ИТОГИ
Но, что неожиданно, не по всем направлениям
Спустя почти три месяца после окончания очередного финансового года (30 июня) московское отделение корпорации Microsoft (www.microsoft. ru) представило данные о результатах своей деятельности за прошедший период*1. Особенность нынешнего отчета заключается в том, что впервые за 12 лет работы в нашей стране в нем были представлены данные по России, а не по СНГ в целом. Дело в том, что как раз год назад в московском представительстве произошла реорганизация (см. PC Week/RE, N 32/2004, c. 1) и в результате образовано ООО "Майкрософт Рус", генеральным директором которого назначен Биргер Стен, ранее возглавлявший норвежское отделение Microsoft.
_____
*1 Общие данные об итогах очередного года корпорация публикует примерно 20 июля, о результатах ее работы см. PC Week/RE, N 29/2005, с. 3.
Биргер Стен: "Сегмент корпоративных
лицензий вырос на 64% по сравнению
с предыдущим годом"
По его словам, общий объем продаж ПО Microsoft в 2005-м финансовом году в России увеличился на 48%. Последние шесть лет компания не дает абсолютных сведений о своей работе в отдельных странах, но зная ориентировочные данные за более ранние года и о темпах роста (см. рис. 1), можно оценить размер бизнеса корпорации в нашей стране в пределах 150-180 млн. долл. Такие показатели у нас принято называть значительными, но стоит иметь в виду, что очень близкий объем ПО Microsoft продается в Чехии, численность населения которой не достигает и десятой части российского.
Рис. 1. Динамика роста продаж Microsoft в России, %
Самая большая доля в продажах последнего года пришлась на ОС Windows и пакет офисных приложений Microsoft Office (58,3%). Темпы роста поставок ОЕМ-версий Windows XP составили 46%, а всего поставщиками вычислительной техники на территории России было продано более 1,5 млн. лицензионных копий этой ОС. В результате, по данным Microsoft, доля продаваемых ПК с незаконными копиями ОС за год снизилась с 72 до 60%. Был также зафиксирован рекордный рост продаж продуктов Microsoft Office: 74%.
Быстро растут и поставки серверных продуктов. Особо стоит отметить увеличение на 57% поставок СУБД SQL Server 2000. Заметно повысился интерес российских заказчиков к инфраструктурным технологиям Microsoft - SharePoint, ISA Server 2004, Microsoft Operations Manager и Systems Management Server.
По итогам 2004-го финансового года (см. PC Week/RE, N 37/2004, c. 1) самой быстрорастущей категорией продуктов в России были решения Micrоsoft Business Solutions (MBS): 45%. На этот раз в отчете о них почти не говорилось. Причина тому вполне понятна - доля MBS в структуре продаж "Майкрософт Рус" за год (рис. 2) сократилась с 9 до 6%, а это означает, что в абсолютных показателях поставки данного ПО остались на прежнем уровне.
Рис. 2. Структура продаж "Майкрософт Рус"
в денежном выражении
Честно говоря, такой результат является неожиданным. Ведь Microsoft последние два-три года считается не просто одним из ведущих поставщиков бизнес-решений в России, но и одним из самых перспективных. Странно и то, что высокие темпы роста продаж MBS пришлись на период интеграции Navision в структуру Microsoft, а спад наблюдается уже после завершения организационных перестановок. О причинах этой ситуации можно высказать несколько предположений.
В первую очередь нужно отметить неопределенность в стратегии технологического развития MBS на корпоративном уровне. Напомним, что еще около двух лет назад Microsoft обещала представить в 2005-2006 гг. новое поколение бизнес-решений (проект Green), но сейчас эти сроки отодвигаются еще на два-три года. В такой ситуации заказчики не знают, ориентироваться ли им на текущие продукты или ждать появления новых. И это при том, что российское отделение явно не торопится с выводом на отечественный рынок нового ПО корпорации (особенно если учесть, что центр локализации MBS находится в Москве). Так, CRM-решение было представлено в нашей стране лишь осенью 2004-го, спустя почти два года после появления английской версии. В нынешнем ноябре будет выпущена русская Navision 4.0, хотя английский вариант вышел еще год назад. И конечно же надо упомянуть об усилении конкуренции на российском рынке средних предприятий - как раз год назад на этот сегмент вышли такие солидные игроки, как "1С" и SAP.
Возвращаясь к российскому бизнесу Microsoft в целом, нужно отметить расширение географии ее присутствия. По сравнению с 2001 г. доля продаж вне Москвы в общем объеме выросла с 29 до 50,4%, рост поставок за последний год в регионах составил 66%. Совместно с партнерами - системными интеграторами - был реализован ряд масштабных проектов по внедрению продуктов и технологий Microsoft при непосредственном участии сотрудников из отдела по работе с крупными заказчиками и партнерами (Enterprise and Partner Group, EPG). Эта деятельность получила признание в штаб-квартире корпорации: по итогам 2005-го российская команда EPG была признана лучшей в мире. Успешно развивается и традиционное сотрудничество с государственными структурами. Особенностью отчетного периода стало повышение внимания к проектам, связанным с применением информационных технологий в области образования.
До недавнего времени штат московского представительства Microsoft (а это более 300 сотрудников) пополнялся исключительно за счет местных кадров. Сейчас же среди двенадцати топ-менеджеров "Майкрософт Рус" треть составляют "варяги", что для международной корпорации является вполне естественным. Последнее пополнение произошло в сентябре - новым директором по маркетингу стал Штефано Сантинелли, переведенный в Москву из швейцарского отделения Microsoft.
После прошлогодней реорганизации московского представительства Ольга Дергунова, оставаясь президентом Microsoft в России и СНГ, полностью переключилась на стратегические вопросы развития бизнеса корпорации в регионе. Она сообщила, что к настоящему времени в составе Microsoft Central & Eastern Europe сформировано отдельное структурное подразделение - кабинет президента Microsoft в России и СНГ, в который вошли восемь наиболее опытных сотрудников российского представительства. Физически эта команда находится в Москве, и ее задачи сформулированы следующим образом:
- способствовать росту российской ИТ-индустрии;
- формировать долгосрочную стратегию развития бизнеса Microsoft в России;
- осуществить запуск "специальных проектов", обеспечивая синергию между глобальными подходами корпорации и локальными особенностями страны.
Работа в этом направлении уже ведется, но сроки проектов и программ составляют от трех до пяти лет, поэтому о первых заметных результатах можно будет говорить лишь спустя некоторое время.