ЛОГИСТИКА
i2 CIS продвигает WMS-систему фирмы SSA Global
Розничные торговые сети в нашей стране достигли такого уровня развития, когда внедрение современных ИТ-решений стало эффективным способом извлечения новых конкурентных преимуществ. Последнее обстоятельство особенно важно в силу высокой привлекательности российского розничного рынка для глобальных торговых сетей. Так, в недавно изданном рейтинге консалтинговой компании A.T. Kearney (www.atkearney.ru) "Индекс развития мировой розничной торговли 2005" Россия занимает достойное 2-е место (в этом исследовании 30 развивающихся стран располагаются в соответствии с возможностями успешного прихода в них глобальных розничных торговых компаний, на первом месте - Индия). Но и на отечественном рынке конкуренция среди ведущих торговых сетей такова, что специализированные программные продукты уже становятся серьезным козырем в борьбе за кошельки рядовых покупателей.
Из технологий, к которым торговые сети сегодня проявляют особый интерес, следует отметить программные продукты для управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM). Они, как известно, позволяют автоматизировать процедуры, помогающие оптимизировать расходы розничной компании на всем пути товара от поставщика до потребителя. Концептуально такой повышенный интерес к SCM-продуктам обусловлен изменением взгляда на логистику. Прежняя, устаревшая модель бизнеса предполагала, что логистика - одна из рутинных функций бэк-офиса, согласно же современным подходам она призвана сократить затраты на управление поставками, а потому ее автоматизация - одна из стратегических задач для руководства компаний. Слабых мест (или, как говорят разработчики SCM-решений, "потенциальных областей оптимизации") в цепочке поставок несколько - прогнозирование спроса на товар (в краткосрочной, среднесрочной и стратегической перспективе), оптимизация закупок (управление взаимоотношениями с поставщиками, обеспечение прозрачности процесса), планирование, дистрибуция, работа с заказчиком, транспортная логистика.
Важное место в цепочке поставок занимает склад, решения по автоматизации управления которым выделены в отдельный сегмент WMS-систем (Warehouse Management System). Лидерами российского рынка комплексных складских систем (по оценкам фирмы ant Technologies) являются продукты Solvo (29%), Radio Beacon (11%) и EXceed WMS (10%). О некоторых проектах внедрения системы EXceed WMS, разработанной корпорацией SSA Global и продвигаемой на нашем рынке компанией i2 CIS (www.i2cis.ru), было рассказано на конференции "Задачи оптимизации логистической цепочки товаропроводящих сетей и логистических операторов".
Директор по логистике "Национальной логистической компании" (НЛК) Александр Яковлев отметил, что складские издержки в России достигают 5% от выручки (на Западе 2,5-3%). В структуре же складских затрат самую большую долю составляют расходы на персонал (до 70%), поэтому "оптимизация персонала" - главная задача оптимизации работы склада. Коммерческий склад (Third Party Logistics, 3PL) с этой задачей справляется лучше. По мнению докладчика, 3PL-операторы благодаря использованию современных ИТ-решений (в НЛК эксплуатируют четыре программных продукта, один из них - EXceed WMS) работают эффективнее, чем собственные склады розничных компаний, поскольку они ведут подробную статистику по бизнес-процессам, детально анализируют их и устраняют лишние контрольные механизмы.
В компании "Аптечная сеть 36,6" (320 аптек в 14 регионах) необходимость в современной складской системе, как отметил директор по стратегическому развитию и технологиям сети Борис Рябов, возникла в связи с ростом компании и изменением модели бизнеса. Первоначальная модель предполагала, что главная цель - продвижение имеющихся на рынке фармацевтических товаров, новая же модель нацелена на удовлетворение спроса, возникающего в точках реализации (аптеках). Система EXceed WMS была выбрана в ходе тендера (в числе других участников - "1С", Oracle, СОЛВО). Проект стартовал в январе 2005 г., в настоящее время автоматизирован центральный склад компании (150 рабочих мест). В планах аптечной сети - внедрение WMS-решения и на региональных складах.
На "LT-терминале" (склад в Люберцах площадью 30 тыс. кв. м) проект стартовал недавно - в сентябре 2005-го; планируемый i2 CIS срок его завершения - март 2006 г. Складская система начального уровня, работавшая на предприятии до принятия решения о внедрении EXceed WMS, в связи с резким ростом нагрузки (и соответственно простоев автотранспорта), новыми запросами клиентов, требовавших предоставления дополнительных складских услуг, перестала устраивать руководство. "Интеллектуальный склад" планируется строить поэтапно: внедрить WMS-систему и интегрировать ее с ERP-системами клиентов, наладить взаимодействие с системами контроля доступа и видеонаблюдения, передать клиентам часть функций планирования погрузки и разгрузки (управление документами), осуществить интеграцию с системами управления транспортом, внедрить автоматизированную систему обработки грузов.
Руководитель направления WMS компании i2 CIS Александр Хушит заявил на конференции, что пока конкурентов у решения EXceed WMS в России нет. Думается, это не совсем так. Во-первых, конкурентами (и успешными) в области комплексных складских программ являются как минимум два продукта - Solvo (СОЛВО) и Radio Beacon (его продвижением занимается ant Technologies). А во-вторых, нельзя забывать и про разработки других отечественных компаний (например, "1С" или "ФОЛИО"): хотя, по мнению ряда аналитиков, они и не являются комплексными складскими программами, но имеют по крайней мере одно серьезнейшее конкурентное преимущество - невысокую цену продукта, а это немаловажно.
В заключение отметим, что при сохранении темпов роста отечественного рынка складских программ (к концу 2006-го его объем может превысить 7 млн. долл., см. PC Week/RE, N 38/2005, с. 37) приход на него новых WMS-продуктов таких ведущих мировых разработчиков, как Manhattan Associates и RedPrairie, - скорее всего вопрос времени, а это может кардинально изменить положение дел на российском WMS-рынке.