ОБУЧЕНИЕ
Практически любой сотрудник промышленного предприятия (от рабочего до руководителя), дабы не быть отстраненным от производственного процесса, должен регулярно повышать квалификацию, сдавать определенные экзамены и проходить разного рода переаттестации. Проведение обучающих и аттестационных сессий (особенно на пространственно распределенных предприятиях, какими являются многие отечественные холдинги) - достаточно хлопотное и затратное мероприятие, так как требует отвлечения от основной работы служащих весьма высокого ранга. Кроме того, непросто быстро ознакомить тысячные коллективы предприятий с сотнями постоянно меняющихся нормативно-правовых актов.
Один из выходов - использование специализированных (соответствующих требованиям государственных, отраслевых или корпоративных стандартов) обучающе-контролирующих систем (ОКС), эксплуатируемых либо непосредственно на предприятиях, либо в соответствующих и должным образом сертифицированных учебных центрах.
Не так давно сотрудникам ЗАО "Термика" (www.termika.ru), имеющим большой опыт создания специализированных баз данных, содержащих огромные массивы нормативно-правовых актов, пришла в голову оригинальная идея, заключающаяся в том, что эти базы можно использовать не только в режиме чтения или полнотекстового поиска, но и как "подсистемы" для подготовки соответствующих курсов локального или дистанционного обучения. Вообще говоря, систем дистанционного обучения (СДО), содержащих средства подготовки курсов (стоимостью от 500 долл. за рабочее место) и средства их проведения*1 (включая стадии выявления уровня подготовки учащегося, его дообучения и проверки прочности полученных знаний), в мире (включая и нашу страну) известно довольно много. Часть из них демонстрировалась на недавней выставке SofTool’2005 (www.SofTool.ru), и о них мы еще расскажем.
_____
*1 Стоимость средств проведения КДО весьма различна и в зависимости от используемой схемы лицензирования может достигать нескольких десятков, а то и сотен тысяч долларов. При этом сами СДО могут быть не только модульными, но и объединяющими в рамках одного пакета средства как подготовки курсов, так и их проведения.
В Поволжском региональном центре подготовки
кадров "Энергетик" (Казань) идет сдача экзаменов
по курсу "Промышленная безопасность"
Более того, для подобных систем существуют различные международные рекомендации, определяющие среди прочего формат файлов, содержащих эти самые курсы дистанционного обучения (КДО). Считается, что чем больше международных стандартов поддерживает та или иная система дистанционного обучения, тем она универсальнее. Но любая универсальность, как известно, может нести как положительный эффект, так и отрицательный.
Плюс СДО, поддерживающей те или иные международные стандарты, состоит в том, что с ее помощью можно проводить курсы, подготовленные с использованием инструментальных средств других совместимых с ней систем дистанционного обучения. Разумеется, допустима и обратная ситуация (когда "свои" курсы проводятся сторонней СДО). Минус же заключается в том, что в универсальных СДО средства подготовки курсов рассчитаны на "усредненного" преподавателя-методиста, обычно использующего в качестве подсобного инструментария стандартные офисные пакеты и переносящего оттуда в готовые к тиражированию учебные пакеты тексты, графику, а также фото- и видеоизображения. Иное дело курсы, скажем, по промышленной безопасности, основу которых составляют десятки постоянно меняющихся нормативно-правовых актов...
Но ближе к делу. Летом этого года специалисты "Термики" свои замыслы воплотили в жизнь и выпустили не только модульную систему "Олимп: ОКС"*1, но и в сотрудничестве с партнерами разработали совместимые с ней комплекты учебных курсов "Промышленная безопасность" и "Документационное обеспечение управления". И это только начало. По словам технического директора консалтинговой группы "Термика" Константина Воробьева, в октябре появятся курсы "Охрана труда", "Пожарная безопасность" и "Электробезопасность", в ноябре - "Кадровая политика", "Ландшафтный дизайн" и "Бухгалтерский учет" ("1С:Бухгалтерия 7.7"/"1С:Предприятие 7.7") и т. д.
_____
*1 Она функционирует под управлением программного комплекса "Кодекс-Сервер", разработанного ЗАО "Информационная компания "Кодекс"", и использует все преимущества интранет-технологий, среди которых - возможность одновременной совместной работы большого числа пользователей, а также обучения и аттестации территориально удаленных сотрудников. Свидетельство N 0000344 о государственной регистрации обучающе-контролирующей системы "Олимп: ОКС" выдано межотраслевым научно-исследовательским институтом "Интеграл" 28 июня 2005 г.
