ИНТЕРВЬЮ
Идея управления жизненным циклом информации (Information Lifecycle Management, ILM) появилась несколько лет назад и сейчас постепенно завоевывает признание заказчиков. Она представляет собой подход к управлению хранением данных, позволяющий учитывать, как они меняются во времени, и в соответствии с этим автоматически выполнять их администрирование, защиту и перенос с одного носителя на другой. Другими словами, ILM - это грандиозная концепция, и, как всякая концепция такого масштаба, она с трудом поддается реализации в полном объеме. Рассказать о текущей ситуации в этой области мы попросили Говарда Элиаса, исполнительного вице-президента по корпоративному маркетингу, технологии и развитию новых направлений бизнеса компании EMC - одного из ведущих идеологов ILM.
PC Week: Что принципиально нового предлагает концепция ILM? Чем она отличается от технологии иерархического управления хранением HSM?
Говард Элиас: Технология HSM не видит разницы между различными типами информации - она просто автоматически записывает ее на разные носители. ILM обеспечивает более интеллектуальный подход, позволяющий понять особенности данных, порождаемых разными видами приложений, и с учетом этих особенностей автоматически управлять информацией на протяжении ее жизненного цикла, перенося эту информацию с одних носителей на другие.
PC Week: Из каких основных систем состоит ILM-решение?
Г. Э.: Прежде всего из инфраструктуры хранения, т. е. аппаратного обеспечения, которое может быть высшего, среднего или базового уровня. Во-вторых, из программ управления информацией, которые понимают, на какие системы хранения нужно записать те или иные данные, а также почему и когда их нужно перемещать между носителями.
В аппаратной части мы предлагаем несколько платформ - Symmetrix, CLARiiON, Centera, Celerra и т. д. В области ПО важную роль выполняют продукты подразделения Documentum, кроме того, мы предлагаем семейство Xtender для работы с данными, поступающими от разных приложений, - EmailXtender для почты, DiskXtender для файлов и DatabaseXtender для баз данных. В каждом из них предусмотрены средства для формирования правил управления переносом информации с одних носителей на другие и их автоматического выполнения. И наконец, есть программа Control Center, помогающая управлять всем решением в целом.
PC Week: Продуктов довольно много. Как заказчику понять, что ему нужно?
Г. Э.: Все зависит от специфики его деятельности, от объема информации, количества и разнообразия приложений, с которыми приходится иметь дело, другими словами - от общего масштаба. Иногда нужно использовать все наши продукты, а иногда хватает двух-трех.
PC Week: Неужели двух-трех продуктов достаточно для реализации ILM?
Г. Э.: Нужно учитывать, что ILM - это не готовое решение, а стратегия развития системы хранения. Заказчики идут по этому пути небольшими шагами, добавляя к своему решению продукт за продуктом.
Говард Элиас
PC Week: Есть ли уже такие предприятия, которые реализовали концепцию ILM в полном объеме?
Г. Э.: Все зависит от того, что понимать под полным объемом. Ведь то, что казалось полным вчера, сегодня уже представляется частичным.
Мы рассматриваем ILM как процесс, состоящий из трех этапов. Первый связан с классифицированием информации и пониманием того, сколько уровней хранения необходимо для ее оптимального хранения. Этот этап прошли тысячи компаний. Второй этап касается реализации ILM на уровне приложений. Имеется в виду, что заказчик внедряет ILM постепенно - сначала для одного приложения, например для почты, потом для другого, допустим для ERP-системы, т. е. шаг за шагом идет к воплощению целостной концепции ILM. Сейчас около половины наших клиентов из разных стран мира реализовали ILM для одного или нескольких приложений.
Третий этап подразумевает внедрение ILM в масштабе всего предприятия, для всей информации, с которой оно работает. Естественно, это наиболее всеобъемлющий этап, но и самый сложный. В настоящее время заказчики к нему только подходят. Хотя есть пионеры, которые его уже реализовали. Но в будущем они могут обнаружить, что их решение не такое полное, как кажется сегодня. Другими словами, ILM - это путь, не имеющий конца, и я думаю, что это хорошо, так как он дает стимул для дальнейшего развития.
