СОТОВАЯ СВЯЗЬ

Вопрос о состоянии сферы услуг в сетях подвижной связи и о развитии услуг с дополнительной стоимостью (так называемых value-added services, VAS) становится все более актуальным как для операторских компаний, так и для их клиентов. Сейчас доходы отечественных операторов сотовой связи от VAS превышают 1 млрд. долл., и им очень важно поддержать и усилить тенденцию к росту.

До 2005 г. рынок сотовой связи в России ежегодно удваивался. Однако с ростом уровня проникновения и обострения конкуренции на региональных рынках наметилось явное снижение ARPU (ежемесячного дохода с одного абонента).

В этих условиях операторам приходится прилагать усилия для повышения доходности, в том числе развивая дополнительные неголосовые услуги (GPRS, WAP, ЕDGE, MMS и пр.) и повышая их долю в структуре доходов компаний.

Перспектива выдачи в 2006 г. нескольких лицензий на предоставление услуг 3G/UMTS также является стимулом для разработки новых видов контентных услуг, основанных на высокоскоростной передаче данных.

Кроме того, начинает сказываться фактическое появление новых участников российского рынка сотовой связи - MVNO (Mobile Virtual Network Operator, см. PC Week/RE, N 37/2005, с. 28), ориентированных на предоставление инновационных услуг абонентам, что также будет способствовать развитию отдельных сегментов мобильного контента.

Объем российского рынка мобильного контента

Поскольку доля абонентов GSM в России составляет более 98%, а количество абонентов сетей других сотовых стандартов (NMT, AMPS/ DAMPS, IS-95, IMT МС 1Х-450), использующих контент-услуги, мизерно, то считается, что по состоянию на 2005 г. и ближайшую перспективу практически весь объем российского рынка мобильного контента приходится на сети GSM.

Такое допущение было принято в отчете "Анализ рынка мобильного контента на сетях GSM России", подготовленном по заказу Ассоциации российских операторов сетей GSM (www.gsmrus.ru) в аналитической компании "Современные телекоммуникации" (www.modetel.ru) и обсуждавшемся недавно на заседании ассоциации. Поэтому все оценки объема долевого распределения рынка мобильного контента, приводимые в тексте, относятся к реализации в сетях GSM (точнее, GSM/GPRS/EDGE).

Объем российского рынка мобильного контента в 2004 г. составил, по экспертным данным, 240-300 млн. долл. (рост на 170-230% по сравнению с 2003 г.), а в 2005-м он, по прогнозу, должен вырасти до 550-600 млн. долл. (100-150% прироста по сравнению с 2004-м).

В нынешнем году по сравнению с предшествующим предполагается увеличение количества контент- и сервис-провайдеров в России примерно в два раза - до 250.

По данным аналитического агентства iKS-Consulting, в 2004 г. объем российского рынка дополнительных услуг сотовой связи составил около 1,025 млрд. долл. Доля VAS в общих доходах операторов сотовой связи выросла с 8 до 12,5%. Наибольшая доля пришлась на передачу SMS - 44%, контент-услуги - 29%, мобильную передачу данных и интернет-доступ - 10%, MMS - 1%.

При этом 98% выручки, полученной от контент-услуг, пришлось на долю операторов "большой тройки" - МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон". Рейтинг операторов таков: первым идет "ВымпелКом", затем - МТС, замыкает тройку "МегаФон".

Ожидается, что в 2005 г. доходы российских операторов от дополнительных услуг вырастут более чем на 70% по сравнению с 2004 г. Объем российского рынка дополнительных услуг сотовой связи превысит 1,6 млрд. долл., а доля дополнительных услуг в общих доходах операторов может составить порядка 15%.

В течение 2005-2007 гг. предполагается рост доли VAS в общих доходах операторов с 15% до 22-24% (рис. 1). Вследствие взрывообразного роста рынка мобильного контента в 2004 г. доля доходов от контент-услуг в общих доходах от VAS увеличилась до 30-35%. Тенденция роста этой доли до 2007 г. сохраняется - еще на 10-15% (рис. 2).

Рис. 1. Оценка доли доходов от дополнительных

услуг в общих доходах сотовых операторов

Рис. 2. Оценка доли доходов от дополнительных

услуг в общих доходах сотовых операторов

По различным оценкам, на конец 2004 г. доля сегмента услуг по персонализации телефонов варьируется от 44 до 58%, медиапроектов - от 9 до 22%, информационно-развлекательных услуг - от 14 до 17%, различных видов игр - от 4 до 6%.

В 2005 г. можно отметить тенденции к сокращению доли сегмента персонализации телефона и к увеличению сегментов медиапроектов, коммуникативных услуг и игр. По оценке РБК, в долевом распределении российского рынка мобильного контента по сегментам на конец 2005 г. сервис персонализации телефона составит 40%, медиапроекты - 25%, коммуникативные услуги - 16%, информационно-развлекательные - 14%.

По прогнозам компании SMS Media Solutions, в 2005 г. объем российского рынка SMS-медиа-сервисов достигнет 50-70 млн. долл. и составит около 15% в общем объеме рынка мобильного контента.

Несмотря на то что доля сегмента бизнес-приложений в общих доходах от предоставления контент-услуг незначительна, следует выделить существенный рост подсегмента мобильного маркетинга, объем которого в 2004 г. составил 6-10 млн. долл. Специалисты из Promo Interactive прогнозируют взрывной рост нового рынка: динамика его развития вполне способна обогнать рынок интернет-маркетинга. По прогнозам аналитиков, в 2005 г. объем этого рынка может вырасти в два-три раза.

Если оценить структуру доходов крупнейших российских сотовых операторов GSM от предоставления контент-услуг, то хорошо видно, что у операторов "большой тройки" доля сегмента персонализации телефона составляет 40-48%, тогда как у региональных операторов она варьируется в пределах 65-75%. Соответственно доля технологически более сложных услуг - коммуникативных, медиапроектов - в доходах федеральных операторов существенно больше (по данным CNews).

Эксперты отмечают высокую инвестиционную привлекательность рынка мобильного контента, которая сохраняется, несмотря на появление большого количества его участников и рост конкуренции. Такая ситуация объясняется тем, что доходность проектов на рынке мобильного контента пока может превышать 100%, а средний срок окупаемости составляет один-два года.

К десятке лидеров российского рынка мобильного контента аналитики причисляют компании i-Free, IMC Telecom, Jippii Russia, Next Media Group, Nikita Mobile, Sibius International, Solvo International, SPN Digital, "Информ-Мобил" и "Рустар Холдинг".

Ассоциация GSM признала необходимым усилить работы своих комитетов в направлении развития VAS-услуг. В программу целевых работ на 2005-2006 гг. включены три НИР в области освоения новых услуг. Среди них - анализ ситуации с внедрением услуги переноса номера при смене провайдера MNP (Mobile Number Portability) в других странах и оценка возможностей ее продвижения в России; мирового опыта применения услуги Е911 для абонентов подвижных служб с возможностью определения их местоположения; развития рынка мобильного контента в нашей стране.