InfoComm’2005: AVoлюционное развитие

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Несмотря на то, что в последние годы выставочный бизнес переживает не самые лучшие времена, традиционно проходящая в первой декаде июня в Лас-Вегасе международная выставка аудиовизуальных технологий InfoComm International, организатором которой выступает Международная ассоциация производителей средств инфокоммуникаций ICIA (International Communications Industries Association), не только не теряет популярности среди специалистов, занятых в AV-индустрии, но и постепенно наращивает потенциал. В этом году она расширила свои площади почти до 36 тыс. м, на которых разместились 725 экспонентов (на 78 больше, чем в прошлом году), причем 170 из них приняли участие в выставке впервые. А среди ее старожилов - хорошо всем известные компании, такие, как AMX, Barco, Canon, Hitachi, JVC, LG Electronics, Mitsubishi, NEC, Panasonic, Philips, Pioneer, Samsung, Sanyo, Sharp, Sony и многие другие. Для них InfoComm давно превратилась в эффективный инструмент связи с конечными потребителями продукции, представителями дилерских фирм и системных интеграторов.

По оценкам организаторов, примерно 62% посетителей выставки - это люди, коммерческая деятельность которых непосредственно связана с AV-индустрией. Еще до открытия экспозиции число предварительно зарегистрировавшихся (среди них граждане более 80 стран мира) заметно превысило прошлогодний уровень (25 240 против 22 894), а в первый день, согласно статистическим данным, на выставочных стендах побывало на 10,2% больше людей, чем год назад. InfoComm привлекает их не только демонстрируемыми на стендах новинками, но и широкой программой приуроченных к началу выставки и проводимых накануне ее открытия мероприятий, позволяющих быть в курсе насущных проблем индустрии и почувствовать дыхание отрасли в целом.

Так, уже в третий раз в преддверии выставки состоялся InfoComm Manufacturers Forum с участием руководителей компаний AMX, BARCO, Shure, JVC, Polycom. Форум изначально был задуман как ориентированный на производителей инструмент для обмена мнениями и анализа технологических тенденций в AV-отрасли. "Мы должны четко понимать, как позиционировать и перепозиционировать наши компании, чтобы эффективно использовать те преимущества, которые нам несут технологии следующего поколения, и быть открытыми для восприятия происходящих в мире изменений, - отметил на форуме Боб Хагерти, главный исполнительный директор фирмы Polycom. - Кому это удастся, тому и достанется клад".

Одним из важнейших элементов адаптации к изменениям, по мнению участников состоявшейся на форуме дискуссии, становится "дистрибьюторская экосистема". "Со временем роль дилеров будет только возрастать, особенно тех из них, кто может предложить заказчикам дополнительные услуги", - констатировал Рашид Скаф, исполнительный вице-президент корпорации AMX. Главным же вызовом времени, по его мнению, является растущая необходимость в упрощении использования продуктов и технологий (судя по всему, в ближайшее время это будет задача номер один не только для AV-индустрии).

В четвертый раз перед началом выставки (6 и 7 июня) был проведен и так называемый Projection Summit - двухдневная конференция, организаторами которой выступают компании Insight Media (www.insightmedia.info) и McLaughlin Consulting Group (www.mcgweb.com). Ориентированная на реселлеров AV-продукции, системных интеграторов и производителей компонентов, она ежегодно предоставляет трибуну представителям ведущих фирм индустрии проекционных систем и крупноформатных экранов и отраслевым аналитикам для обсуждения широкого круга тем, затрагивающих как технологические, так и бизнес-аспекты развития индустрии. Фактически Projection Summit представляет собой дискуссионную площадку для отражения различных точек зрения по актуальным вопросам. В частности, в этом году в повестку конференции были включены доклады по перспективам совершенствования проекционных источников света. Можно ли улучшить используемые сегодня повсеместно дуговые лампы? Что важнее: снизить цену световых модулей, продлить срок их службы или увеличить световой поток? Смогут ли светодиодные и лазерные источники составить в ближайшее время конкуренцию традиционным лампам? Свое мнение по этим вопросам высказали представители компаний Philips Lighting, Novalux и Ushio.

