ОБРАЗОВАНИЕ
В связи с началом Учебного года самое время поговорить об образовании, повышении квалификации и современных тенденциях в этой сфере. И традиционная августовская пресс-конференция известного учебного центра "Академия АйТи" оказалась для этого весьма подходящим местом. Тем более что в нынешнем году она была юбилейной - "Академия" подводила итоги не только года, но и первого десятилетия своей работы на рынке ИТ- и бизнес-образования.
Кстати, и данному сегменту рынка в нашей стране практически столько же. Сегодня для него характерны, по мнению ректора "Академии АйТи" Игоря Морозова, такие особенности, как ужесточение конкуренции (а следовательно, и повышение требований к качеству обучения); четкая формулировка требований к обучению со стороны заказчика; развитие дистанционного обучения (ДО); расширение спектра авторских (уникальных) программ; увеличение доли обучения по "длинным" программам (профессиональной переподготовки); экспорт образовательных услуг в СНГ. Что, впрочем, соответствует и мировым тенденциям в этой области, среди которых также фигурируют повышение доли e-learning (дистанционного обучения), развитие системы непрерывного образования и его глобализация. В связи с этим обучающий контент становится частью мировой системы хранения знаний и управления ими, прослеживается устойчивый рост числа библиотек контента (собрания готовых дистанционных курсов по разным предметам; у фирмы Thomson NETg, например, таковых более 3000), их интеграция со справочно-консалтинговыми системами и электронными библиотеками. Сервисный подход к обучению, диктуемый корпоративными потребностями, приводит к консолидации рынка обучения, выделению лидеров в области контента, технологий и сервисов.
В России, как и за рубежом, в настоящее время происходит децентрализация в системе управления образованием и реорганизация органов управления - Министерства образования и науки РФ и подчиненных ему структур. Деятельность традиционных учреждений образования переводится на коммерческую основу, а потребность в создании современной системы непрерывного профессионального образования, соответствующей быстро меняющемуся спросу в экономике, сформулирована уже на государственном уровне. Именно поэтому, следуя потребностям рынка, начали создаваться так называемые "образовательные комплексы", основанные на бизнес-сотрудничестве вузов, учреждений профессиональной переподготовки специалистов и учебных центров.
"Академия АйТи": итоги учебного года |
В 2004/05 учебном году "Академия" получила авторизации еще от семи компаний-поставщиков; в настоящее время в ее портфеле: - более 350 курсов по двадцати пяти направлениям обучения; - свыше семидесяти авторских курсов и программ; - три программы профессиональной переподготовки; - более 3500 дистанционных курсов компании Thomson NETg. За минувший учебный год очное обучение здесь прошли 13 750 человек, дистанционное - около 19 000. Оборот по сравнению с прошлым учебным сезоном увеличился на 18% и достиг 201 849 600 руб. |
В этих условиях "Академия АйТи" развивает выдвинутую два года назад концепцию ILS (Integrated Learning Solution), которая предполагает обязательное наличие следующих элементов: инфраструктуры "доставки знаний", интеллектуального капитала, курсов и методик обучения, а также соответствующих услуг.
Иными словами, сегодня обучение складывается из контента, технологий и сервисов. Помимо традиционных авторизованных курсов в "Академии АйТи" в последние годы активно разрабатываются авторские (в том числе и по заказу клиентов), набирают силу программы профессиональной переподготовки и т. д. Что касается технологий, то к обычной очной форме обучения прибавились очно-заочная и дистанционная; открыт портал ДО. Особенно интенсивно развиваются сервисы - консалтинг (например, в области разработки для заказчика концепций обучения, учебных программ, необходимой инфраструктуры, методов оценки эффективности обучения), аутсорсинг (предоставление консультантов, преподавателей, а также инфраструктуры), развитие региональной составляющей.
Из проектов прошедшего года наиболее интересным и масштабным было сотрудничество с ОАО "Аэрофлот": здесь перед переходом авиакомпании на новую автоматизированную систему бронирования и печатания билетов необходимо было обучить сотрудников отделений, находящихся в разных городах (в том числе и за границей). Для этого были разработаны три очных и два дистанционных курса, с помощью которых получили навыки работы с новой системой более 4000 специалистов в разных регионах.
Расширяя портфель учебных программ в области профессиональной переподготовки, "Академия АйТи" в 2004 г. запустила программу бизнес-образования e-MBI, разработанную совместно с Государственным университетом управления и основанную на технологиях e-learning. Программа рассчитана на два года, по окончании обучения слушатели получают два диплома государственного образца - диплом профессиональной переподготовки "Академии АйТи" по менеджменту со специализацией "Информационные технологии" и диплом Государственного университета управления о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением квалификации "Мастер делового администрирования со специализацией "Информационный менеджмент"". В настоящее время по программе e-MBI проходят обучение руководители ИТ-компаний и их ИТ-служб из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Челябинска, Казани, Тулы, Череповца, Волгограда, Калининграда, Красноярска, Сургута и других региональных промышленных центров России.
В дальнейших планах "Академии" - создание типовых решений в области обучения для основных сегментов рынка, развитие отраслевой экспертизы и разработка вертикальных решений в сфере образования. Идет активная работа по локализации курсов Thomson NETg и созданию библиотек контента, ориентированных на российскую аудиторию.