ОБЗОРЫ
Возможно, наши предки в допетровской Руси были правы, начиная отсчет года с 1 сентября: именно эта дата знаменует собой начало не только нового учебного, но и очередного делового года, в том числе и на ИТ-рынке. После летнего затишья бизнес-активность компаний столь резко возросла, что ситуацию можно сравнить с десятибалльным штормом после полного штиля. Именно к этому моменту большинство поставщиков старается приурочить выпуск новых продуктов, объявление маркетинговых программ, проведение партнерско-клиентских мероприятий. А начало года - самое подходящее время для разговора о ситуации на рынке, перспективах его развития...
Мы решили подготовить небольшой обзор сегмента программных продуктов для управления ресурсами предприятий - ERP-решений (понимая условность термина ERP) и в августе обратились к ведущим игрокам этого рынка с просьбой ответить на следующие вопросы:
Какие, на ваш взгляд, произошли (произойдут в ближайшее время) изменения в структуре спроса на ERP-продукты в плане функциональности, технологий? Какие новые требования к ним предъявляют клиенты?
Не все из тех, кому были отправлены вопросы, прислали ответы. Наверное, помешала резкая смена отпускной поры на деловую. Но нашей задачей было не представление всех заметных игроков, а обзор общей ситуации, и полученная информация вполне позволяет это сделать (далее ответы специалистов компаний выделены курсивом).
Общее мнение - продолжается рост спроса на ERP-продукты со стороны заказчиков, при этом одновременно обостряется конкуренция среди поставщиков. Основные тенденции в области спроса или развития технологий в России в целом соответствуют ситуации на общемировом рынке ERP-систем. Хотя, безусловно, здесь есть ряд характерных черт, определяемых процессами, происходящими в российской экономике. Говоря о специфике отечественного рынка ERP-автоматизации, нужно выделить следующие основные моменты:
- повышается общий уровень автоматизации предприятий, растет значение ИТ для обеспечения эффективности бизнеса в целом;
- спрос на ИТ-решения во многом определяется изменением структуры бизнеса, его ростом. Малые компании становятся средними, средние - крупными. Идет интеграция в мировую экономику, поиск инвесторов, в том числе зарубежных;
- начался переход от "лоскутной" автоматизации к автоматизации на основе единой ИТ-стратегии компании. Предприятия внедряют автоматизированные системы, имея в виду не только решение своих текущих задач, но и с учетом развития бизнеса, причем на весьма отдаленную перспективу;
- увеличивается доля затрат компаний на ИТ, следствием чего является повышение интереса к оптимизации затрат, причем в разрезе всего жизненного цикла бизнеса и обслуживающей его ИС (покупка, внедрение, сопровождение, развитие).
Участники обзора |
Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономического ПО "1C" |
Марина Алексеева , руководитель отдела продаж и маркетинга "Альфа-Интеграгор - Баан Евразия" |
Николай Красилов, президент корпорации "Галактика" |
Ирина Семенова, директор департамента маркетинга и PR GMCS |
Даймон О’Нилл, региональный диретор Epicor Scala в России и странах СНГ |
Эдуард Давиджан, менеджер по развию бизнеса московского отделения Microsoft Business Solutions |
Виктор Беспалов, директор Oracle СНГ по предпроектному консалтингу бизнес-приложений |
Борис Вольпе, директор по маркетингу SAP в СНГ |
Алексей Тананакин, директор по развитию бизнеса SAP в странах СНГ |
Сейчас большинство российских компаний находится в процессе строительства корпоративной системы управления и оптимизации существующих бизнес-процессов. Основной спрос ограничивается стандартным набором приложений, связанных с управлением финансами, закупками, производством и сбытом. В то же время растет спрос на решения для CRM, управления цепочками поставок, управления проектами, сервисного обслуживания и пр. Резко повышается значение аналитической обработки данных, прогнозирования развития бизнеса.
- Востребованы средства для построения системы бюджетирования, получения консолидированной финансовой отчетности. Многие компании проявляют серьезный интерес к программным решениям для построения и поддержки системы Balanced Scorecard ("Галактика").
- Довольно большой спрос наблюдается на аналитические приложения. Чрезвычайно востребованным на рынке оказалось приложение, предназначенное для управления основными средствами, а также входящее в его состав решение для мобильного бизнеса (SAP).