PC Week: С какими трудностями приходится сталкиваться при внедрении ILM и как они решаются? Что нужно сделать помимо установки оборудования и ПО?
Г. Э.: Можно выделить две основные проблемы. Сейчас технологии продвинулись так далеко, что и в нынешнем виде способны помочь заказчикам. Но они будут эффективны настолько, насколько людям удастся справиться с подготовительной работой - оценкой, классификацией и категоризацией информации и насколько тщательно они потом будут отслеживать, как система работает с этими данными в зависимости от их типа. Так что прежде чем внедрять ILM, заказчик должен провести всю предварительную работу и обеспечить, чтобы в дальнейшем сведения о различных категориях информации обновлялись и поддерживались и все это функционировало как непрерывный, продолжающийся процесс.
Вторая проблема связана с корпоративной культурой, т. е. с организацией деятельности компании. Чтобы оптимальным образом выполнить классификацию и категоризацию информации, необходимо увязать ее с бизнес-процессами компании, а для этого нужно привлечь к работе представителей различных подразделений и рассмотреть этот вопрос в комплексе с организацией бизнес-процессов и распределением задач между отделами. Только совместными усилиями можно разработать комплексное решение.
PC Week: А при этом нужно менять бизнес-процессы?
Г. Э.: Иногда без этого не обойтись. Конечно, все хотят приблизиться к идеалу, подразумевающему, что на предприятии изменения в области ИТ происходят под воздействием бизнес-процессов. Но на практике обычно бывает наоборот. Мы стремимся, чтобы взаимодействие между ИТ и бизнесом было двусторонним. Приходя на предприятие, мы стараемся узнать, как оно работает, как на нем организован процесс принятия решений, как перемещается информация, и с учетом всех этих факторов пытаемся адаптировать свои системы к потребностям бизнеса. Короче, мы хотим, чтобы бизнес-процессы менялись только тогда, когда это позволит повысить эффективность деятельности предприятия. А если эти процессы и сейчас удовлетворяют потребности бизнеса, мы делаем всё, чтобы адаптировать ИТ под них.
PC Week: Очевидно, что внедрить ILM нелегко. Как оценить экономический эффект? За счет чего и как быстро окупается такое решение?
Г. Э.: Все зависит от прикладной среды заказчика и от конфигурации приобретаемых ILM-систем. Есть три основных направления получения отдачи от ILM. Я перечислю их в порядке возрастания сложности достижения результата.
Проще всего можно добиться сокращения капитальных издержек. Тщательно проведя предпроектное обследование и сформировав концепцию многоуровневой системы хранения, мы можем помочь предприятию выбрать оптимальное оборудование и уровень обслуживания. Возможно, ему не нужно покупать для всего решения самые мощные системы, а достаточно приобрести оборудование среднего уровня или даже более простое и тем самым сэкономить капиталовложения.
Затем следует экономия на эксплуатационных издержках. Здесь в игру вступает ПО, позволяющее заказчику воспользоваться автоматизацией, чтобы более эффективно организовать управление данными, например сократить продолжительность резервного копирования.
И наконец, ILM позволяет повысить отдачу от имеющейся информации. Внедрив такое решение, предприятие начинает лучше понимать, какие у него есть данные, где они находятся, кто имеет к ним доступ, насколько часто люди к ним обращаются, т. е. получает данные о данных. На основе этих сведений предприятие может сформировать оптимальные правила хранения информации и повысить эффективность ее использования. Кстати, это и является конечной целью внедрения ILM - не ограничиваться снижением издержек и затрат, а постараться извлечь максимальную выгоду из информации.
PC Week: Но ведь, чтобы получить эти преимущества, заказчик должен сначала заплатить за оборудование и ПО. В каком диапазоне находится стоимость ILM-решения?
