БИЗНЕС

По оценкам зарубежных специалистов, мировой объем продаж игр для мобильных телефонов в прошлом году преодолел планку в 1 млрд. долл., а в последующие пять лет, как ожидается, среднегодовые темпы роста соответствующего рынка будут составлять минимум 50%. Подобная динамика не может не привлекать внимания фирм, специализирующихся в сфере компьютерных развлечений: все большее их число выходит в сегмент мобильных игр. Освоение данного рынка, полагают эксперты, будет сопровождаться процессами консолидации, которые будут наиболее заметны в предстоящие год-полтора. Возникновение в результате множественных поглощений и слияний крупных компаний - поставщиков мобильных игр сделает практически невозможным появление на этом рынке в ближайшие годы новых участников.

Специалисты отмечают также, что в сегменте мобильных игр действуют отличные от сферы компьютерных игр правила и приоритеты. Так, если в игровых программах, предназначенных для специализированных консолей или традиционных ПК, пользователи ожидают обнаружить изощренные визуальные и звуковые эффекты, то главным достоинством мобильных игр считается простота, особенно в части входа и выхода из игры. Требование простоты объясняется не только техническими параметрами мобильных телефонов (в частности, малыми размерами и разрешением дисплея, невысокой мощностью процессора, ограниченным ресурсом батареи), но и типичной моделью поведения пользователей. В отличие от ПК, за которыми игроки могут просиживать часами, продолжительность игрового сеанса пользователя мобильного телефона, как показывают исследования, обычно не превышает 15 мин (по данным IDC, это правило справедливо в 75% случаев).

От степени простоты напрямую зависит популярность мобильной игры: если в нее можно играть на самых недорогих моделях телефонов, манипулируя лишь большими пальцами, аудитория пользователей многократно возрастает. Как свидетельствует статистика продаж, наиболее востребованной в мире на сегодняшний день является известная игра "Тетрис".

Вице-президент компании

 "Акелла" Дмитрий Архипов:

"Через несколько лет стоимость

нашей компании достигнет 100 млн. долл."

Учитывая потенциал рынка мобильных игр, выйти на него решила и российская компания "Акелла" (www.akella.ru). Будучи одним из крупнейших в Восточной Европе разработчиков развлекательного ПО, она решила также активизироваться в сегменте онлайновых игр (интернет-игр).

Для реализации своих замыслов - а в настоящее время компания ведет разработку свыше 40 игровых проектов силами собственных специалистов (в "Акелле" трудятся примерно 200 сотрудников) и своих партнеров - она намерена привлечь внешние инвестиции. В роли инвесторов выступили сразу два фонда - Intel Capital и Quadriga Capital Russia. Финансовые условия их сделки с "Акеллой" не разглашаются; известно лишь, что совокупная доля инвесторов в российской компании не превышает 50%, а контрольный пакет акций по-прежнему принадлежит ее основателям.

Как подчеркнул представитель фонда Quadriga Capital Russia, сделка с "Акеллой" отражает фундаментальные изменения в менталитете западных инвестиционных компаний: последние теперь готовы к вложениям в высокотехнологичные сферы. Сама Quadriga, являясь универсальным инвестором, начинала свою деятельность в нашей стране исключительно с вложений капитала в сферы, обеспечивающие быстрый возврат инвестиций (например, в предприятия пищевой или фармацевтической промышленности), однако сегодня она уже стала инвестором таких высокотехнологических российских компаний, как "Морион" и "Центр речевых технологий".

Решение сделать инвестиции в "Акеллу" объясняется перспективами развития игрового компьютерного рынка нашей страны: по информации фонда, объем этого рынка, оцениваемый на настоящий момент в 150-200 млн. долл., увеличивается ежегодно на 30-50%. Столь высокие темпы развития отечественной игровой индустрии обусловлены, в частности, повышением степени ее "легализации", делающим рынок компьютерных развлечений все более привлекательным для разработчиков игр.

Отбирая объект для вложения капитала, Quadriga - впрочем, как и другие инвесторы - руководствуется текущим его состоянием, перспективами роста (с точки зрения повышения капитализации) и возможностями выгодной перепродажи получаемой доли акций в дальнейшем. В пользу "Акеллы" сыграли помимо прочего и такие обстоятельства, как наличие у российской компании богатого опыта взаимодействия с зарубежными партнерами (издателями и разработчиками игрового ПО), а также ее многоплатформенная стратегия ("Акелла" создает игры и для ПК, и для игровых консолей, а не так давно начала заниматься еще и разработками сетевых и мобильных игр).

Для фонда Quadriga особенность нынешней сделки состоит также в партнерстве с другим инвестором - фондом Intel Capital, который, правда, занимается финансовыми вложениями только в высокотехнологичные компании. "Акелла" - не первый для Intel Capital объект инвестирования в России: среди объявленных инвестиций фонда можно отметить, скажем, вложения в ru-Net, SWsoft или InfiNet Wireless.

Комментируя решение об инвестировании в "Акеллу", директор Intel Capital по инвестициям в странах СНГ Роман Симонов, сказал, что стратегия российской компании хорошо вписывается в концепцию цифрового дома Intel, а ее деятельность по разработке сетевых игр способствует развитию широкополосного Интернета.

Сообщается, что в дополнение к финансовым договоренностям корпорация Intel подписала с "Акеллой" соглашение об углублении сотрудничества по использованию новейших технологий и платформ (в том числе многоядерной архитектуры Intel) при создании игровых приложений.

Заметим также, что интерес Intel к разработчикам игрового ПО объясняется не в последнюю очередь тем, что до сих пор именно компьютерные игры являются одним из стимулов к наращиванию вычислительной мощности настольных ПК. Вплоть до настоящего времени наиболее эффектная демонстрация возможностей новых процессоров осуществляется как раз на игровых приложениях.

Помимо финансовой стороны сделки есть еще и ее социальные аспекты. Чего больше сможет получить общество от массированного развития игровой индустрии - пользы или вреда? Одни говорят о негативном влиянии виртуальной игровой среды на психику человека, другие же твердят чуть ли не о благотворном воздействии игр на здоровье. И хотя ответ на поставленный вопрос, по-видимому, неоднозначен, ни инвесторы, ни разработчики игр, похоже, даже не задаются им. Впрочем, трудно ожидать чего-то другого от коммерческих структур, оценивающих собственную деятельность по обороту и прибыли.

Версия для печати