ВИЗИТ

Визиты первых лиц крупнейших международных ИТ-компаний давно стали для России делом обычным, как и заверения в том, что местный рынок для них является стратегически важным. И можно лишь удивляться, что Гектор Руиз, глава компании AMD (www.amd.ru), не один год присутствующей в стране и хорошо известной всем, кто так или иначе связан с ИТ-индустрией, в начале августа Москву посетил впервые. Всему, однако, свое время, и сей факт, очевидно, следует воспринимать как еще одно свидетельство произошедших на рынке микропроцессоров перемен. После многих лет пребывания в тени своего мощного конкурента, корпорации Intel, AMD наконец обрела свое собственное лицо и теперь активизирует свои действия на перспективных рынках.

Россия, где темпы роста ИТ-сферы заметно превосходят среднемировые, без сомнения, принадлежит к числу таковых, но принятие важных стратегических решений, как правило, во многом зависит от личных впечатлений первого лица. В данном случае, по словам Гектора Руиза, они превзошли ожидания: "Меня просто захлестнула волна дружелюбия и гостеприимства". (См. также интервью с г-ном Руизом на с. 27.) Между тем визит главы компании АМD был приурочен к началу развертывания в России ее глобальной инициативы "50х15"*1, объявленной в прошлом году на Всемирном экономическом форуме в Давосе, и преследовал вполне конкретные цели. "Я познакомился с людьми из сферы образования, науки и государственных органов, - сказал г-н Руиз, - и теперь лучше понимаю их потребности и намерения в отношении развития ИТ-индустрии России". Помимо личных встреч в Торгово-промышленной палате РФ был организован специальный круглый стол "Информационные технологии в России: реалии и вызовы времени", участие в котором приняли депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, представители государственных структур, Российской Академии наук, объединений предпринимателей, российских предприятий.

_____

*1 Целью инициативы "50х15" (см. http://50x15.amd.com) является обеспечение к 2015 г. доступа в Интернет для 50% населения Земли. В настоящее время программа реализуется в Бразилии, Индии, Китае, Мексике, России.

Надо отметить, что при свойственных инициированным "по случаю" дискуссиям поверхностности и запрограммированности отдельных выступлений разговор, состоявшийся в ТТП РФ, все же обозначил некоторый спектр мнений относительно тенденций и проблем в области информатизации России. Так, по признанию Александра Торшина, заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в том, что касается законодательного обеспечения этого процесса, в России пока больше вопросов, чем ответов: "Надо честно сказать, что мы так и не вышли на вдохновляющее законодательство, которое позволяло бы корпорациям, компаниям, физическим и юридическим лицам в этой тонкой сфере иметь определенные льготы и государственную поддержку... Я думаю, что в ближайшее время в сенаторском клубе, который существует при Совете Федерации, будут созданы специальные секции для того, чтобы расширить наши возможности в этом плане".

Александр Торшин: "Мы пока так

и не вышли на вдохновляющее

законодательство, которое

бы стимулировало развитие

сферы ИТ"

Свой взгляд на ситуацию есть и у руководителей регионов (кстати, программа "50х15" нацелена прежде всего на регионы, где высок процент населения с малым уровнем доходов), полномочия которых довольно широки. В частности, Михаил Антонов, вице-губернатор Пермской области, где уже налаживается сотрудничество с компанией AMD, считает, что для расширения охвата населения информационными технологиями, по сути, нужно решить три задачи: "Первая и самая прямая - это стимулирование спроса на информационные услуги. Сегодня сферы образования, здравоохранения, социальной защиты населения практически отнесены к области полномочий субъектов федерации, и у них соответственно появляются возможности по стимулированию применения ИТ в этих значимых для России отраслях экономики. Приоритет здесь должен быть отдан сфере образования, где формируется база пользователей, которые впоследствии уже не смогут отказаться от высокоэффективных инструментов.

Вторая задача - создавать инфраструктуру для внедрения ИТ, используя возможности региональной власти в части формирования стимулирующей законодательной базы и привлекая региональный бизнес к созданию инженерной инфраструктуры, средств связи, телекоммуникаций.

Третий элемент региональной поддержки, который мы видим, - это стимулирование пилотных прорывных проектов в области внедрения ИТ. Чтобы привести поддержку таких проектов в систему, на территории нашего региона действует специальный венчурный фонд. Возможные проекты с AMD также ложатся в русло этой концепции".

В том, что директивные методы внедрения ИТ малоэффективны и вопрос стимулирования спроса на современные технологии является ключевым, похоже, не сомневается никто. Есть основания полагать, что и спектр предлагаемых населению сервисов будет быстро расширяться. Как сообщил Олег Бяхов, директор Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ, уже принято принципиальное решение ратифицировать в нынешнем году конвенцию Совета Европы о защите персональных данных, и это, по его словам, означает, что в стране появится целый пласт новых услуг.

Олег Бяхов: "Как тольк  технологии

открывают возможность получить

выгоду, люди это быстро понимают

и начинают их использовать"

Число сервисов растет и благодаря реализуемым внутри страны проектам, к каковым, например, относится развиваемая ТПП РФ за счет собственных средств специальная целевая программа "Развитие инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства на базе сети обмена деловой информацией системы ТПП России". "Ее цель - расширение спектра и наращивание объема услуг, предоставляемых всеми входящими в систему ТПП России организациями, отечественным и зарубежным предпринимателям, - пояснил Александр Куцобин, директор Центра деловой информации и консультаций ТПП РФ. - Параллельно мы хотим решить ряд значимых для ТПП задач. Во-первых - это создание инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса на базе системы ТПП. Во-вторых - укрепление единства системы ТПП путем вовлечения в ее работу территориальных палат, союзных ассоциаций предпринимателей. Речь идет о том, чтобы объединить всех общим бизнесом. Это самый надежный способ объединения. Третья задача - расширение членской базы палаты за счет скидок и преференций на предоставление деловой информации". Фактически данный проект реализуется в виде системы сетевых сайтов (такие сайты, как утверждает г-н Куцобин, разработаны уже для 73 региональных палат ТПП и всех ее 15 загранпредставительств), через которые предприниматель получает доступ ко всем сервисам ТПП. Расширенную версию системы планируется запустить не позднее октября.

