ПРОДУКТЫ
В корпоративных сетях работают сотни и тысячи клиентских компьютеров. Эти машины постоянно подвергаются изменениям: обновляется ОС, устанавливаются новые приложения, модернизируется аппаратное обеспечение. Очевидно, что системным администраторам нелегко управлять всеми этими процессами. Им могут помочь средства управления клиентскими системами (Client Systems Management, CSM), автоматизирующие многие однотипные операции обслуживания рабочих мест.
Одним из пионеров в этой области является компания LANDesk Software, которой в этому году исполнилось 20 лет. За это время в ее жизни произошло немало событий. Она в числе первых вышла на рынок средств администрирования ПК. В 1991-м ее купила Intel, чтобы повысить управляемость систем на своей платформе, а в 2002-м выделила в отдельную компанию. Благодаря этому LANDesk смогла охватить своей системой платформы разных поставщиков, и теперь ее продукты работают в неоднородных сетевых средах с различными операционными системами. Расширился и продуктовый портфель, который сейчас включает ПО для управления ПК, серверами и средствами защиты.
Олег Кукушкин: "Раньше
российские предприятия
не понимали, зачем нужно
ПО для администрирования
сетей ПК, а сейчас многие
из них почувствовали
в нем необходимость"
Их рассмотрению была посвящена конференция, организованная группой компаний Arbyte - региональным дистрибьютором и официальным представителем LANDesk в России и СНГ. Судя по числу участников конференции, а их было более ста человек, многие предприятия ощущают потребность в ПО для управления сетями.
Недавно LANDesk выпустила на российский рынок очередную версию продуктов - 8.6, в которой появилось немало новинок и усовершенствований, а также объявила новую стратегию работы в России (см. PC Week/RE, N39/ 2005, с. 1).
LANDesk Management Suite осуществляет управление активами, удаленную поддержку пользователей, дистанционную установку операционных систем и приложений, а также управление лицензиями на ПО. Пакет имеет модульную структуру. В последнюю версию добавлены три новых модуля: для обнаружения устройств, составления отчетов и управления компьютерами через Интернет. "Последний модуль - Management Gateway, интересен тем, что создан на базе продукта LANDesk Instant Support Pro, который раньше поставлялся отдельно, - рассказала Наталия Калиманова, руководитель департамента LANDesk компании Arbyte. - Теперь этот функционал вошел в состав LANDesk Management Suite и за него не нужно дополнительно платить".
Еще одна важная новинка - поддержка новой технологии Active Management Technology (AMT) компании Intel, позволяющей получать доступ к функциям устранения неполадок и контроля конфигурации компьютера независимо от того, работает операционная система или нет. "Это коренным образом меняет подход к управлению машинами, - подчеркнул генеральный директор Arbyte Олег Кукушкин. - Раньше к ПК невозможно было обратиться при выключенном питании. А теперь Intel встроила AMT в чип, который работает от энергонезависимой памяти. Мы уже предлагаем такие компьютеры". Любопытно, что для реализации AMT компания Intel использовала исходный код LANDesk.
LANDesk Server Manager. Раньше этот продукт входил в LANDesk Management Suite, но начиная с версии 8.6 поставляется отдельно. Он осуществляет непрерывный контроль за целостностью и исправностью аппаратной и программной части серверов, мониторинг производительности, контроль критически важных параметров. В числе последних усовершенствований - использование описанной выше технологии Management Gateway, поддержка blade-серверов, расширение средств мониторинга безопасности и производительности, а также учета лицензий на ПО и сбора статистики, дополнительный функционал дистанционного управления и развертывания операционных систем и приложений.
"LANDesk выделила Server Manager в отдельный продукт, чтобы разделить управление ПК и серверами, - объяснил г-н Кукушкин. - Ведь некоторые заказчики для администрирования серверов используют ПО производителя сервера. Что касается отплаты, то этот функционал и раньше оплачивался отдельно".
LANDesk Security Suite. Этот продукт появился в конце прошлого года в связи со слиянием двух сфер - управление средствами безопасности и компьютерным парком. Он выполняет инвентаризацию оборудования, следит за безопасностью конфигураций, предупреждает вторжения, управляет патчами. В версии 8.6 есть несколько полезных новинок. Прежде всего, это функция Trusted Access, основанная на технологии Network Admission Control (NAC) компании Cisco, которая проверяет соответствие подключаемых к сети компьютеров заранее заданным критериям (например, отсутствие вирусов, наличие установленных патчей и т. д.), и блокирует устройства, которые не отвечают требованиям безопасности. Следует отметить новое средство Patch Manager, которое может управлять патчами для русифицированных версий ПО. Заслуживает внимания расширенная интеграция с антивирусным ПО - теперь из консоли LANDesk можно управлять антивирусами компаний Symantec, Norton, McAfee и Trend-Micro. И наконец, сетевым администраторам пригодится возможность защиты в реальном времени от шпионского ПО и конфигурирования межсетевого экрана, встроенного в Windows XP SP2.
Мнение аналитиков. По данным IDC, в среднем 45% сбоев в работе ИТ-систем происходит из-за проблем с ПО, 25% сбоев связаны с человеческими ошибками и 30% вызваны аппаратными отказами. Но два первых источника проблем, на которые приходится 70% (!) сбоев, можно устранить с помощью специального ПО, такого, как системы LANDesk. "Сложность ИТ растет и вместе с тем растет и вероятность сбоев. Продукты для управления ИТ-ресурсами и безопасностью позволяют значительно снизить этот риск, поэтому сейчас на них появился большой спрос", - сказал Тимур Фарукшин, руководитель программ российского отделения IDC.
Аналитики из Forrester Research также позитивно оценили стратегию LANDesk, подчеркнув, что выпуск системы управления безопасностью, тесно интегрированной со средствами администрирования ПК, позволил этой компании выделиться на фоне остальных поставщиков CSM-продуктов.
Экономический эффект. Продукты LANDesk выполняют немало полезных функций, Но, как известно, любая программа стоит денег, да и ее внедрение требует усилий. Что же в результате получает предприятие, как оценить отдачу? Ответить на этот вопрос позволяют оценки окупаемости инвестиций, полученные для западных и отечественных заказчиков компаниями IDC и Arbyte соответственно. Оказалось, что зарубежная фирма окупает LANDesk Management Suite в среднем за 90,5 дней, а российская - за 370 дней (правда, во втором случае не учитывалась экономия за счет сокращения простоев сотрудников, так как в нашей стране ее очень трудно оценить).