В фокусе внимания конференции оказались также вопросы, связанные с возрастающей конкуренцией между проекционными системами и плоскопанельными дисплеями. Хотя в последние годы отмечался рост спроса на телевизоры, спроектированные по принципу обратной проекции, производители плоских дисплеев уверены, что им удастся развернуть рынок в свою сторону как только заработают на полную мощность новые фабрики по выпуску крупноформатных LCD- и PDP-аппаратов. Некоторые аналитики также не исключают подобного развития событий, утверждая, что для обеспечения конкурентоспособности своих продуктов производителям проекционных систем придется ежегодно снижать их цену на 15-20%. Все это крайне важные для бизнеса реселлеров вопросы, что, собственно, и подогревает их интерес к Projection Summit. "Для меня это реальная возможность не только выслушать мнение лидеров отрасли, но и пообщаться с руководителями зарубежных дистрибьюторских и интеграторских компаний, подобных нашей, - утверждает уже неоднократно участвовавшая в конференции Елена Новикова, директор компании Polymedia. - В повседневном бизнесе мы сталкиваемся со схожими проблемами, и потому всегда интересно узнать, как их решают другие. Кроме того, послушав доклады на Projection Summit, я уже четко представляю, чему стоит уделить внимание на выставке".

Основные рыночные тенденции

- Активная интеграция AV-систем в ИТ-инфраструктуру предприятий

- Эрозия цен на AV-продукты

- Рост популярности видеоконференцсвязи и средств коллективной работы

- Рост спроса на средства потоковой передачи медиаданных

- Расширение спектра систем для дома

- Рост использования AV-систем в розничной торговле (digital signage)

Привлекает InfoComm и широкой программой обучения, которая предполагает как освоение основ дисплейных технологий, так и углубленные курсы по различным направлениям AV-технологий. "В этом году семинаров и курсов повышения квалификации стало еще больше, чем прежде. Это одна из особенностей данной выставки, несомненно, способствующая росту ее популярности", - считает Марат Габдрахманов, директор компании Activision, также регулярный участник InfoComm. По данным организаторов, в нынешнем году на образовательные семинары (а всего их было более 200) зарегистрировались 6620 человек (на 11% больше, чем в 2004-м), т. е. практически каждый четвертый, решивший посетить выставку. Среди наиболее популярных оказались включенные в программу так называемого "супервторника" (самый насыщенный учебный день) курсы, посвященные технологическим тенденциям, управлению проектами, AV/IT-конвергенции, а также инструментам, тактике и технологиям проведения профессиональных презентаций.

Экспозиция расставляет акценты

О том, что сегодня актуально в AV-идустрии, можно судить не только по тематике докладов на конференциях и семинарах, но и по характеру развития самой выставки. В частности, на InfoComm’2005 значительно был расширен тематический павильон Lightning & Staging, впервые выделенный из общей экспозиции в прошлом году. Демонстрировавшаяся в нем продукция наверняка привлекла внимание интеграторов, занимающихся проектами по оснащению конференц-залов крупных корпораций, а также обслуживающих выставочные организации и шоу-программы. Судя по всему, это направление действительно набирает обороты, отвечая на запросы крупных клиентов по укреплению имиджевой стороны организации мероприятий. Помимо различных световых устройств, аксессуаров, подъемников, оснастки и других видов продукции, не имеющей прямого отношения к AV/IT-индустрии, здесь широко были представлены инструменты управления сценическими и осветительными приборами в виде специализированных контроллеров, а также различные решения на основе светодиодных технологий (LED) вроде предлагаемого компанией Barco решения MiPix (см. PC Week/RE, N 40/2004, с. 2). Замечательная их особенность заключается в том, что они позволяют быстро собирать конфигурации практически любой формы и при этом использовать их не только для получения динамически изменяемого декоративного эффекта, но и для вывода полезной информации, например логотипа компании или ее девиза.

Компактный LED-дисплей

Barco для помещений

Вообще говоря, LED-панели становятся все более популярными и как информационные дисплеи для помещений. По прогнозам аналитической фирмы iSupply, рынок видеодисплеев на основе LED-технологии, оцениваемый по результатам 2004 г. в 639 млн. долл., к 2010-му вырастет до 755 млн. (рост не слишком быстрый, но стабильный). Уже достаточно привыкнув к громоздким уличным LED-дисплеям, в ближайшем будущем мы, очевидно, все чаще будем обнаруживать в супермаркетах, аэропортах и других общественных местах компактные экраны вроде представленного на InfoComm’2005 компанией Lighthouse Technologies законченного портативного решения ProVision с 6-мм шагом пикселов. Этот яркий (3000 нит) экран, предлагаемый в виде 56- и 80-дюймовой версий с изначально встроенным набором видеоинтерфейсов, видимо, будет особенно привлекателен для компаний, развивающих бизнес-направление по аренде проекционной и дисплейной техники, поскольку удобен в транспортировке и установке. Разработчики предусмотрели для этих целей специальный транспортировочный контейнер, снабженный управляемой с помощью беспроводного пульта гидравлической системой развертывания дисплея.