Есть примеры (правда, единичные) использования Интернет-технологий и сельскими жителями. По словам г-на Бяхова, например, в Чувашии, где неплохо развита сеть пунктов коллективного доступа в Интернет, местные крестьяне активно пользуются статистикой цен на городских рынках, выбирая, куда выгоднее везти свою продукцию. "Как только технологии открывают возможность получить выгоду, люди это быстро понимают и начинают их использовать, - констатировал Олег Бяхов. - Именно поэтому законодательство, которое будет стимулировать внутренний спрос, и инициативы вроде той, что предложена AMD, являются очень важными для формирования прорыва в области ИТ. Мы заинтересованы, чтобы вопросы локального производства, в том числе и в рамках инициативы AMD, решались как можно быстрее, и готовы сегодня создать благоприятные и налоговые, и таможенные условия для развития ИТ-отрасли".

Свою лепту в этот процесс готова внести и компания AMD. "Для нас очень важно чувствовать себя частью российской экономики, - заявил Гектор Руиз. - Мы считаем, что буквально через несколько лет такие страны, как Россия и Китай, станут двигателями экономического роста... AMD очень серьезно подходит к инициативе "50х15", полагая, что доступ к информации - невероятно важная вещь, способствующая устранению многих источников непонимания внутри общества, а также обеспечивающая детям возможность независимо от того, к какому слою общества они принадлежат, узнавать о жизни других людей в мире, изучать науки и обретать знания. Само по себе это внесет вклад в устранение такой проблемы, как терроризм. Мы уверены, что дать возможности людям - это то, что должно лежать в центре любого успешного предприятия или успешного общества, и надеемся, что наша инициатива "50х15" будет иметь долгосрочные последствия".

Как пояснил г-н Руиз, при ее воплощении AMD намерена использовать "геополитически чувствительный" подход. Он предполагает создание в стране инфраструктуры доступа в Интернет на базе разработанного компанией в содружестве с рядом партнеров недорогого персонального Интернет-коммуникатора (PIC, см. http://50x15.amd.com/en/technology), адаптацией, производством и распространением которого будут заниматься местные фирмы. Такой подход, считают в AMD, будет способствовать созданию в России экосистемы информационно-технологического бизнеса со всеми элементами, уже созданными в тех странах, где информационные технологии активно используются.

"Мы реализуем программу "50х15" там, где действительно можем добиться реальных изменений, где есть довольно высокий уровень образования и зачатки инфраструктуры доступа в Интернет, - рассказал Пьер Брансвик, региональный директор AMD в России и СНГ, странах Ближнего Востока и Африки. - Прежде чем ставить вопрос о полномасштабном производстве Интернет-коммуникаторов в России, мы предоставили образцы этого устройства нашим партнерам в Москве, Санкт-Петербурге и регионах и попросили дать отзыв. К 23 сентября окончательная конфигурация продукта, отвечающая российской специфике, будет сформирована".

Очевидно, после этого вопрос должен перейти в практическое русло. А насколько оно окажется широким, видимо, будет зависеть от поддержки инициативы AMD региональными властями. С учетом характеристик PIC, представляющего собой компьютер с сильно урезанной и жестко заданной функциональностью, сфокусированной на Интернет-коммуникациях, трудно представить, что он будет пользоваться спросом у частных пользователей, не имеющих возможности приобрести полноценный ПК, но не желающих обходиться без Интернета, тем более что за трафик Интернет-провайдеру тоже нужно платить. Иное дело - места общественного пользования наподобие образовательных учреждений, библиотек, музеев (собственно, AMD и ориентируется прежде всего на эту группу потребителей), где излишняя функциональность порою мешает, усложняя обслуживание парка устройств, а значит, и повышая совокупную стоимость владения.

Найдутся ли у региональных властей средства на интернетизацию школ, библиотек, музеев? Какие технические решения будут признаны предпочтительными? Решит ли это проблему доступа в Интернет для широких слоев населения? Все это пока вопросы открытые. "Полагаю, в нашей стране эта инициатива не окажет сколько-либо значимого влияния на уровень интернетизации, - считает Джан Хан-Магомедов, исполнительный директор РОЦИТ. - Цену Интернет-коммуникатора нельзя назвать фантастически низкой (есть и альтернативные варианты, сравнимые по цене). Разве что их будут раздавать бесплатно и обеспечат бесплатными же сервисом, обучением и качественным доступом в Интернет".

Более прагматично смотрит на ситуацию Александр Торшин: "Конечно к подобным проектам нужно подходить очень взвешенно, с обязательным соблюдением интересов Российской Федерации, чтобы сотрудничество не переросло в зависимость... Я думаю, что мы можем не к 2015-му, а к 2010 г. добиться, чтобы половина нашего населения имела выход в Интернет. К тому же нужно сделать скидку на технологический прогресс, который, я уверен, к 2010 г. даст новые технологические решения. Но главное - начать. Путь правильный, а дальше посмотрим".

Версия для печати