ПЕРСПЕКТИВЫ
Тайваньский производитель ставит перед собой амбициозные задачи и осваивает новые сегменты рынка
На протяжении последних четырех лет одним из базовых элементов стратегии развития Acer (www.acer.ru), крупнейшей тайваньской компании, ориентированной на продвижение собственного бренда, ее руководители называют фокусировку на ключевых рынках и технологических направлениях. Сделанный на рубеже тысячелетия упор на мобильные компьютеры и регион EMEA (по данным компании, на него и сейчас приходится 65% ее оборота) приносит свои плоды и, хотя компания по разным причинам (в частности, из-за продолжающейся консолидации рынка) отстает от ею же заявленных год назад (см. PC Week/ RE, N 19/2004, с. 1) планов по улучшению формальных позиций в сегментах десктопов и x86-совместимых серверов, это в целом не помешало ей продвинуться в мировой табели о рангах еще на один шаг. “По итогам II квартала среди крупнейших мировых поставщиков ПК мы вышли на четвертую позицию, а в сегменте ноутбуков вплотную приблизились к третьему месту. Вместе с тем в группе лидеров только Acer и Dell продолжают наращивать свои рыночные доли”, - заявил, ссылаясь на данные IDC, президент Acer Джанфранко Лянчи на прошедшей недавно в Афинах конференции.
Действительно, рыночная конъюнктура пока складывается благоприятно для Acer. В сентябре IDC скорректировала свой прогноз объема мировых продаж ПК во второй половине года в сторону увеличения (до 110 млн. шт., рост на 12,9% по сравнению со второй половиной 2004-го, см. www.idc.com/getdoc.jsp?containerId =prUS00236105) и в числе основных движущих сил этого рынка выделила высокий спрос на ПК и прежде всего на ноутбуки в потребительском секторе региона EMEA. То есть как раз там, где позиции Acer сегодня весьма сильны, - напомним, что по итогам 2004 г. тайваньская компания вышла в этом регионе в лидеры по продажам ноутбуков и заняла общее третье место на рынке ПК в целом. Эти позиции она сохранила и в первом полугодии 2005-го.
Джанфранко Лянчи: “Наши
цели предполагают вхождение
в первую тройку лидеров
на глобальном рынке
ПК уже в 2007 г.”
Между тем продвижение компании в тройку крупнейших мировых игроков на рынке ПК (согласно заявленным в Афинах президентом Acer планам, это должно произойти в 2007 г.) во многом будет зависеть и от занимающей ныне третье место (после Dell и HP) компании Lenovo. Не для того китайский производитель прикупил подразделение персональных систем IBM (IBM PSG), чтобы последовательно сдавать позиции. По предварительным данным IDC за II кв. 2005 г., доля Lenovo в натуральном выражении оценивается в 7,6%, тогда как Acer - в 4,4%. Правда, практика слияний и поглощений крупных производителей компьютеров показывает, что вместе с заметным увеличением оборота и рыночной доли покупатель получает в придачу серьезные организационные проблемы. Но, похоже, у Lenovo они не столь уж значительны, что косвенно признает и IDC (www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS00194105), хотя и отмечает сложность сопоставления цифр до и после сделки Lenovo и IBM. Первый свой финансовый квартал в новом качестве, завершившийся 30 июня (т. е. совпадающий со вторым календарным кварталом), компания закончила совсем неплохо. Доходность по акциям в результате приобретения IBM PSG у нее снизилась всего на 8%, а прибыль (до уплаты налогов) выросла на 54%. Увеличился и общий оборот на глобальном ПК-рынке - на 7% (по данным Lenovo) по сравнению с суммарным оборотом IBM PSG и Lenovo за аналогичный период прошлого года и на 14% по сравнению с предыдущим кварталом. В абсолютном выражении он составил 2,36 млрд. долл. В результате Lenovo, половина бизнеса которой приходится на активно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион (без Японии, но с Китаем), вернула себе здесь утраченное было в I кв. года лидерство и заметно оторвалась от ближайших преследователей Hewlett-Packard и Dell (см. www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=pr2005_07_20_140500). Интересно отметить, что бизнес этой компании (в отличие от Acer) ориентирован прежде всего на корпоративные продажи. Так что обе конкурирующие фирмы движутся в целом разными дорогами, но к одной цели - оказаться в числе тех немногих вендоров, которые будут доминировать на мировом рынке ПК через три-четыре года. При этом Acer демонстрирует отличную динамику, рост операционной прибыли у нее в разы опережает рост оборота (по итогам первого полугодия эти цифры составляют 130 и 34% соответственно), что свидетельствует о высокой эффективности организации бизнеса, а у Lenovo пока есть определенный запас прочности для разбега в виде большей рыночной доли и сильных позиций в перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе, где Acer, согласно заявлению Джанфранко Лянчи, в ближайшее время намерена значительно активизировать свои действия. Дуэль обещает быть интересной.
