КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

Основные проблемы более-менее массового распространения недорогого ПО в России через сайты связаны прежде всего с прозаическим нежеланием абсолютного большинства пользователей Сети оплачивать покупки в Интернете. Основные причины этого нежелания таковы.

- Опасение, что обманут. Слухи о подставных сайтах и похи- тителях кредитных карточек обычно распространены среди начинающих пользователей, которые, не применяя подчас даже простейших средств защиты своего ПК наподобие межсетевых экранов, опасаются не реальных киберугроз, а мифических мошенников. Обойти этот предрассудок можно, воспользовавшись услугами авторитетных интернет-продавцов.

- Низкое качество обслуживания. Увы, но массово возникшие в последние годы виртуальные подразделения крупных торговых сетей и мелких магазинчиков действительно работают подчас весьма плохо, создавая негативный имидж всему электронному бизнесу. Этой весной я решил купить ребенку электрогитару и оформил заявку сразу на трёх сайтах уважаемых музыкальных магазинов, где обещалось, что мой запрос будет обработан за один-два дня. Но в течение недели пришел лишь один ответ о том, что выбранного товара на складе нет и надо ждать до августа... В итоге после короткого телефонного звонка и личного визита к одному из "молчунов" гитара была успешно куплена, причем я специально поинтересовался, приходила ли им моя заявка. "Да, - ответил менеджер, - вот она", - и показал мне на компьютере, стоящем рядом с кассой, полученную им форму запроса! Однако так и не смог объяснить, почему он на нее не ответил...

Поэтому при организации продаж очень важно как можно быстрее дать обратную связь потенциальному покупателю, пока он не передумал, в идеале - по телефону, номер которого обязательно надо требовать в форме оформления заказа на сайте.

- Низкая квалификация пользователей. Огромное число подключенных к Интернету не обладает даже простейшими навыками работы с э-почтой и не способны, например, ответить письмом на запрос подтверждения покупки. А уж необходимость скопировать из текста письма регистрационный код и вставить его в окно программы может полностью отбить охоту пользоваться лицензионным продуктом.

- Отказ от покупок ПО как жизненная позиция. Существует определенная прослойка людей, которые принципиально не покупают лицензионные продукты, и либо усердно отыскивают взломанные версии и украденные регистрационные ключи, либо отказываются от приобретения даже очень нужной и недорогой программы. Такая публика с подростковой психологией была и будет всегда. Во внимание ее можно не принимать (благо на продажи она не влияет) и даже из жалости иногда дарить ключик :).

- Сложности с оперативной оплатой. Это, пожалуй, основная проблема. Необходимость распечатывать или вручную переписывать реквизиты оплаты, затем идти в отделение Сбербанка и стоять там в очереди обычно отпугивает подавляющее большинство клиентов. Пока малоизвестны системы электронных денег наподобие WebMoney и "Яндекс.Деньги", кредитные карточки также слабо распространены. Выглядит перспективной возможность оплаты за товар с мобильного телефона, отправкой SMS-сообщения на указанный платный номер, но такой вариант может подойти лишь для совсем недорогих продуктов. Да и нет развитой сети провайдеров подобных услуг.

Одной из реально работающих схем продаж можно считать наложенный платеж, когда покупатель оплачивает товар лишь после получения его в почтовом отделении на руки. Однако недаром многие интернет-магазины отказались именно от этой формы - посылка может идти недели и месяцы, а если уставший от ожидания заказчик в итоге от нее откажется, то возврата товара удается дождаться далеко не всегда. Долго приходится ждать и перечисления денег от почты на счет фирмы, трудно отследить, кто конкретно оплатил ту или иную сумму, и т. д. Немало и характерных для России проблем - так, один мой знакомый заключил корпоративный договор с почтой на прием денег за доставку программ наложенным платежом и лишь спустя месяц выяснил, что оператор на почте ввел в местную учетную систему ошибочный банковский номер и переведенные деньги возвращались покупателям обратно, как приятный довесок к оплаченному продукту.

Впрочем, при желании можно найти посредника, который возьмет на себя весь цикл услуг, связанных с доставкой товара на дом клиенту и, главное, с получением от него денег с оформлением на месте всех бухгалтерских документов. Но и стоить это будет достаточно дорого.

- К сфере специфических отечественных проблем можно отнести и неразвитость и низкое качество банковского обслуживания. Другому моему знакомому продавцу программ поступила оплата из Казахстана на сумму 5 тыс. руб., а в банке с него стали требовать паспорт сделки, затем подключилась служба контроля за валютными операциями... В итоге деньги пришлось отправлять обратно.

Затем он, сменив банк, решил получить свидетельство о регистрации своей программы в США - есть такая необязательная услуга, позволяющая формально закрепить авторство на продукт. При этом проверка патентной чистоты не производится, а просто фиксируются имена авторов и в справочную базу заносятся несколько страниц исходных текстов. Наличие подобного свидетельства дает дополнительные плюсы в переговорах с партнерами - позитивное отношение покупателей, юридическая защита от недобросовестного клонирования ПО и т. д. В нашей стране, кстати, подобную услугу предоставляет Роспатент, ежегодно регистрируя тысячи программ.

Чтобы получить американское свидетельство, надо было оплатить соответствующую услугу, переведя около 50 долл. на счет западного банка, и вложить квитанцию об оплате в посылку с частью распечатанных исходных текстов, однозначно определяющих авторство. Для того чтобы перевести эту сумму, моему знакомому пришлось три дня ходить в московский банк как на работу и проводить там в переговорах по нескольку часов. Сначала с него потребовали юридически заверенную полную бумажную копию сайта, на которой был указан американский счет (а сайт патентной организации насчитывает около 10 тыс. страниц!), а потом долго советовались с руководством всех уровней и выдвигали множество причин для отказа. В конце концов перевод 50 долл. все же был выполнен, но за него наш банк дополнительно взял такую же сумму.

Существует, конечно, немало очевидных способов эффективного решения всех этих проблем, но "вне рамок правового поля". Поэтому оптимальным для российских авторов программ пока представляется поиск успешно действующих партнеров в распространении ПО, имеющих хороший опыт продаж.

Желающие могут подключиться к обсуждению вопросов shareware-рынка на сайте blog.swrus.com - блоге разработчиков из России и стран СНГ.

Адрес автора: sbo@pcweek.ru.

Версия для печати