ПРОЕКТЫ
Компания "ТрансТелеКом" (ТТК, www.transtk.ru) сообщила о завершении очередного этапа создания географически резервированной сети связи на базе технологии спектрального уплотнения (DWDM). После окончания строительства и сдачи приемочной комиссии участка длиной около 6000 км от станции Входная Омской области до станции Карымская Читинской области общая протяженность сети достигла 18 925 км. Теперь она протянулась от границ Финляндии до рубежей Китая - от Выборга на северо-западе страны до Тынды и Забайкальска на востоке.
МЦСС ТТК превращается в аналог ТСЛ "Ростелекома"
По данным компании ТТК, общее число усовершенствованных станций достигло 222, пропускная способность модернизированной магистральной цифровой сети связи (МЦСС) возросла в 16 раз и составляет теперь 40 Гбит/с. Территориальная разнесенность маршрутов сети обеспечивает полное резервирование сигнала на всем ее протяжении. В случае потери сигнала для переключения на резервный маршрут потребуется 38 мс. Этот показатель соответствует рекомендациям Международного союза электросвязи.
Одно из существенных преимуществ DWDM-сети ТТК - ее полная однородность. Поставка оборудования, монтаж и пусконаладочные работы проводились силами одного подрядчика - компании Huawei Technologies (www.huawei.ru). Этим достигается согласованность и сбалансированность всех элементов сети. Проект развития сети предусматривает возможность последующего увеличения емкости c нынешних четырех потоков по 10 Гбит/с до сорока с суммарной пропускной способностью магистрали в 400 Гбит/с без перерыва связи. А далее установленное оборудование при небольшой модернизации позволяет нарастить этот ресурс до 800 Гбит/с.
Развертывание технологии DWDM стало ключевым направлением бизнес-плана ТТК на 2004-2007 гг. Решение об использовании технологии спектрального уплотнения в модернизации сети было принято в 2003-м и одобрено Государственной комиссией по электросвязи. Летом 2004 г. был подписан контракт с компанией Huawei, а осенью начался монтаж оборудования (см. PC Week/RE, N 21/2005, с. 22).
В ближайшей перспективе - дальнейшее развитие сети DWDM. Согласно планам компании, в феврале 2006 г. будут закончены работы V этапа, в рамках которого должен быть сдан в эксплуатацию участок Москва - Курск - Воронеж - Ростов - Волгоград - Саратов - Сызрань - Самара протяженностью 3500 км - так называемый "Южный ход". В реконструкцию первых пяти этапов вложено 50 млн. долл. Срок окупаемости данного проекта по бизнес-плану составляет пять лет. Начата проработка и VI этапа проекта по увеличению пропускной способности сети в Дальневосточном регионе - строительство участка от станции БАМ до Владивостока протяженностью 2200 км.
Все это позволило руководителям "ТрансТелеКома" уже сейчас начать говорить о МЦСС как об аналоге Транссибирской линии связи (ТСЛ) - кратчайшего транзитного телекоммуникационного маршрута из Европы в Азию, построенного национальным российским оператором "Ростелекомом". На ТСЛ "Ростелеком" также внедрил технологию DWDM, но его сеть не резервирована, утверждают в ТТК.
По словам президента "ТрансТелеКома" Сергея Липатова, "модернизация МЦСС позволит высвободить дополнительные ресурсы для технологических нужд акционера ТТК - ОАО РЖД, увеличить объемы внедрения в железнодорожной отрасли современных информационных технологий, обеспечить более высокий уровень безопасности движения поездов и в целом содействовать повышению транзитного потенциала российских железных дорог".
Провайдер с корпоративным уклоном
Компания "ТрансТелеКом" основана в 1997 г. Ее акционером является ОАО РЖД, владеющее 100% уставного капитала ЗАО ТТК. "ТрансТелеКом" - оператор МЦСС, опирающейся на сеть волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) протяженностью более 45 тыс. км. Сеть проложена вдоль железных дорог страны, имеет более 900 узлов доступа в 71 из 89 регионов России.
Но обслуживание РЖД - хоть и важнейший, но не единственный бизнес компании. По данным газеты "ТрансТелеКом сегодня", только 25% ресурсов ВОЛС используются для нужд РЖД. Остальные могут быть применены в коммерческих целях - для предоставления телекоммуникационных услуг операторам связи и корпоративным клиентам. ТТК выступает и как системный интегратор - на сегодняшний день ею реализован ряд телекоммуникационных проектов для производственных и торговых структур, крупных финансовых и страховых компаний, а также государственных организаций.
Согласно отчету агентства TeleGeography, в этом году ТТК вошла в число 50 крупнейших мировых интернет-провайдеров (ISP) по количеству подключений. Кроме того, по оценкам отечественных аналитиков, по уровню доходов от услуг связи в России эта фирма входит в тройку ведущих альтернативных операторов и является одним из важнейших ISP в регионах. В данном сегменте доля компании превышает 40%.
Как утверждает вице-президент ТТК Игорь Дубровин, "ТрансТелеКом" является также лидером в области построения корпоративных сетей связи: более половины корпоративных сетей России, объединяющих центральные офисы с региональными подразделениями крупнейших корпораций страны, созданы на основе услуг компании.
ТТК продвигает свои активы в качестве единого информационно-коммуникационного ресурса транспортного комплекса государства, включающего наряду с железнодорожным и другие сегменты - от морского до воздушного. По словам Владимира Воронина, заместителя директора департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса РФ, "мы осознаем необходимость систематизации ведущихся в отрасли работ по организации единой информационной системы".
Планируется проведение НИР, рассчитанных на два года. Они пойдут по трем направлениям. Первое - создание взаимоувязанной сети связи транспортного комплекса России, включая железнодорожный, морской, речной, авиационный, автомобильный и городской пассажирский транспорт общего пользования. Второе - разработка систем контроля местонахождения транспортных средств. Третье - создание транспортно-логистической системы по контролю перевозок "Восток - Запад", "Север - Юг". Эти работы, естественно, будут базироваться главным образом на ресурсах "ТрансТелеКома".
ТТК в числе первых в стране получила лицензию на дальнюю связь и в скором времени сможет выступить на международном рынке как серьезный конкурент "Ростелекома". Уже сегодня с ее участием прорабатываются вопросы организации единой информационной среды стран СНГ, информационной поддержки транспортных потоков между Европой и Азией, возможности телекоммуникационного взаимодействия между Востоком и Западом.
Немаловажно также, что увеличение мощности МЦСС "ТрансТелеКома" существенно повышает привлекательность трансконтинентального телекоммуникационного маршрута ERMC для пропуска трафика из Европы в Азию, который, по оценкам западных экспертов, уже сегодня по пропускной способности сопоставим с существующими обходными магистралями. Кроме того, сеть DWDM позволит ТТК серьезно расширить спектр и качество услуг на российском телекоммуникационном рынке.