ЦИФРОВАЯ МУЗЫКА
Четыре года назад, когда Apple (www.apple.com) запускала свой розничный проект, многие не верили в его успех. Последующая деятельность компании в соответствующем направлении отмела сомнения скептиков, и теперь стратегия Apple служит эталоном успешности работы на рынке розничной торговли. Участников недавно прошедшего форума Digital Consumer Channel (DCC, см. PC Week/RE, N23/ 2005, с.14) с ее деталями познакомил менеджер по маркетингу европейского подразделения Apple Ник Грейвз.
По его словам, розничная стратегия компании является "многомерной": Apple сочетает прямые и непрямые методы продажи, развернув интернет-торговлю (на ее долю приходится 16% объема розничных продаж в регионе EMEA) и систему собственных розничных магазинов (в настоящее время их у компании около 110, и они обеспечивают пятую часть соответствующего объема продаж), поддерживая специализированные торговые точки реселлеров - Apple-центры (155 таких точек обеспечивают 23% розничных продаж) и работая с крупными розничными сетями.
Ник Грейвз: "Мы изменили способ подачи музыки на рынок"
Как подчеркнул г-н Грейвз, при подготовке к открытию магазина важно продумать и учесть множество аспектов: и его местоположение, и дизайн интерьера, и квалификацию персонала, и способы демонстрации изделий. "Если все сделано грамотно, то успех гарантирован", - уверен он. За три года активной работы магазины Apple достигли годового оборота в 1 млрд. долл.
Правда, определяющим все же остается ассортимент представленной в магазине продукции. "Когда мы запускали iPod, вряд ли кто-нибудь верил, что это маленькое устройство изменит мир музыки", - констатировал Ник Грейвз. Однако портативный цифровой плейер Apple стал одним из наиболее успешно продаваемых в розницу изделий.
Медиа-плейеры iPod появились в позапрошлом году, а осень прошлого была отмечена всплеском их продаж, и к настоящему времени, по информации Apple, уже продано примерно 16 млн. этих устройств (в различных модификациях).
Сейчас название iPod относится к целому семейству, в которое входит несколько моделей, преимущественно со встроенным жестким диском, различающихся функциональностью, а также две модели iPod Shuffle, оснащенные флэш-памятью и не имеющие ЖК-дисплея. Самые мощные представители семейства - iPod photo - имеют цветной экран и обладают возможностями по организации, хранению и просмотру отдельных фотографий и слайд-шоу.
Впрочем, как говорят в Apple, потребителю совершенно не нужно знать о технологической начинке iPod: ему гораздо важнее, сколько песен может поместиться в памяти MP3-плейера. Кроме того, к числу достоинств продукции компании относятся простота и удобство пользования.
Плейер как элемент экосистемы
Выделяясь новаторским дизайном своих изделий, Apple создает вокруг них целую субкультуру (здесь не важно, как оценивать этот феномен). Например, выпуск компьютеров-моноблоков iMac послужил в свое время мощным импульсом к появлению не только выполненных в особом стиле периферийных устройств, но даже одежды и аксессуаров. Подобная же ситуация повторяется и после выхода медиаплейеров iPod. Правда, в последнем случае речь идет о гораздо большем "ареале распространения" устройств.
Одним из элементов "экосистемы", формирующейся вокруг iPod, стал, в частности, созданный Apple сайт по продаже музыкальных записей - iTunes.com. На сегодняшний день он является крупнейшим продавцом интернет-музыки в мире: компания уже продала через этот сайт более 430 млн. композиций. По данным аналитической фирмы NPD Group (www.npd.com), опубликовавшей в начале июня очередной отчет по американскому рынку цифровой музыки, iTunes.com (по свидетельству того же источника, в марте его аудитория составила 1,7 млн. посетителей) опередил по популярности не только другие интернет-магазины, продающие записи с соблюдением авторских прав, но и сайты, предлагающие скачивать музыкальные файлы бесплатно.
