ПО
Об этом говорят итоги программы Microsoft Software Assets Management
Программное обеспечение - важная составляющая часть активов предприятий, и управлять им нужно эффективно. Именно данный тезис стал центральным в политике Microsoft в борьбе за лицензионную чистоту ПО, применяемого предприятиями. С этой целью корпорация разработала методологию управления лицензиями Software Assets Management (SAM) и для ее продвижения в нашей стране еще в 2003 г. начала специальную маркетинговую программу "Управление лицензиями в организации" (www.sam-partners. ru), которая включает в том числе вопросы легализации ПО и обучения ИТ-менеджеров заказчиков с широким участием партнеров Microsoft (см. PC Week/RE, N 15/2005, с. 28).
По мнению курирующего программу SAM менеджера отдела стратегических проектов московского отделения Microsoft Леонида Кляймана, главным достижением деятельности в этом направлении является то, что сама постановка вопроса о необходимости управления лицензиями перестала вызывать удивление у заказчиков. Если два года назад подавляющее число даже руководителей ИТ-подразделений на предложение провести инвентаризацию их софтверного хозяйства и оптимизировать использование лицензий на ПО чаще всего просто недоуменно спрашивали: "А зачем нам это нужно?", - то сейчас такие работы нередко становятся неотъемлемым элементом покупки и обновления программных продуктов.
Это хорошо видно на примере маркетинговой программы Microsoft SAM. Так, если в 2004-м финансовом году в ней приняли участие 24 компании-партнера, то в 2005-м (у Microsoft финансовый год заканчивается 30 июня) - 35. Им удалось реализовать 211 проектов и провести инвентаризацию на 14 791 компьютере (год назад - соответственно 56 и 4102). Победителем второго года программы стала петербургская "Астрософт" (3213 компьютеров в 45 проектах). Лидер прошлого года екатеринбургская компания ЦИФТ на этот раз заняла в рейтинге второе место (3016 компьютеров в 32 проектах). В тройку лидеров вошла также московская фирма "Софтлайн" (2007, 51).
На сегодняшний день наиболее распространенным случаем является вариант проекта в рамках программы SAM, когда заказчик принимает принципиальное решение о переходе на применение лицензионного ПО (тут пока наиболее действенный стимул - угроза юридических исков в случае использования пиратских копий). Необходимость минимизации расходов автоматически ставит вопросы перед руководством компаний: какие продукты и в каком количестве нужны, по каким лицензионным схемам их приобретать и как эффективно управлять ими в процессе эксплуатации? После их решения идет процедура собственно закупки ПО. Партнеры Microsoft не скрывают, что их коммерческий интерес заключается не столько в оказании услуг по инвентаризации ИТ-хозяйства и внедрению SAM (многие за это деньги с клиентов вообще не берут), сколько в последующей поставке ПО. По данным, прозвучавшим на встрече с партнерами, средний объем контракта составил 15 тыс. долл., а средняя цена ПО на один ПК (в дистрибьюторских ценах) - 200 долл. Таким образом, получается, что всего за год в рамках российской программы SAM Microsoft продала программных продуктов на 3 млн. долл.
Анализ выполненных проектов показывает, что основной контингент клиентов составляют средние предприятия (на один проект приходится примерно 70 ПК). По мнению партнеров, это объясняется во многом тем, что крупные организации уже перешли на практику покупки легального ПО, а наладить инвентаризацию своего ИТ-хозяйства они могут и силами собственных ИТ-подразделений. Хотя на самом деле вопросы повышения эффективности затрат на ПО перед корпоративными клиентами также стоят весьма остро. Второй любопытный момент - более высокая активность продвижения программы SAM в регионах. Леонид Кляйман объясняет это более плотным взаимодействием местных ИТ-компаний со своими заказчиками.
Программа Microsoft SAM продолжается и в наступившем финансовом году корпорации. Отличительной ее особенностью будет то, что в общей системе сертификации партнеров Microsoft вводится новая компетенция Licensing and SAM, т. е. ИТ-компании смогут не просто быть участниками программы, но и получить официальный статус по данной категории. Лучшие партнеры по итогам 2005 г. обзаведутся новым сертификатом автоматически.