Несмотря на широкое распространение сетей связи общего пользования, корпоративные и офисные сети, а вместе с ними и учрежденческие АТС (УАТС) остаются неотъемлемой составляющей телекоммуникационной инфраструктуры практически любого предприятия.

Gartner в своем отчете "Корпоративная телефония в регионе EMEA" ("Магический квадрант", август, 2005 г.) называет в числе лидеров на рынке корпоративной телефонии в регионе EMEA в первом полугодии 2005 г. компании Avaya, Nortel, Cisco, Alcatel, Siemens, отмечая, что по сравнению с предыдущим полугодием состав пятерки остался прежним.

По данным аналитического агентства "iKS-консалтинг", опубликованным в августе этого года, объем рынка УАТС в странах СНГ в 2005 г. достигнет 210 млн. долл. Причем наиболее востребованными как в России, так и в других странах СНГ останутся относительно недорогие офисные АТС малой емкости, на долю которых приходится около двух третей всех продаж УАТС. В сегменте недорогих УАТС малой емкости лидирует Panasonic c долей рынка 30%, за ней идут Samsung и LG, а дальше располагаются западные поставщики.

Корпоративная телефония в EMEA

На корпоративном рынке учрежденческих станций большой емкости и в целом на рынке УАТС первенство принадлежит американским производителям Avaya и Nortel, контролирующим в сумме свыше трети российского рынка; более четверти его приходится на европейских поставщиков - Ericsson, Siemens и Alcatel.

В последние годы наметилась позитивная тенденция развития российского производства телекоммуникационного оборудования: ряду отечественных игроков, среди которых - "Мультиком СПб", "Информтехника", "Агат-РТ", "Абител Групп" и др., удалось отстоять свои позиции, заняв примерно 10% рынка УАТС.

Однако участники рынка телефонии не только затрудняются оценить его объем, но и расходятся во мнении относительно его сегментации, полагая, что точные данные по объему рынка офисных АТС в России отсутствуют, поскольку обзоры специализированных исследовательских компаний недостоверны. Но при этом все отмечают, что рынок растет.

Аналитики Gartner полагают, что 2005 г. станет переломным для корпоративной телефонии, поскольку на смену традиционным АТС пришли новые конвергентные решения, включающие поддержку IP-телефонии и позволяющие объединять все телефонные платформы организации. Такие решения предусматривают совмещение коммуникационных функций телефонии с офисными приложениями, что способствует повышению эффективности работы персонала предприятия.

В современной телефонии применяются как решения на основе специализированных компьютеров (аналоговые, цифровые или гибридные АТС), так и построенные на универсальных вычислительных платформах с использованием компьютерной телефонии (CTI). Развитие компьютерной телефонии позволило создавать новые конвергентные архитектуры УАТС и существенно расширить сервис.

В компьютерной телефонии развиваются два направления: интернет-телефония и станции на основе коммуникационного сервера, называемые интеллектуальными УАТС. Коммуникационный сервер строится на одной или нескольких объединенных аппаратных компьютерных платформах. Такой сервер, находящийся под управлением универсальной ОС, например MS Windows Server 2003, Unix или Linux, оснащается специализированными интерфейсными модулями и сервисным ПО.

К портам на подобных модулях подключаются внешние и внутренние телефонные линии, как и к офисной АТС. Такая станция может интегрироваться в локальную вычислительную сеть офиса. Интеллектуальные УАТС не только предоставляют абонентам расширенный набор дополнительных услуг, но и являются более простыми в управлении.

IP-телефония

На рынке корпоративных решений для IP-телефонии сохраняется заметный рост. IP-телефония обеспечивает снижение затрат на междугородные и международные телефонные переговоры, позволяет по одному и тому же каналу одновременно обмениваться большими объемами данных различных видов - голосовой, текстовой, графической и, при достаточной пропускной способности, даже видеоинформацией. Кроме того, она совместима и с беспроводными технологиями передачи.

IP-телефония дает возможность объединить все офисы компании в одну сеть, при этом разговоры внутри сети бесплатны, а внешние вызовы обходятся на 50 и более процентов дешевле. Эксперты полагают, что с учетом эксплуатационных затрат общая стоимость владения у IP-телефонии по сравнению с традиционной существенно ниже.