В цифровом доме весь мультимедиа-контент
компьютера доступен на экране телевизора
через Wi-Fi-канал
В фокусе - цифровая конвергенция
Между тем на афинской конференции Acer наглядно продемонстрировала стремление шагнуть за пределы традиционных для нее направлений бизнеса и вторгнуться в сферу конвергентной электроники, привлекающую сегодня внимание многих вендоров. Правда, в своем докладе Джанфранко Лянчи лишь в двух словах упомянул об этом направлении как весьма перспективном, не прояснив конкретных планов на сей счет. Но если год назад на аналогичной конференции, прошедшей на Мальте (см. PC Week/RE, N 35/2004, c. 10), компания показала ее участникам лишь первые два прототипа ЖК-телевизоров, то на сей раз перечень продуктов бытового и персонального применения, многие из которых воплощают представление компании о цифровом доме, оказался существенно шире. Кстати с некоторыми из них Acer “засветилась” и на прошедшей в начале сентября в Берлине выставке потребительской электроники IFA. Так что, судя по всему, она сейчас активно прощупывает этот рынок.
Портативный навигатор d100
Собственно, в реализуемой Acer архитектуре цифрового дома ничего принципиально нового нет, что в общем и хорошо. Примерно то же самое уже неоднократно можно было видеть и на российских выставках с участием Intel, а московская Depo Computers в канун нового (2005-го) года в рамках совместно проводившейся с Intel акции “На пути к цифровому дому” демонстрировала (и даже готова была продать) схожие комплекты в четырех крупнейших московских торговых центрах (см. PC Week/RE, N 46/2004, с. 8). Судя по всему, представители компьютерного лагеря приходят к единому пониманию в этом вопросе и войны стандартов между ними не будет.
Aspire L250 - компьютер для гостиной
Ключевые элементы архитектуры - домашний ПК, маршрутизатор с беспроводной точкой доступа (как основа домашней сети) и дополненные беспроводными медиашлюзами периферийные аудио- и видеоустройства. Универсальный медиашлюз MP3001-P Media Gateway уже включен в линейку продуктов Acer. Устройство снабжено множеством портов (SCART, композитный и компонентный видеовыходы, S-Video, коаксиальный и оптический S/PDIF, USB 2.0) в расчете на подключение самой разной периферии и поддерживает сетевые соединения Ethernet 10/100 (проводное) и Wi-Fi (IEEE 802.11b/g). Acer пока не замахивается на наиболее полную версию стандарта HDTV, представленную спецификацией 1080p (до появления эффективных технологий сжатия видеопотока передача сигнала в этом стандарте по сети Wi-Fi затруднительна из-за ограниченной полосы пропускания), но вариант 1080i, как и другие с меньшим разрешением (720p, 480p, 480i), поддерживается. Собственно, и в линейке ЖК-телевизоров Acer, насчитывающей уже пять моделей с размерами экрана от 20 до 37 дюймов по диагонали, только старшая AT3705W-MGW LCD TV имеет разрешение 1920x1080 точек, напрямую совместимое со спецификацией 1080p. Кстати, эта модель не требует применения внешнего беспроводного медиашлюза, поскольку снабжена встроенным.
