КОНФЕРЕНЦИИ
В Москве прошла третья ежегодная международная конференция и выставка "GSM Russia 2005", организатором которой выступает компания Infor-media Russia (www.infor-media.ru). Этот форум стал очередным мероприятием в серии конференций и выставок "3GSM World Series" (www.gsmconferences.com), проводимых в течение последних пяти лет группой компаний Informa telecoms & media по всему миру. В двухдневной работе приняли участие 576 человек из 153 компаний и организаций; на выставке свои продукты и решения демонстрировали 38 фирм, с докладами выступили 26 специалистов.
На восьми тематических сессиях были последовательно рассмотрены состояние и перспективы развития мобильной связи в России, правовая база и возможности роста рынка GSM, внедрение дополнительных услуг (VAS), способы удержания абонентов и максимального увеличения доходов, инвестиции в отрасль, перспективы появления в России 3G-сетей, а также вопросы развития новых технологий и повышения эффективности роуминга и биллинга.
Большой интерес вызвали панельные дискуссии, которые проводил Джон Хоффман, генеральный директор департамента консалтинга в области эволюции технологий Международной ассоциации GSM. В них приняли участие руководители и ведущие специалисты "большой тройки" российских операторов GSM, а также аналитики и представители ведущих компаний - поставщиков оборудования. На выставке помимо таких крупнейших производителей оборудования, как Nokia и Nortel, были широко представлены отечественные и зарубежные поставщики решений для биллинга, роуминга, организации VAS, а также производители SIM- и пластиковых карт.
Как отметил в пленарном докладе Вячеслав Афанасьев, исполнительный директор Ассоциации российских операторов GSM, число абонентов сетей этого стандарта в России на протяжении последних восьми лет ежегодно увеличивалось в два-три раза и по состоянию на 1 мая составило 88,06 млн. Всего же в мире к этому сроку насчитывалось 1,39 млрд. действующих номеров GSM, а общая абонентская база сетей мобильной связи вплотную приблизилась к двум миллиардам (1,94 млрд., по состоянию на 1 мая).
Вячеслав Афанасьев: "В этом
году удвоения количества абонентов
уже не будет"
Если в 2002 г. по количеству абонентов Россия занимала 14-е место в мире, то по данным 2004-го она уже вышла на четвертое место - вслед за Китаем, США и Японией. По мнению первого заместителя генерального директора компании "МегаФон" Алексея Ничипоренко, если раньше наша страна по уровню развития сотовой связи отставала от развитых западных стран на три-четыре года, то теперь это отставание сократилось до полутора-двух лет.
Три крупнейших российских сотовых оператора - "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") и "МегаФон" - по данным на 1 мая обслуживали соответственно 31,9; 29,6 и 16,3 млн. пользователей в 75 регионах нашей страны. Все три компании по итогам 2004 г. вошли в десятку самых быстрорастущих компаний мира. Кроме того, 4,38 и 2,05 млн. абонентов насчитывалось в GSM-сетях компаний холдинга "Связьинвест" и оператора СМАРТС соответственно. Еще 1,34 млн. жителей России используют мобильную связь других стандартов (СDMA, NMT и AMPS/DAMPS).
Доходность на абонента, долл./мес.
Показатель проникновения (число абонентов сотовой связи в расчете на 100 жителей) в Москве и Санкт-Петербурге достиг 100%, а в Центральном и Северо-Западном федеральных округах превысил 70% (см. диаграмму). Стопроцентное проникновение, конечно, не означает, что все жители двух столиц, от младенцев до стариков, пользуются сотовыми телефонами. Дело в том, что 10-15% (а по некоторым исследованиям, и до 30%. - Прим. ред.) абонентов владеют двумя или несколькими номерами (SIM-картами). Кроме того, в сетях МТС и "Билайна" абонент тарифа с предоплатой, "выговоривший баланс в ноль" и по этой причине переставший пользоваться номером и SIM-картой, еще полгода продолжает числиться в списках.
Тем не менее период высоких темпов роста подходит к концу, и скорее всего даже с учетом особенностей подсчета в этом году удвоения абонентов уже не будет. Кроме того, вместе с ростом количества пользователей происходит снижение ежемесячного дохода на одного абонента (ARPU). По данным на апрель, эта цифра у МТС и "ВымпелКома" упала ниже 10 долл. в месяц (см. таблицу).
Все это заставляет операторов искать всевозможные способы повышения доходов, и здесь на первый план выходят дополнительные услуги, которые в западных странах позволяют достичь ARPU в размере 30-40 долл. в месяц. С ними в сотовые сети приходят многочисленные новые компании - контент-провайдеры, агрегаторы и другие. И если у двух крупнейших российских операторов доля VAS в ARPU составляет около 4%, то третий по величине отечественный оператор продвинулся в этом направлении гораздо дальше. По словам Алексея Ничипоренко, для сети "МегаФона" этот показатель в прошлом году достиг 12%, а в нынешнем должен вырасти до 16-18%. Отчасти благодаря этому и доход на одного абонента в месяц у "МегаФона" в Московском регионе составляет более 18 долл.
Телефонная плотность (проникновение)
сотовой связи по округам
Компания первой ввела услуги LBS (определение местоположения абонента) и мобильного телевидения и уделяет большое внимание настройке пользовательских терминалов. Ведь для того чтобы настроить GPRS- или WAP-доступ в Интернет для различных моделей сотовых телефонов, требуется выполнить от пяти до 30 действий, а для передачи и приема мультимедийных сообщений (ММS) - от семи до 45. Сделать это самостоятельно может только очень "продвинутый" пользователь, поэтому для большинства абонентов такие услуги предлагают специально подготовленные специалисты в салонах дилеров. Для последних действует специальная программа, в рамках которой дилеры получают вознаграждение за каждого подключенного и пользующегося дополнительными услугами абонента "МегаФона".
В общем, дополнительные услуги, в число которых входят различные SMS- и MMS-сервисы, конференцсвязь, LBS, мобильные платежи, игры и многое другое, на ближайшую перспективу представляют наиболее реальный способ повышения доходов сотовых операторов.