Евгений Добрынин:
"Посетители салона на Тверской могут протестировать
качество звучания iPod’ов на месте"
В настоящее время помимо глобального существует несколько локальных европейских сайтов (в Великобритании, Франции, Германии и странах Бенилюкса). Почвы для открытия русскоязычной версии сайта iTunes пока нет, поскольку в нашей стране найдется весьма мало желающих покупать легальные MP3-записи за обозначенную цену (а одна мелодия продается на iTunes.com за 99 центов; при этом наибольшая часть поступлений уходит на отчисления авторам). Как считает генеральный менеджер Apple в странах СНГ Евгений Бутман, в России могут оказаться востребованными другие проекты, например связанные с легальной продажей отечественной музыки (по его словам, правообладатели из России согласны на меньшие суммы авторских отчислений) или с передачей цифрового контента операторами мобильной связи.
iPod в мире... |
По мнению экспертов, MP3-плейеры - один из самых динамично растущих сегментов рынка, что связывают со снижением цен на эти устройства, появлением более совершенных моделей и доступностью цифровых записей, в том числе продающихся легальным путем. Согласно недавно опубликованному прогнозу компании In-Stat, оборот от продажи MP3-плейеров (с жестким диском и на основе флэш-памяти) в минувшем году составил около 4,5 млрд. долл., что почти втрое превышает оборот предыдущего года. Глобальный спрос на портативные цифровые музыкальные плейеры, по прогнозу аналитиков In-Stat, к 2009 г. увеличится практически в четыре раза (до 104 млн. штук в год) по сравнению с 2004-м (когда он составлял 27,8 млн. изделий). Лидерство на мировом рынке этих устройств принадлежит iPod (доля Apple составляет 30,2%), за которым следуют модели Rio (фирмы D&M Holdings), iRiver (Reigncom) и Creative Zen (Creative Technology). По данным NPD, в марте на долю MP3-плейеров Apple в США пришлось 74,8% рынка (при этом удельный вес сегмента цифровых устройств на основе жесткого диска составил 70%), а доля аппаратов на базе флэш-памяти - iPod Shuffle - равнялась примерно 58% соответствующего сегмента. ...и в России Как сообщил Евгений Бутман, из-за большого спроса на iPod в мире компания работает в условиях "постоянного и серьезного их дефицита". По этой причине массовые продажи MP3-плейеров Apple в нашей стране стартовали только в начале нынешнего года. В настоящее время компания реализует в России приблизительно 3,5 тыс. устройств в месяц и в текущем финансовом году (он начался 1 октября 2004-го) намерена продать в общей сложности 40 тыс. плейеров iPod (для сравнения: за прошлый финансовый год было реализовано лишь две тысячи MP3-плейеров), а в будущем планирует выйти на ежемесячный уровень продаж от 120 до 160 тыс. штук. При этом в компании рассчитывают, что примерно 60% объема сбыта (в штучном выражении) будет приходиться на iPod Shuffle. Статистика, в частности, показывает, что ежемесячный рост продаж iPod’ов в "МакЦентре" в 2005-м составляет около 40%. "В области MP3-плейеров с жестким диском Apple не испытывает сильной конкуренции и, по нашим оценкам, реализует больше половины того, что продается в Москве, - утверждает Евгений Бутман. - Что касается плейеров на флэш-памяти, то здесь существует жесточайшая конкуренция, поскольку в этом сегменте рынок гораздо более чувствителен к цене и постоянному наличию товара. В данном сегменте позиции Apple не столь сильны, однако мы разработали стратегию по активному продвижению iPod Shuffle, реализация которой начнется ближайшей осенью и которая, как мы предполагаем, принесет достаточно хорошие результаты". Среди различных каналов сбыта iPod на первое место, по его словам, выходят розничные сети. |
На Западе бурный рост рынка цифровой музыки помимо прочего определяется возможностью переписать любимые мелодии на портативный плейер "в любое время в любом месте". В нашей стране в большинстве случаев такая возможность отсутствует, поэтому росту связанного с продажей цифровой музыки бизнеса, по мнению г-на Бутмана, здесь будет в значительной мере способствовать развитие Интернета и инфраструктуры беспроводного доступа.
Аксессуары - серьезное подспорье в бизнесе
Большое внимание в Apple уделяют аксессуарам для iPod. По информации российской компании "МакЦентр", объем мирового рынка этой продукции оценивается примерно в 500 млн. долл. Их число уже превысило четыре сотни наименований и продолжает постоянно расти. Широкий ассортимент позволяет даже делить аксессуары по категориям - для путешествий, активного отдыха, обеспечения разного рода подключений, чехлы и пр. (в обиход, например, вошли стильные носки, реализуемые миллионами штук).
В январе Apple объявила, в частности, о подписании соглашений с целым рядом известных производителей автомобилей (в том числе Mercedes-Benz, Volvo, Nissan, Alfa Romeo и Ferrari; аналогичные соглашения с BMW были достигнуты еще в прошлом году) по интеграции iPod во встроенные в автомашины стереосистемы с возможностью управления медиаплейером с помощью стандартных средств (хотя iPod в принципе может быть подключен к аудиосистеме любого автомобиля).