LED-технология - удобный инструмент

оформления экспозиции

К числу явно многообещающих направлений конечно же следует отнести создание и внедрение средств коллективной работы на основе систем дистанционной конференцсвязи (экспозиция Collaborative Conferencing), а также разработку оборудования для формирования, передачи по IP-сетям и декодирования потоковой медиаинформации (павильон Streaming Media). Собственно оживление в этих сегментах нетрудно было предвидеть - быстрое распространение широкополосных каналов связи обеспечило для этого необходимые предпосылки.

Помимо давно зарекомендовавших себя в области конференцсвязи компаний, таких, как Polycom, Radvision и Tandberg, заметную активность в этой сфере проявляет хорошо знакомая широкому кругу потребителей корпорация Sony. В последнее время ее линейка продуктов постоянно обновляется, и на выставке она представила новый настольный персональный терминал PCS-TL30 с наращиваемой посредством дополнительных опций функциональностью, а также полноценную масштабируемую систему для видеоконференцсвязи PCS-G50.

Видимо, в расчете на рост интереса к средствам потоковой передачи данных известная специалистам в области построения видеостен Jupiter Systems пополнила популярное семейство видеопроцессоров Fusion 960 и 980 системой приема потокового видео, обеспечивающей обслуживание и вывод на одну видеостену до 160 потоков формата MPEG-1 и MPEG-2. Чуть позже компания обещает реализовать и поддержку формата MPEG-4.

Видеостену теперь можно собрать и из

плазменных панелей

Кроме лидеров свои продукты для этих сегментов продемонстрировали и сравнительно небольшие фирмы, предлагающие либо недорогие решения с ограниченной, но достаточной для многих малых и средних предприятий функциональностью, либо опциональные средства, с помощью которых можно расширить функциональность уже имеющейся у заказчика инфраструктуры.

Пожалуй, стоит отметить и еще одно перспективное направление, связанное с созданием интерактивных устройств отображения информации. Наряду с традиционными интерактивными досками (у компании Smart Technologies, например, появилась модель с соотношением сторон 16:9) и различными насадками для LCD- и PDP-дисплеев (теперь и экран обычного ноутбука можно наделить сенсорными свойствами) на выставке были представлены и довольно необычные разработки на базе видеокамер. Примером такого решения может служить, например, продукт, разработанный норвежской компанией New Index (www.newindex.no). Если у вас уже есть компьютер и проектор, то, дополнив их видеокамерой и специальным программным обеспечением New Index, в интерактивную электронную доску можно превратить любой проекционный экран или классную стену. Все дело в необычных маркерах, с помощью которых докладчик "рисует" на экране или даже просто в воздухе. Они снабжены стреловидными наконечниками с рисунком, нанесенным отражающей свет краской. Камера отслеживает положение наконечников в пространстве, передавая информацию в компьютер, а тот, в свою очередь, воспроизводит траекторию перемещения маркера в виде линии на экране или идентифицирует движение как нажатие кнопки мыши. Причем, как утверждают разработчики, частота обновления координат маркера составляет 133 Гц, что обеспечивает комфортную работу в интерактивном режиме, а цена продукта существенно ниже, чем у классических электронных досок.

По данным исследования ICIA, приведенным в отчете ICIA Market Definition and Strategy Study 2004, объем только североамериканского рынка AV-продуктов составляет около 19 млрд. долл. В течение следующих пяти лет индустрия будет расти на 9,6% ежегодно.