Г. Э.: Предприятия и так все время платят за средства хранения - покупают диски, ленточные устройства и другие системы. Ничего не поделаешь - объем хранимой информации растет на 60-70% в год, а бюджеты заказчиков, в том числе и на системы хранения, увеличиваются далеко не так быстро. Поэтому им нужно более оптимально организовать работу с информацией, чтобы в будущем сократить затраты на ее хранение. Что касается стоимости, то понятно, что компания, хранящая 100 Тб информации, потратит на внедрение ILM больше, чем та, что должна хранить только 10 Тб.
PC Week: А как насчет эксплуатации самой ILM-системы? Нужны ли выделенные специалисты для ее поддержки?
Г. Э.: При правильном подходе к реализации этой концепции в результате достигается сокращение обслуживающего персонала. У нас есть данные от заказчиков, которые внедрили ILM и которые пока этого не сделали. Первым нужно меньше людей на единицу емкости хранения, чем вторым.
PC Week: Есть ли у вас ILM-решения для предприятий среднего и малого бизнеса и какие именно?
Г. Э.: Да, есть, но хочу оговориться, что в полной мере выгоды от внедрения ILM ощущают в основном крупные предприятия. Дело в том, что наибольший экономический эффект достигается, если компании приходится иметь дело со значительным количеством разных приложений и типов информации. В небольших компаниях по определению все устроено проще, и они работают лишь с несколькими системами. Но и им зачастую нужно решать задачи, которые входят в концепцию ILM, - например, архивировать данные, выполнять резервное копирование и восстановление, осуществлять защиту данных. Поэтому внедрение ILM-систем тоже поможет им упростить жизнь и снизить расходы.
В этом году мы вывели на рынок специальные решения для рынка СМБ, реализованные в виде пакетных комплектов с ценой, адаптированной для небольших компаний. Эти решения включают средства защиты и управления данными, т. е. реализуют часть общего ILM-решения.
PC Week: Как концепция ILM решает вопросы защиты информации?
Г. Э.: Здесь есть две стороны - защита и безопасность. Для защиты мы предлагаем множество разных технологий - репликацию, создание "мгновенных копий", резервное копирование на диск и на ленту и т. д. Фактически у нас есть все средства для защиты от катастроф или случайного удаления данных и обеспечения к ним быстрого доступа.
В области безопасности наша компания следует общей тенденции ИТ-индустрии, т. е. ищет наилучшие способы защиты. Большинство из существующих технологий ориентировано на ограждение информации от внешних воздействий - я имею в виду антивирусы, межсетевые экраны и другие приложения такого рода. А мы концентрируем внимание непосредственно на самой информации - предлагаем средства для разграничения доступа, позволяющие указать, кто из сотрудников имеет просто доступ, кто - право перемещать данные, а кто - их изменять. Наша задача - сначала позволить задавать правила доступа, а затем предоставить возможности для контроля и аудиторской проверки.
PC Week: Сейчас ILM-решения в основном базируются на фирменных технологиях. Есть ли прогресс в области разработки открытых стандартов?
Г. Э.: Все ПО, которое мы разрабатываем, является открытым в том смысле, что работает не только на наших платформах, но и на оборудовании других производителей, а значит, наши продукты для управления информацией, защиты данных, управления контентом и виртуализации могут использоваться в гетерогенных средах.
Но в области ILM есть и такие направления, где нет общепринятых стандартов. Например, сервисы, связанные с метаданными. Речь идет о разработке стандартов для описания и моделирования информации таким образом, чтобы эти описания были понятны всем приложениям, которые участвуют в обработке информации в рамках ILM. Мы работаем над этим. Так, совсем недавно заключили соглашение с компанией Adobe, направленное на создание общего способа сохранения данных.
Так что в области ILM мы, с одной стороны, довольны достигнутыми результатами, а с другой - еще многое предстоит сделать.
PC Week: Спасибо за беседу.