Динамика роста ведущих компаний на мировом рынке ПК
По словам Лутца Шоппе, директора департамента по ноутбукам и ЖК-телевизорам Acer в регионах ЕМЕA, Северной и Южной Америках, представившего цифровой дом в действии, все его оборудование уже подготовлено к выводу на рынок, а инсталляция комплекса не составит особой сложности, особенно если в доме уже организована беспроводная сеть. В качестве медиацентра в ней Acer предлагает использовать настольные компьютеры серии Aspire с ОС Windows XP или Windows Media Center, например представленные в Афинах модели E350 с 64-разрядными процессорами AMD (включая двухъядерные Athlon 64 X2 4200+) и расширяемым до 4 Гб ОЗУ, а также системы E500 и E600, построенные на процессорах Intel (включая двухъядерные Pentium D). В работоспособности комплекса в целом, видимо, уже можно не сомневаться. По крайней мере, во время довольно подробной демонстрации системы, объединившей с помощью Wi-Fi в одно целое медиа-центр, два телевизора со звуковыми колонками и ноутбук, Acer удалось избежать “генеральского” эффекта. И все-таки трудно избавиться от ощущения, что все это - только для опытных компьютерных пользователей, умеющих защищать свой ПК от вирусов и прочей напасти и оперативно решать технические проблемы.
Динамика роста ведущих компаний на мировом рынке ноутбуков
В рамках конвергентного направления Acer разработала и ряд других продуктов персонального использования. В ноябре компания намерена выпустить на европейский рынок ПК для гостиных серии Aspire L, по внешнему виду напоминающие бытовой видеомагнитофон и при мощном процессоре почти бесшумные. Помимо компьютерных интерфейсов и беспроводных клавиатуры и мыши эти системы наделены типовым набором видеоинтерфейсов для подключения к домашнему телевизору, который должен заменить такому компьютеру монитор.
Планшетный ПК TravelMate C200
со скользящим экраном
Другая интересная новинка - портативный навигатор D100, снабженный GPS-приемником и способный выдавать голосовые подсказки во время движения по маршруту, проложенному с помощью записанной в памяти цифровой карты. Кроме того, это устройство выполняет функции MP3-плейера, средства хранения и просмотра фотографий и базы с контактной информацией.
Широкоформатный Ferrari
Последовательно Acer расширяет и линейку цифровых камер, дополнив на сей раз ее 6,2-мегапиксельными моделями CS-6530 и CI-6330, различающимися размером примененных в них CCD-матриц и рядом технических характеристик.
Короче говоря, конвергентное направление Acer уже получило вполне конкретное наполнение. Правда, россияне познакомятся с ним несколько позже европейцев, хотя в октябре местное представительство уже начинает поставки в страну двух ЖК-телевизоров: 20-дюймовой модели AT2001 (рекомендованная розничная цена - 19 990 руб.) и 32-дюймовой AT3201W (51 590 руб.).
В традиционном сегменте
Между тем традиционно поставляемые в страну линейки мобильных ПК и ЖК-мониторов Acer также пополняются новыми решениями. Похоже, пользователи распробовали достоинства широкоформатных моделей, и вслед за уже представляемыми в Россию подобными системами (TravelMate 3000, 8100 и др.) разработчики Acer и новую серию TravelMate 3220, базирующуюся на обновленной платформе Intel Centrino (Sonoma), также снабдили экраном с соотношением сторон 16:10. Многие эксперты сходятся во мнении, что в скором времени “широкоформатники” будут преобладать на рынке (см. PC Week/RE, N 36/2005, с. 18), так что в данном случае Acer вовремя предугадала тенденцию и теперь предлагает широкий выбор Wide-моделей.