- Во многих крупных компаниях учетные задачи решены, однако большая часть данных не используется для делового анализа и планирования. Зачастую прогнозы строятся на устаревших и неполных сведениях, нередко необходимая и значимая для бизнеса информация оказывается недоступной руководителям, либо на ее извлечение и систематизацию уходит слишком много времени. Поэтому в крупных компаниях сегодня высока потребность в решениях класса Business Intelligence - для поддержки управленческих решений, точного анализа и контроля ситуации, прогнозирования бизнес-событий ("Галактика").
- Наблюдается реальный сдвиг от учета к управлению закупками/продажами и управлению основной деятельностью - например, появляются системы расчета себестоимости в сборочном производстве, биллинга для связистов, раскроя хлыстов в лесозаготовках, обработки путевых листов на транспорте и т. д. ("1С").
- В последние несколько месяцев заметен значительный рост заинтересованности клиентов в получении деловой информации в реальном времени. Если раньше основной спрос был на решения для автоматизации финансов и логистики, то сейчас компании требуют автоматизировать управление цепочками поставок, производством, финансовый анализ. Раньше нашими заказчиками были в основном представительства международных компаний, сейчас же среди новых клиентов преобладают российские заказчики (Epicor/Scala).
Одна из тенденций рынка - необходимость адаптации внедряемой автоматизированной системы под конкретные бизнес-процессы. Из нее есть несколько следствий - повышение спроса на готовые отраслевые вертикальные решения, повышение требований к гибкости систем, увеличение требований к квалификации и компетенции исполнителя.
- Клиент в конечном счете выбирает не конкретную систему, а экспертизу компании, отраслевое решение, способное максимально охватить задачи бизнеса, и проектную команду (GMCS).
- Клиенты ищут уже проверенные отраслевые решения, которые используют аналогичные предприятия не только в мире, но и в России. Риски внедрения такого ПО значительно ниже, чем при внедрении стандартной ERP-системы (Microsoft).
- Для сокращения сроков внедрения заказчики все больше будут требовать снижения уровня сложности внедряемых корпоративных решений и уменьшения доработок, что обеспечивается созданием гибких вертикальных систем, позволяющих учитывать специфические требования как пользователей, так и отдельных отраслей (Oracle).
- Требуется постоянное совершенствование находящихся в эксплуатации систем управления предприятием ("1С").
- Заказчики заинтересованы в адаптивности ERP-системы к бизнес-процессам предприятия, в ее гибкости, возможности оперативно реагировать на изменения внешней, рыночной среды и внутренней ситуации на предприятии. Внимание фокусируется на процессах компании, а не на функциональности системы. Заказчики все больше ориентируются на процессный подход, включающий автоматизацию всей цепочки взаимодействия с контрагентами ("Галактика").
Требования к гибкости решения |
Гибкость для российских клиентов очень важна, поскольку практически у каждого заказчика есть и нетипичные бизнес-процессы, которые составляют его преимущества. Вот пример из жизни. Клиент выбирал систему управления предприятием, и один из поставщиков предложил свой продукт, отметив, что в нем есть все типовые бизнес-процессы, которые они готовы настроить и внедрить за невысокую фиксированную стоимость. Руководитель предприятия попросил ключевых пользователей "вживую" ознакомиться с возможностями системы. Первым это сделал начальник отдела продаж, который сразу увидел, что типовые процессы, заложенные в некоторых частях системы, абсолютно не согласуются с их успешной бизнес-практикой. Для приведения их в соответствие с требованиями заказчика поставщик предложил использовать внешние сторонние приложения, поскольку его систему нельзя было адаптировать собственными средствами. При этом бюджет проекта сразу значительно увеличился, разговора о фиксированной стоимости быть не могло. В результате руководитель компании отказался от проекта внедрения негибкой системы. |
Еще недавно в качестве магистрального пути развития автоматизации (в первую очередь крупных предприятий) рассматривался в основном вариант замены большого числа разнородных приложений на единое централизованное платформенное решение и реинжиниринг бизнес-процессов. Спрос на модернизацию системы управления и услуги бизнес-консультантов быстро растет, но на смену методу "...разрушим до основанья, а потом..." приходит подход, предполагающий учет уже действующей схемы управления организацией.
Современная концепция сервисно-ориентированной архитектуры предполагает более гибкие подходы с применением распределенной разнородной компонентной вычислительной модели и более разумным использованием унаследованных приложений. Резко возрастает актуальность задач интеграции. В целом с этим согласны все участники опроса, но в их мнениях есть некоторые нюансы.
- Растет число компаний, заинтересованных в сокращении числа вендоров, с которыми они ведут бизнес. Как следствие, будет сокращаться количество приложений, используемых одной компанией, и снижаться общая стоимость внедрения и сопровождения (Oracle).