У IP-УАТС появляются новые функции: удобство от объединения нескольких офисов в одну сеть с общим номерным планом, голосовая почта, конференцсвязь, переадресация вызовов, распределение входящих вызовов между офисами, защита от несанкционированного доступа. Кроме того, набор номеров и прием звонков можно выполнять посредством софтфонов (softphone) - программных эмуляторов телефонных аппаратов, установленных на компьютере.

По данным Infonetics Research, доход от поставок IP-УАТС вырос во II квартале 2005 г. на 8%. Аналитики In-Stat полагают, что количество произведенных в 2005 г. IP-портов офисных АТС превысит количество традиционных. Некоторые европейские страны пока сохраняют консерватизм в отношении IP-решений: например, в Германии они еще не завоевали популярность. А вот в Великобритании на долю абонентских IP-портов в 2004 г. пришлось 54% заказов, а на долю аналоговых - всего 8%.

Российский рынок IP-телефонии следует мировым тенденциям. Так, подобные решения внедрили у себя многие крупные промышленные предприятия (ТНК, "Татнефть"), финансовые учреждения (Альфа-банк, Международный московский банк, банк "Русский Стандарт"). Не отстает от них и госсектор: системы IP-телефонии внедрены в МПС РФ (здесь установлена крупнейшая за пределами США станция Definity) и в Министерстве финансов.

По оценкам Infonetics Research, в регионе EMEA по доходам от поставок IP-УАТС на первом месте находится Alcatel, за лидером следуют Cisco, Nortel и Avaya.

Мировой рынок корпоративной телефонии

И все же прогнозы многих аналитических агентств о захвате IP-УАТС большей части рынка корпоративной телефонии сначала в 2003 г., а затем и в 2005-м не подтвердились. На рынке телефонии четко прослеживается тенденция увеличения продаж конвергентных станций, поддерживающих и традиционные, и IP-решения, а также снижения продаж "чистых" IP-УАТС. Подобный подход позволяет потребителям сохранить сделанные ранее инвестиции.

По словам генерального директора Avaya в России и СНГ Дмитрия Кондратьева, 85% от всех продаж УАТС приходится на конвергентные решения, в то время как "чистые" IP-решения составляют не более 5-10%. По его оценке, объем мирового рынка интеллектуальных бизнес-приложений, образовавшегося в результате слияния корпоративных приложений и телекоммуникационных технологий, сегодня находится на уровне 30 млрд. долл.

Оборудование зарубежных производителей Avaya.

Компания Avaya (www.avaya.ru), активно выступающая на рынке корпоративной IP-телефонии, поставляет решения для крупных офисов на базе УАТС Definity. По данным компании, с начала 2005 г. общемировые поставки IP-телефонных портов в составе ее УАТС превысили 7 млн., впервые превзойдя в этом году число поставленных традиционных портов.

На рынке конвергентных решений Avaya представлена последней версией флагманского ПО Avaya Communication Manager (CM) 3.0, которая была выпущена в июне 2005 г. (см. PC Week/RE, N 22/2005, с. 20). А в III квартале нынешнего года Avaya заявила, что делает ставку на этот коммуникационный сервер 3.0, - он "становится фундаментом нового рынка бизнес-приложений".

В УАТС Definity под управлением ПО Avaya CM реализована функция "параллельный мобильный", позволяющая переключаться с одного типа аппарата на другой (например, со стационарного на мобильный) как в процессе входящего, так и исходящего вызова без прерывания разговора. Управление активизацией этой функции предоставляется пользователю. Абонент коммуникационного сервера Avaya может быть доступен по своему рабочему номеру в любое время. При этом для вызывающего номер мобильного телефона сотрудника остается неизвестен.

По мнению аналитиков Gartner, приобретение Tenovis в прошлом году привело к значительному усилению позиций Avaya на западноевропейском рынке телефонии. В последнее время в Россию поставляется модель УАТС Integral 55 фирмы Tenovis, представляющая собой коммуникационный сервер. Она полностью совместима с предыдущей моделью Integral 33. Среди ее новых функций - поддержка IP-телефонии и интерфейса АТМ.

