ИНТЕРВЬЮ

    

 Накануне празднования 1000-летия Казани мне довелось побывать в этом городе, посетить Казанский вертолетный завод, а также познакомиться с одной из старейших компьютерных компаний страны - многопрофильным холдингом АБАК (www.abak.ru) и его директором по развитию Дмитрием Афремовым.

PC Week: Для меня компания АБАК - некоторое открытие, возможно, это будет открытием и для наших читателей. Интересно, как вашей компании удалось так быстро вырасти, с чего вы начинали?

Дмитрий Афремов

  Дмитрий Афремов: Компании уже 15 лет, так что выросли мы не очень быстро. Начинали, как все, с поставки оборудования и решений. Рынок был безграничным, рост числа клиентов происходил сам по себе. Какие-то границы рынка мы начали ощущать только в последние пять-шесть лет, когда, на наш взгляд, возникла необходимость в специализации. Тогда и было принято решение провести реструктуризацию компании и выделить в ней департаменты, занимающиеся определенной тематикой. Это привело к серьезным изменениям в культуре работы фирмы. Положительную роль в этом сыграла система управления предприятием "Галактика", которую мы у себя в компании внедрили. Она позволила нам определить центры затрат, центры прибыли, все, что с этим связано: построить логистику, наладить отчетность, управляемость бизнес-процессов.

Внедрив данный продукт у себя, мы проделали тот путь, который редко проделывают компании, продвигающие ERP-системы. Как правило, сами они не используют их у себя в том объеме, в каком используем их мы, хотя бы по той причине, что чаще всего это консалтинговые фирмы и им просто не нужна основная функциональность системы, поскольку у них нет производства, товарно-материальной логистики. После того как "Галактика" решила для нас первичные задачи учета, мы стали пытаться управлять бизнесом с помощью этой системы. Тогда появился этап по внедрению бизнес-процессов в управление предприятием. Когда мы научились моделировать бизнес-процессы, стали понимать, что моделировать-то их можно, а вот в реальной жизни кто ими будет управлять? То есть пришли к тому, что у нас нет культуры управления процессами - есть только культура управления людьми. А управление процессом отличается тем, что людей нужно ставить в такие рамки, чтобы они не могли что-то сделать неправильно или некачественно, нужно выводить критерии оценки данного процесса на конечный результат, для достижения которого он, собственно, и нужен. Одна из трудностей, которые мы сейчас преодолеваем, - это овладение управлением бизнес-процессами. Мы здесь далеко не впереди планеты всей, так как стандарт ISO 9000:2000 как раз требует процессного подхода к организации бизнеса. Положение о системе качества из этого стандарта мы взяли себе на вооружение и используем в оптимизации бизнес-процессов. Там как раз все написано, что нужно делать, чтобы процесс был качественным.

Сейчас у нас около 350 сотрудников, 12 департаментов, занимающихся разными товарными направлениями (под товаром мы понимаем и услуги). В каждом департаменте рыночные стандарты качества работы с клиентами разные. И реакция на них разная. Вся культура сервиса - это культура ответственности, но это еще и культура заказчика, который должен оплатить нам эту ответственность, а вот она пока не развита, вообще отсутствует. Заказчикам нужны внедренные системы и определение понятий, что есть для заказчика внедренная система, каков процесс внедрения, сколько он стоит, какие риски кто несет. Это та область управления проектами, без которой не обойтись, и ею приходится вплотную заниматься, чтобы остаться успешным на рынке.

   PC Week: Расскажите о вашей производственной программе.

Д. А.: У нас несколько типов производств. Одно из них - полиграфическое. Идеология этого производства развивалась последние шесть-семь лет под влиянием развития центров оперативной печати из копировальных центров на базе аппаратов Xerox. Но сейчас мы используем не только ксерографию, но и офсетную печать. У нас есть соответствующее оборудование компаний Xerox, "Хайдельберг", "Хьюлетт-Паккард" и др., которое позволяет нам оперативно выпускать весь спектр полиграфической продукции любым тиражом. Та же самая система "Галактика" помогает нам в этой области, она позволяет посчитать себестоимость и быстро принять решение о параметрах заказа.

Другое направление - проектирование и монтаж слаботочных систем, то, что сейчас называют интеллектуальным зданием: построение систем пожарной и охранной сигнализации, видеонаблюдения и др. Это тоже производство, но мы производим не элементы этих систем, а систему в целом: проектируем, утверждаем проект в уполномоченных органах и монтируем. Часто приходится делать специальные системы, например на казанском ипподроме мы внедрили систему фотофиниша. Системы безопасности здесь тоже востребованы. У нас в этой области работает около 90 человек.

 PC Week: Корпоративный рынок будет расти вместе с внедрением проектов, а вот не чувствуете ли вы насыщения рынка по розничным продажам?

  Д. А.: Розничный рынок растет, но бума мы уже не видим, это скорее всего потому, что в городе появились торговые сети и большую часть розницы они оттянули на себя, в этом причина некоторой утраты нами позиций на розничном рынке. Два года назад здесь работали только казанские фирмы, а сейчас присутствуют все крупные российские игроки. То, что мы сохранили свои объемы розничных продаж, свидетельствует не только о росте рынка, иначе бы объемы наших продаж упали, но и о том, что у нас работают более квалифицированные специалисты, чем в розничных супермаркетах.

  PC Week: За последнее время в компьютерной индустрии возникло много разных ассоциаций. АБАК входит в какую-нибудь из них?

Д. А.: Мы, к сожалению, не участвуем ни в каких ассоциациях, наверное, потому, что особо и предложений не делалось, но мы договариваемся по отдельным задачам с большинством участников рынка. Ассоциация, в моем понимании, преследует более долгосрочные цели. Экономическая эффективность от участия в ассоциациях для их участников редко бывает прозрачна. Поэтому это скорее какие-то политические образования в ответ на тот или иной вызов. Но я могу и ошибаться.

PC Week: Еще одна тема касается программы "Электронная Россия". У вас что-то происходит в этом направлении?

 Д. А.: У нас строится сеть передачи данных органов госвласти, но я не могу сказать, что это делается в рамках данной темы. Мы участвуем в этом проекте как поставщики оборудования. У органов госвласти есть также ряд других задач, в решении некоторых из них мы, вероятно, будем участвовать.

PC Week: Вы сами давно работаете в этой компании?

Д. А.: Наверное, те же 14 лет. Я закончил Казанский авиационный институт, факультет технической кибернетики. По специальности - инженер по обслуживанию ЭВМ. Тогда уже наступал этап коммерции. С ростом предприятия приходилось и приходится заниматься теми областями бизнеса, которые развивают нашу компанию.

 PC Week: Спасибо за беседу.