который сейчас находится на этапе становления.    

По словам Глеба Пыхтина, основными потребителями встраиваемых GPS-модулей у нас являются производители средств мониторинга и охраны наземных подвижных объектов. Для передачи координат, полученных от GPS-приемника, такие системы обычно используют GSM-канал. Компании, работающие в данной области, как правило, имеют единые мониторинговые центры, куда стекается и оперативно анализируется информация. В системах мониторинга местоположения грузов при дальних перевозках обычно используются спутниковые или совмещенные с сотовыми каналы связи. В таких системах основная доля затрат приходится на передающую часть. Но, тем не менее, цена перевозимого груза практически всегда существенно превышает стоимость навигационного оборудования. Данный сегмент рынка в настоящее время практически не заполнен.

Еще одним заметным потребителем GPS-модулей являются компании, производящие морское навигационное оборудование и системы мониторинга железнодорожного транспорта. Здесь часто используются совмещенные GPS/GLONASS-приемники. Из-за такого совмещения они стоят на порядок дороже описанных выше модулей.

Кроме того, GPS-приемники находят применение в оборудовании, которое не относится к навигационному, но требует точной синхронизации и привязки ко времени. С помощью GPS-приемника, обладающего pps-выходом, можно получать синхроимпульсы, привязанные к всемирному времени UTC. В удаленных системах такой способ синхронизации группы устройств зачастую является экономически оправданным.   

На мировом рынке встраиваемых GPS-устройств наблюдается иная картина. Там львиная доля принадлежит сегменту мобильного оборудования телефонам, КПК, GPS-часам, US флэш-картам со средствами GPS, к; манным средствам личной безопасное и т.д. Объем этого рынка оценивается десятками и сотнями миллионов устройств. Здесь доминируют телекоммуникационные гиганты, включая азиатских производителей. Российские фирмы вместе с западными партнера также стремятся выйти на этот рынок, но там борьба гораздо жестче, чем внутреннем.

Однако у нас есть свои национальные особенности, тормозящие развитие этого перспективного сегмента. Первая болевая точка связана с картографией. Дело в том, что карта России в масштабе 1:10000 является секретной, поэтому для ее создания и распространения нужна государственная лицензия и высокие затраты (по приблизительным оценкам от 5 до 6 млн. долл.). Вторая проблема заключается в том, что по существующим законам о государственной тайне запрещено использование спутниковых приборов измерения координат с точностью более 30 м. А ведь с помощью GPS-приемников можно проводить измерения с точностью 5 м. Поэтому для прохождения сертификации производители навигационных систем вынуждены программно "загрублять" точность своих систем на испытаниях. Потом они могут вернуть исходную точность, но рискуют в любой момент получить претензии спецслужб. "Ситуация довольно запутанная, и если бы эти ограничения были сняты, отечественный рынок GPS-навигации мог бы существенно увеличиться, так как он имеет очень большой потенциал для роста", - уверен Глеб Пыхтин.