Nortel Networks. Продуктовый портфель по телефонии корпоративного уровня (Enterprise Business) канадской компании Nortel (nortelnetworks.com) охватывает очень широкий диапазон решений для предприятия численностью от 10 до 200 тыс. пользователей.

Новая система Nortel Communication Server 2100 (CS2100), являющаяся развитием CS1000, служит основой для корпоративных систем IP-телефонии. Возможности коммуникационного сервера CS2100 позволяют при масштабировании увеличить емкость учрежденческо-производственной АТС (УПАТС) с 5 до 200 тыс. портов.

CS2100 поддерживает как аналоговые абонентские линии, так и цифровые с разнообразными протоколами, в том числе SIP и H.323. В решении имеются шлюзы емкостью от 1 до 8000 портов на одно устройство, предусмотрено резервирование канала связи с филиалами компании протяженностью до 30 км.

В состав CS 2100 входит мультимедийный коммуникационный сервер Multimedia Communication Server (MCS) 5100.

Другое решение компании - Com-munication Server 4.0 (CS 4.0) - представляет собой программный коммуникационный сервер, масштабируемый до 10 тыс. IP-клиентов. ПО CS 4.0 работает как на серверах CS1000/1000М IP PBX, так и на Meridian 1 - станциях, построенных на TDM-шине, обеспечивая бесшовную миграцию от систем Meridian 1 к системам Communication Server (ранее Succession).

При построении распределенной системы телефонии в главном офисе может быть применено решение на основе CS1000M с подключением до 16 тыс. стандартных и до 10 тыс. IP-абонентов, а в региональных офисах - как CS1000 (до 700 стандартных и до 1 тыс. IP-абонентов), так и УАТС Meridian 1. Решение для филиалов включает Communication Server Branch Office (на 80-400 пользователей) и Succession BCM (до 200 абонентов).

Связь между офисами может быть организована и по обычным голосовым каналам через стандартные аналоговые и цифровые внутренние абонентские линии.

Alcatel. УПАТС OmniPCX 4400, выпускаемая Alcatel, ориентирована на средние и крупные предприятия и представляет собой современную цифровую коммуникационную платформу, основанную на клиент-серверной архитектуре. Она поддерживает большинство известных интерфейсов и стандартов сигнализации традиционной телефонии, а также технологию VoIP (передача голоса поверх IP), Frame Relay и ATM. Система является полностью неблокируемой благодаря использованию технологии ACT (Alcatel Crystal Tech-nology) и располагает широкими функциональными возможностями. Ее емкость может варьироваться в очень широких пределах: от 50 до 50 тыс. абонентов. Станция может поставляться в одном из четырех типоразмеров конструктивов.

УПАТС содержит мощную интегрированную систему микросотовой связи DECT, причем функции мобильности абонентов могут быть расширены за счет использования услуг корпоративной сети GSM и конвергенции фиксированной и мобильной связи путем введения "единого номера".

Встроенная речевая почта дополняется возможностями унифицированной системы обработки сообщений - Unified Messaging. В состав ПО станции входит широкий набор CTI-приложений, таких, как центр обработки вызовов - Call Center, система уведомлений и т. д. Поддерживается работа с различными внешними CTI-приложениями.

Лидеры мирового рынка корпоративной телефонии

Предусмотрена возможность объединения автономных станций OmniPCX в единую сеть, включающую до 100 узлов, сообщающихся между собой по различным физическим средам.

Cisco. Решение Cisco для построения сетей IP-телефонии базируется на использовании архитектурной модели Cisco AVVID (Architecture for Voice, Video and Integrated Data). Телефонная сеть на основе AVVID может охватывать одно здание (группу зданий) или предоставлять сервисы телефонии, видео и данных пользователям удаленных офисов и филиалов компании, объединенных корпоративной IP-сетью.