Модули системы "Олимп: ОКС" Модуль "Олимп: Обучение" предоставляет пользователю дидактические материалы для самоподготовки к сдаче аттестационных экзаменов. Он также дает пользователю возможность проверить качество усвоения учебного материала с помощью контрольных вопросов. Основное назначение модуля "Олимп: Экзаменатор" - автоматизация процедуры приема аттестационных экзаменов. Он поддерживает функции подготовки экзаменационного профиля (сценария проведения экзамена); проведения экзамена у территориально удаленных пользователей; предоставляет возможности контроля за ходом сдачи экзамена в режиме онлайн, объединения нескольких учебных курсов в рамках одного экзамена, экспорта результатов экзамена в MS Excel, работы с библиотекой бланков документов для документирования результатов экзамена, хранения результатов экзаменов в БД и их поиска и т. д. Преподаватель может самостоятельно настроить процедуру прохождения экзамена. В частности, данный модуль позволяет в произвольном порядке отвечать на контрольные вопросы, реализует возможность ограничения времени ответа на контрольный вопрос или экзаменационный билет. Допускается формирование экзаменационного билета (вопросы в билете жестко заданы, или билет формируется с использованием механизма случайного выбора заданного количества вопросов из базы данных и т. п.) и многое другое. Кроме того, в модуле заложена функция гибкой настройки результирующих протоколов сдачи экзамена с учетом требований конкретной организации. Созданные пользователем бланки документов для документирования результатов экзамена сохраняются в системе и могут быть использованы при последующей работе. Разработано два варианта системы "Олимп: ОКС": "Олимп: ОКС. Учебный центр" (он рассчитан на одного преподавателя и 19 обучаемых, ориентировочная стоимость такого пакета 12 649 руб.) и "Олимп: ОКС. Предприятие" (число пользователей не ограничено). Последний помимо прочего включает так называемые корпоративные модули, обеспечивающие хранение историй сдачи экзаменов и мониторинг проведения обучающе-контрольных сессий, что позволяет из одного центра в реальном времени следить за тем, как по всей стране идет сдача экзаменов по тому или иному предмету. Ведь в случае дистанционной проверки квалификации учащемуся (будь то директор или простой рабочий) кроме знания персонального пароля доступа к СДО нужен лишь стандартный браузер и доступ к Сети. |
Кроме того, совершенствуется и сам пакет "Олимп: ОКС". Уже в ноябре появится версия 1.1, об отличительных особенностях которой будет рассказано ниже. Но прежде вкратце поведаем о самих курсах, дабы было понятно, о каком объеме учебно-методических и контрольно-проверяющих материалов идет речь.
Комплект курсов "Промышленная безопасность" разработан совместно с ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность"". В общей сложности он содержит 3260 контрольных вопросов и состоит из 11 курсов ("Основы промышленной безопасности", "Газовое хозяйство", "Нефтяная и газовая промышленность", "Химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность", "Объекты хранения, переработки и использования растительного сырья", "Требования безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах", "Грузоподъемные краны", "Лифты", "Эксплуатация трубопроводов пара и горячей воды", "Эксплуатация сосудов, работающих под давлением", "Эксплуатация паровых и водогрейных котлов"), в основу которых легли 140 нормативно-технических документов общим объемом около 4500 стр. Курсы разбиты на темы. Причем по каждой теме есть не только контрольные вопросы, но и дидактические материалы. Прежде чем экзаменовать обучаемого, система предлагает ему ознакомиться с соответствующими документами.
Константин Воробьев:
"В настоящее время
создание обучающе-
контролирующих систем -
одно из основных направлений
нашей деятельности"
Теперь о комплекте курсов "Документационное обеспечение управления" (ДОУ). Он предназначен для изучения правил документирования информации, а также основных требований по организации работы с документами и рекомендован для секретарей, делопроизводителей и других специалистов, работающих с официальными документами. Комплект в общей сложности содержит 1240 контрольных вопросов и состоит из восьми курсов, в основу которых легли 20 нормативно-технических документов общим объемом около 600 стр. Состав готовящихся к выпуску комплектов курсов также известен, но об их "технических характеристиках" говорить еще рано.
В боевом крещении системы (в настоящее время она включает два модуля: "Олимп: Обучение" и "Олимп: Экзаменатор") уже приняли участие более двух десятков специализированных учебных центров (Комбинат по обучению и переподготовке кадров республики Адыгея, Поволжский региональный центр подготовки кадров "Энергетик", Омский государственный технический университет и т. д.), а также компаний, которым "Олимп: ОКС" помогает решать вопросы корпоративного обучения, самоподготовки и повышения квалификации персонала (Роснефть, Мострансгаз, ОАО "Оренбургские минералы", ЗАО "ИМС Инжиниринг", Усть-Илимский лесопромышленный комплекс и др.).
Судя по отзывам, прозвучавшим 6 октября на состоявшемся в Москве семинаре "Корпоративные системы. Информационное обеспечение деятельности и обучение персонала", клиенты "Термики" (во всяком случае, выступившие на семинаре) довольны как системой "Олимп: ОКС", так и подготовленными для нее курсами. Разумеется, есть в ней и отдельные недочеты - но они, как обещают разработчики, будут устранены в пакете "Олимп: ОКС" 1.1, который придет на смену текущей версии 1.0. Кроме того, в версии 1.1 будет улучшен интерфейс работы с контрольными вопросами, полностью обновлен механизм самоподготовки к аттестационным экзаменам и предусмотрена возможность в режиме самоподготовки оценить начальный уровень знаний обучаемого. Кроме того, будет введена функция создания собственных учебных курсов (за счет добавления соответствующего модуля) и предусмотрен механизм автоматического формирования и обновления параметров цикла обучения на основе экзаменационного профиля.
Что же касается международных стандартов в области СДО, то они, по словам Константина Воробьева, частично поддерживаются системой "Олимп: ОКС" уже сегодня: в частности, она во многом соответствует требованиям к составу компонентов, определяемых стандартом IEEE P1484.1/D8. Но предполагается, что в дальнейшем эта поддержка станет еще более всеобъемлющей.