А вот с экспертами, полагающими, что планшетные модели не оправдывают ожиданий и, видимо, не получат в ближайшее время широкого распространения на массовом рынке (см. PC Week/RE, N 32/2005, с. 22), тайваньский производитель, похоже, не очень согласен. Во всяком случае, компания продолжает развивать это направление, предлагая все более разнообразные решения. Недавнее пополнение ее линейки планшетов - модель TravelMate C310 - снабжено уже 14,1-дюймовым XGA-экраном и может конкурировать по всем показателям с обычными ноутбуками. Правда, весит модель немало (согласно спецификации - 2,9 кг) и не очень понятно, насколько она удобна в планшетном варианте применения. А вот другая модель - TravelMate С200 - непременно привлечет к себе внимание покупателей хотя бы необычным конструктивным исполнением. Ее 12,1-дюймовый экран снабжен не поворотным (как у других конвертируемых планшетов), а скользящим механизмом, также позволяющим работать с компьютером и в планшетном варианте, и в ноутбучном. При этом модель снабжена картридером (4 в 1) и отсеком MediaBay для установки оптического дисковода и в зависимости от емкости установленной батареи (но без оптического дисковода) весит от 2 до 2,3 кг.
В модельном ряду ЖК-мониторов Acer, фирменным признаком которых является поддержка технологии CrystalBrite, фактически появилась новая линейка продуктов, сформированная в продолжение темы, начатой с создания ноутбуков Ferrari, пользующихся ныне, как утверждают представители компании, неизменно высоким спросом. В том же стиле теперь выполнены и три ЖК-модели Ferrari (F-17", F-19" и F-20") соответственно с 17-, 19- и 20-дюймовыми экранами. Причем старшая из них имеет широкоформатное исполнение (разрешение 1680x1050 пикселов) и расширенные до 160° углы обзора во вертикали и горизонтали. Все модели снабжены стереодинамиками и полным набором портов (VGA, DVI-D, S-Video и композитный) для подключения к различным источникам сигнала. Очевидно, эти новинки станут хорошим дополнением к ноутбукам Ferrari для тех владельцев, кто в стационарных условиях предпочитает пользоваться внешними монитором и клавиатурой. В российском представительстве Acer обещают начать поставки этих моделей в предновогодний период.
Определенный сюрприз компания преподнесла и геймерам, вслед за 6-мс моделями выпустив модификации AL1751Cs и AL1951Cs с временем реакции пиксела 3 мс. Судя по всему, речь идет об определенных технологических ухищрениях с управлением пикселами (подобно тому, как это сделано у ViewSonic), поскольку о производстве столь быстрых матриц пока никто не объявлял. Но в любом случае к этим решениям стоит приглядеться.
От сложного к простому
Оставив за рамками этой статьи ряд других представленных в Афинах новинок, остановимся тем не менее еще на одном, на наш взгляд, важном моменте. Уже не первый год производители ориентированных на конечного пользователя компьютерных систем и бытовой электроники признают, что по мере наращивания мощи и функциональности этой техники обостряется проблема простоты ее использования, что в конечном счете нивелирует достижения разработчиков аппаратных и программных платформ. Прогресс в области пользовательских интерфейсов пока отстает от прогресса технического, но это наряду с фирменным дизайном дает производителям дополнительный шанс выделить свои продукты из общего ряда решений, представленных на рынке и зачастую базирующихся на идентичной аппаратно-программной платформе. Ведущие производители ПК издавна снабжали свои системы дополнительными программными оболочками, скрашивающими неудобства Windows и повышающими потребительские качества продукта. У Acer этот подход теперь возведен в статус концепции Empowering Technology, охватывающей не только ноутбуки и десктопы, но также ЖК-телевизоры, мультимедиа-проекторы и медиашлюзы. К настоящему времени Empowering Technology представлена 14 утилитами, главная задача которых сводится к тому, чтобы сделать сложные и неочевидные функциональные возможности того или иного устройства доступными не слишком подготовленному пользователю. Насколько эти решения удачны, судить потребителю. Но, видимо, пришла пора и профессиональным тестерам обратить более пристальное внимание на эти вопросы. Ведь доступность всего спектра функциональных возможностей при сравнении двух инструментов зачастую оказывается важнее их гипотетической производительности или преимуществ в других объективно измеряемых параметрах.