Центральным звеном модели, играющим роль IP-УАТС при реализации этого решения, служит программный сервер Cisco CallManager, поддерживающий до 7,5 тыс. IP-телефонов, управляющий соединениями в системе IP-телефонии и предоставляющий администратору сети средства для настройки и управления взаимодействием различных компонентов системы IP-телефонии. Конфигурирование и управление Cisco CallManager осуществляется через Web-интерфейс. Серверы Cisco CallManager могут объединяться в кластеры, один кластер поддерживает до 30 тыс. IP-телефонов. При необходимости предоставления связи большему числу клиентов единой корпоративной сети применяется Gatekeeper H.323 на базе маршрутизатора Cisco. Это решение обеспечивает взаимодействие до 100 кластеров.

ПО Cisco CallManager поставляется предустановленным на аппаратную серверную платформу и легко интегрируется через поддержку протокола H.323 в среду с несколькими серверами.

Для упрощения постепенной миграции предприятий с обычных УАТС на полностью конвергентные решения передачи голоса и данных по IP-сетям компания Cisco выпустила голосовой шлюз EGW 2200. Через этот шлюз осуществляется взаимодействие традиционных телефонных систем с Cisco CallManager и Cisco Unity.

Siemens. Siemens (www.siemens.com/communications) предлагает предприятиям разного уровня широкий спектр различных сетевых платформ, включая HiPath 3000, HiPath 4000 и систему HiPath 8000 на базе SIP-протокола (Session Initiation Protocol).

УАТС HiPath - универсальные конвергентные IP-системы реального времени, обеспечивающие передачу не только речи, но и данных. Они сочетают в себе преимущества как классической ТDM, так и IP-телефонии, поддерживая централизованный контроль, управление доступом, конфигурацией и функциями обработки вызовов.

По заявлению производителя, с выводом на российский рынок конвергентной системы HiPath 4000, предназначенной для средних и крупных предприятий, лидерство в этом сегменте принадлежит именно этому решению. Архитектура данной УАТС подходит предприятиям с распределенной сетью филиалов и компаниям, все ресурсы которых компактно размещены в одном здании или на небольшой территории. Максимальная емкость системы достигает 12 тыс. пользователей, а при объединении в сеть - до 100 тыс. абонентов.

Новая платформа HiPath 8000 представляет собой IP-УПАТС на базе SIP-протокола, обеспечивающую централизованное управление решениями интернет-телефонии третьего поколения и ориентированную на крупные организации. HiPath 8000 функционирует на серверах IBM 8670 xSeries под управлением ОС Suse Linux.

Как заявляет производитель, система может использоваться в офисах с неограниченным числом сотрудников при условии, что все они работают в единой сетевой среде.

В HiPath 8000 предусмотрена возможность резервирования VoIP-канала связи для удаленных офисов при их подключении к центральной УАТС через медиашлюз.

В состав HiPath 8000 включен медиасервер IPUnity, установленный в общей монтажной стойке и позволяющий реализовать разнообразные дополнительные функции, такие, как голосовая почта или аудиоконференцсвязь с большим числом участников.

По данным корпорации, 70% поставленного оборудования телефонии производства Siemens приходится на средние и крупные предприятия и организации.

NEC. NEC выпустила новую модель 2400 IPX семейства NEAX. Эта IP-УАТС поддерживает более 780 сервисных функций. Модульная конструкция аппаратного и программного обеспечения позволяет постепенно наращивать ее емкость от 384 портов до 24 576. В зависимости от емкости NEAX 2400 IPX может быть представлена в трех конфигурациях.

Например, конфигурация NEAX 2400 IPX MMG (Multi Interface Module Group) предназначена для использования в средних и крупных организациях (до 6144 универсальных портов для коммутируемых линий).

NEAX 2400 IPX-U объединяет четыре NEAX 2400 IPX MMG-модуля в общую полностью неблокируемую коммутационную систему с использованием Fusion networking между этими четырьмя узлами. Каждый узел имеет собственную базу данных, локальный процессор и матрицу коммутации для узла. Такая архитектура, по утверждению производителя, обеспечивает высокую надежность, поскольку каждый узел может продолжать работу в случае отказа доступа к другим узлам. Система расширяется до 64 модулей.