- Если еще совсем недавно главным было стандартизировать бизнес-процессы в рамках предприятия, то сейчас наблюдается иная тенденция: для каждого предприятия возникает задача учесть именно их ноу-хау, обеспечивающее конкурентные преимущества (GMCS).
- Часто клиенты, особенно ИТ-службы организаций, сознают, что много средств (необходимость в которых не видна при выборе и приобретении ERP-решения) может в будущем потребоваться на интеграцию и совместимость приложений в компании. Как следствие, стандартным требованием является открытость интерфейсов продуктов, наличие готовых механизмов интеграции с уже используемыми приложениями (Microsoft).
- Большинство систем автоматизации бизнеса становятся инструментальными (платформа и конкретные решения на ней). От поставщика требуется обеспечение гибкости: настройка на местах в сочетании с централизованной индустриальной поддержкой ("1С").
Если крупные организации все еще пытаются решить свои задачи в рамках единой платформы, то средние фирмы стремятся выбрать оптимальный набор из различных специализированных продуктов. Например - "БОСС-Кадровик" для оптимизации управления персоналом в сочетании с "тяжелыми" ERP. Другой часто встречающийся вариант - комбинация ERP со специализированными программными продуктами: MOSASO для совершенствования системы внутреннего контроля для компаний, котирующихся на американских фондовых рынках, Mercury Optimization Centers для оптимизации ИТ-процессов и работы ИТ-подразделений (GMCS).
Меняются подходы к выбору решения.
- Клиенту сегодня уже недостаточно только пристального изучения материалов и обещаний поставщиков (наподобие "мы настроим вам все типовые процессы"). Он требует живой демонстрации решения для того, чтобы увидеть, как ключевые бизнес-процессы могут быть реализованы непосредственно в его системе управления (Microsoft).
- В работе с клиентами распространенной практикой еще задолго до реализации проекта стало обсуждение эффективности решений и экономической отдачи от их внедрения (SAP).
- Время автоматизации для создания имиджа и "откатов" прошло. Теперь внедрение ИТ нужно для реальных дел: для повышения или сохранения эффективности бизнеса при падении нормы прибыли на устоявшихся рынках ("1С").
- Одним из стимулов к внедрению "тяжелых" ERP зарубежных поставщиков среди крупных российских предприятий является намерение многих из них разместить свои акции на западных фондовых рынках и повысить инвестиционную привлекательность за счет прозрачного ведения бизнеса. В то же время основная причина увеличения спроса на автоматизацию - это необходимость повышения эффективности работы и конкурентоспособности (SAP).
- Клиенты все чаще задумываются о стабильной технической поддержке со стороны поставщика решения или услуг. Заказчик, особенно крупный, стремится работать с опытной ИТ-компанией, имеющей стабильное финансовое положение, способной гарантированно выполнять масштабные проекты и осуществлять техническую поддержку решения с переводом на новые версии в течение всего срока пользования системой (GMCS).
- На первый план все больше выходят вопросы экономической и информационной безопасности, правообладания на локализованную версию и на все доработки к ней, а также технической поддержки на территории России. Значительный интерес вызывают реальные результаты внедрения на других предприятиях ("Альфа-Интегратор - Баан Евразия").
- Заказчики сегодня гораздо лучше знают спектр предложений. Раньше клиент включал в список потенциальных вариантов все системы, представленные на рынке. Сейчас такой начальный список гораздо короче, что определяется, с одной стороны, консолидацией поставщиков, а с другой - пониманием того, что решение, используемое крупным предприятием, вряд ли может подойти средней компании. В финансовом плане руководитель соотносит масштаб инвестиций с названием решения и именами клиентов, которые их используют (Microsoft).
Подводя итог сказанному, нужно отметить, что по вполне понятным причинам наиболее интересным направлением ERP-рынка сегодня является сегмент средних предприятий. Именно здесь происходят особенно динамичные экономические процессы, тут можно видеть различные подходы к использованию ИТ, самый широкий спектр технологических решений. Сейчас на рынке среднего бизнеса столкнулись интересы всех ведущих поставщиков ERP-продуктов, в том числе пришедших сюда сверху и снизу (из сегментов как крупных, так и малых заказчиков) и демонстрирующих принципиально разные технологические и деловые модели работы с клиентами.
Нынешней осенью многие ERP-поставщики представят обновленные варианты своих продуктов, а также ряд качественно новых решений, в которых продемонстрируют на технологическом уровне свою реакцию на изменения требований со стороны заказчиков. Мы будем рассказывать о ERP-новинках в нашем еженедельнике по мере их выхода.