     

В проекционном лагере

В традиционно обозреваемом нами сегменте устройств для фронтальной проекции на сей раз подвижек не так уж много. Разработчики совершенствуют уже известные нам технологии, а маркетологи ищут способы расширить и разнообразить потребительские качества вновь создаваемых продуктов. И, кстати, находят. LG Electronics, например, догадалась развернуть оптическую часть проектора под прямым углом, разместив объектив не как обычно в торце корпуса, а на его широкой плоскости. В результате аппарат из настольного (или потолочного) превратился в настенный (и нет проблем с креплением). Компании HP, Optoma и RadioShack, в свою очередь, встроили в проекторы для домашнего кинотеатра DVD-плейер и довольно мощные стереодинамики, сотворив нечто подобное звуковым "бумбоксам", но уже с возможностью демонстрации полноценного кино. Трудно сказать, насколько популярными будут эти решения, но внимание к себе они привлекают.

Настенный проектор LG

В коммерческом виде наконец предстал на InfoComm’2005 и вызывающий неподдельный интерес со стороны специалистов, самый, пожалуй, миниатюрный на сегодняшний день проектор PocketProjector, разработанный компанией Mitsubishi. Аппарат разработан в двух версиях, одна из которых дополнена гнездом для установки SD-карточки. Благодаря применению в качестве источника света трех светодиодов модели PocketProjector умещаются на ладони и весят всего 400 г. Яркость их невелика, но достаточна для воспроизведения изображения размером порядка 20 дюймов по диагонали, а в затемненном помещении и более. Выполнены PocketProjector на основе DMD-кристалла с разрешением SVGA, а питаться они могут не только от сети, но и от батареи (правда, габариты у нее примерно такие же, как у самого проектора) или автомобильного адаптера. Несомненным достоинством новинки является и длительный срок службы источника света - 20 тыс. ч (если пользоваться аппаратом по 5 ч в день, он прослужит более десяти лет). Mitsubishi обещает начать продажи PocketProjector уже в июле по ценам $699 и $799 (SD-версия).

Видеобумбокс в исполнении Optoma

Продолжает развиваться и DLP-технология, на которой базируются все эти новинки. На сей раз Texas Instruments объявила об усовершенствовании не DMD-матрицы, а видеопроцессора. Реализованные в новом кристалле DDP3020 фирменные технологии BrilliantColor и TrueVision, по словам представителей компании, несколько улучшают качество воспроизведения цветов в одноматричных проекторах, способствуют более гладкому воспроизведению движущихся объектов, повышают четкость контуров деталей, снижают уровень яркостного шума.

На объединенном стенде 3LCD

Надо отметить, что популярность DLP-технологии растет на протяжении уже одиннадцати кварталов подряд, и, по данным компании Pacific Media Associates, в первом квартале нынешнего года доля DLP-проекторов на рынке устройств фронтальной проекции достигла уже 47%. В настоящее время выпускается около 275 моделей, в которых используются DMD-кристаллы Texas Instruments. Подобный ход событий, естественно, не мог оставить равнодушными конкурентов из LCD-лагеря. И хотя на выставке они также демонстрировали немало интересных новинок (в частности, Sony помимо серии проекторов традиционного класса представила выполненную по LCOS-технологии 8-мегапиксельную модель для цифровых кинотеатров), главное, что не могло остаться не замеченным участниками InfoComm’2005, - это то, что приверженцы трехматричной архитектуры на основе жидкокристаллической технологии консолидировали свои усилия для активного противостояния конкурентам. Еще в прошлом году был образован альянс 3LCD (www.3lcd.com), в который сейчас входят более десятка компаний, включая Epson, Hitachi, Sanyo, Sony, ViewSonic. На InfoComm’2005 он впервые был представлен отдельным стендом, причем на раздаваемых посетителям планах выставки сразу бросался в глаза, поскольку единственный был выделен желтым цветом. Активная работа по разъяснению достоинств технологии велась с помощью плакатов и раздаточных материалов по всей территории экспозиции. Но, пожалуй, более значимым для альянса может оказаться состоявшийся еще в апреле запуск новой фабрики Epson в Читосе (Япония), которая позволит увеличить выпуск проекторных LCD-матриц и приостановить отток производителей проекционных аппаратов в стан DLP. Насколько эффективными окажутся принятые членами 3LCD-альянса меры, удастся ли им выдвинуть новые аргументы в свою пользу и изменить наблюдаемую ныне тенденцию к сокращению их сферы влияния - об этом мы сможем судить, видимо, уже через год. Дата и место проведения InfoComm’2006 уже объявлены: с 7 по 9 июня 2006 г., Орландо (США).

Версия для печати