Помимо самой Apple аксессуары к iPod выпускают также третьи фирмы. По информации Ника Грейвза, за последний год компания продала через свои магазины "не-Apple-продукции" на сумму более полумиллиарда долларов.
Портативные раскладные колонки Pocket Nature
А недавно в соответствующий бизнес включился и "МакЦентр" (www.maccentre.ru), объявивший о начале выпуска аксессуаров под маркой Pосket Nature (www.pocketnature.ru) для MP3-плейеров iPod. Необходимость этого шага руководители российской компании объяснили в том числе ограниченным ассортиментом и высокой ценой фирменных аксессуаров Apple. "Новые аксессуары для iPod являются логичным продолжением нашей серии изделий Pocket Nature (соответствующий проект стартовал два года назад. - И. К.) для карманных компьютеров, - сказал генеральный директор "МакЦентра" Дмитрий Хавжу. - Мы рассчитываем на серьезный спрос на данные устройства, аналогов которым фактически нет на рынке, поскольку рынок MP3-плейеров в настоящее время растет высокими темпами".
Компания выбрала наиболее востребованные среди пользователей iPod аксессуары, стараясь сделать их "чрезвычайно конкурентоспособными" с точки зрения соотношения "цена/качество". По информации "МакЦентра", производство аксессуаров Pocket Nature осуществляется на Тайване.
Среди представленных компанией новинок - три варианта исполнения (по цене от 40 до 60 долл.) FM-трансмиттеров для iPod, позволяющих организовать прослушивание хранящейся в памяти плейера музыки через аудиосистему автомобиля. Для работы трансмиттер следует установить в прикуриватель, подсоединить к iPod (или другому MP3-плейеру) и настроить на одну волну с автомагнитолой (в диапазоне от 87,5 до 108 FM).
Самое недорогое устройство - FM-передатчик Pocket Nature CarKit с подвижным кронштейном - предназначено для всех моделей iPod с разъемом Dock Connector (этот вариант не подходит для iPod Shuffle). Универсальный FM-передатчик Pocket Nature SoundLink подходит для использования с iPod Shuffle, но работает и с другими MP3-носителями, имеющими стандартный разъем для наушников. Третий вариант - FM-передатчик Pocket Nature FashionPod - также годится для всех iPod’ов с разъемом Dock Connector; он выполнен в виде люльки и может быть установлен с помощью входящей в комплект монтажной платформы.
Кроме того, предлагаются портативные раскладные колонки (39 долл.), совместимые абсолютно со всеми iPod. Они подключаются через стандартный 3,5-мм разъем для наушников и работают от четырех батареек типа AAA. Дизайн колонок обеспечивает их защиту от ударов при транспортировке; при этом колонки можно использовать не только с iPod, но и с другими портативными CD- или MP3-плейерами, а также устройствами, оснащенными стандартным 3,5-мм аудиовыходом.
Еще одна новинка - защитные полупрозрачные чехлы из силикона Pocket Nature (цена - 20 долл.), окрашенные в пастельные цвета (белый, розовый, голубой). Среди представленных аксессуаров можно назвать автомобильное и портативное зарядные устройства (последнее работает от четырех батареек типа АА; оба устройства подходят для всех моделей iPod с разъемом Dock Connector); выполненный в виде рулетки универсальный USB-кабель (для синхронизации и подзарядки iPod через настольный или портативный ПК); портативный держатель для iPod.
В планах "МакЦентра" - выпуск беспроводных (Bluetooth) наушников, микрофонов и жестких защитных чехлов для iPod.
Новые аксессуары Pocket Nature уже доступны, в том числе и в недавно открывшемся на Тверской улице в Москве специализированном салоне MP3-плейеров iPodshop.ru. По словам его директора Евгения Добрынина, в салоне можно найти полный спектр плейеров iPod (посетители могут протестировать качество их звучания на месте) и широкий набор аксессуаров к ним. В "МакЦентре" отмечают, что открытие магазина, специализирующегося на iPod, связано как с развитием индустрии MP3-плейеров в целом, так и с ростом популярности данной продукции Apple в России.
Одновременно с открытием салона на Тверской "МакЦентр" объявил об открытии интернет-магазина www.ipodshop.ru с поддержкой пользователей, форумом и еженедельно обновляемой лентой событий в мире iPod.