Ericsson. Компания Ericsson предлагает новую IP-УАТС - автономную версию платформы MX-ONE. Эта модель рассчитана на 7000 абонентов. Она поддерживает передачу сообщений, корпоративные каталоги и управление конфигурацией профиля. Все сервисные функции являются полностью совместимыми со стандартным ПО, в частности с Lotus Notes IBM и MS Office. Планируется плавная миграция с УАТС MD-110 на новую платформу MX-ONE.

В новой версии Ericsson УАТС MD-110 поддерживаются все протоколы корпоративных сетей. Она работает более чем c 50 цифровыми и аналоговыми системами сигнализации и поддерживает свыше 30 вариаций регистровой сигнализации, включая различные варианты E&M, MFC, MFPI, MFPII, CEPT L1, AC15, DPNSS, ISDN QSIG, Euro ISDN и National ISDN.

MD-110 позволяет через корпоративную сеть связи объединить филиалы компании с главными офисами. При выходе из строя IP-линий система автоматически перенаправляет вызовы по альтернативным маршрутам.

Модульная распределенная архитектура MD-110 представляет собой основу для построения универсальной сети, поддерживающей интегрированные приложения по передаче голоса, данных и приложений мультимедиа.

По утверждению Ericsson, MD-110 обеспечивает высокую устойчивость к сбоям и масштабируемость в пределах от ста до 26 тыс. пользователей, рассредоточенных по офису, территории предприятия или в филиалах корпорации. В любой конфигурации, в том числе при наличии большого числа узлов, поддерживается полная мобильность абонентов.

Samsung. Офисная АТС Samsung iDCS-500 (Internet-ready Digital Com-munications System) - это цифровая система учрежденческой связи емкостью до 488 портов с возможностями передачи голоса по каналам данных, компьютерной телефонии, а также широким спектром приложений телефонного сервиса, компьютерной телефонии CTI (Voice Mail, Auto Attendant и др).

В состав Samsung iDCS-500 входит интегрированная система микросотовой связи DECT; кроме того, в ней предусмотрена возможность удаленного программирования через LAN.

Оборудование АТС размещается либо в одном стативе (модель iDCS-M), либо в трех (модель iDCS-L). В основном стативе АТС расположен процессорный модуль, а в дополнительных - модули расширения, которые объединяют общую шину модулей системы.

Panasonic. На российском рынке достаточно широко представлены как аналоговые, так и цифровые АТС фирмы Panasonic (www.panasonic.ru).

В страны СНГ поставляется локализованное оборудование (с индексом RU), которое сертифицировано и снабжено документацией на русском языке.

Panasonic выпускает новое поколение цифровых телефонных станций серии TDA, которые можно подключать к телефонным сетям не только по аналоговым, но и по цифровым соединительным линиям с протоколами VoIP, ISDN BRI/PRI, а также R2 MFC/DTMF/Pulse.

LG Electronics. Цифровая УАТС LG Starex CS-1000 фирмы LG рассчитана на компании разного уровня - от небольших предприятий до корпораций с численностью сотрудников до 1000 человек. Возможно объединение до семи УАТС этой модели в сеть с общим планом нумерации и общей емкостью до 5000 абонентов.

CS-1000 может комплектоваться платами, которые позволяют предоставлять номерную емкость абонентам, находящимся от АТС на расстоянии до 20 км, и включает три конфигурации при цене одного абонентского порта от 20 долл.

IP Centrex vs IP-УАТС

Между тем на лакомый кусок корпоративной IP-телефонии серьезно нацеливаются операторы и провайдеры, обосновавшиеся на рынке связи и Интернета и стремящиеся расширить поле своей деятельности. Предлагаемые ими решения на основе популярного сегодня аутсорсинга обещают в ближайшем будущем в буквальном смысле перевернуть мир как традиционной телефонии, так и еще не успевшей как следует встать на ноги IP-телефонии.

Речь идет о модели IP Centrex, в которой предусматривается передача всех услуг, предоставляемых IP-УАТС, на аутсорсинг внешнему провайдеру (ISP). Предприятия используют собственные IP-телефоны, между тем как коммутационные серверы, реализующие функции УАТС, располагаются у провайдера. IP-телефоны автоматически регистрируются на виртуальной станции, а с каждым новым подписчиком расширяется корпоративная сеть, в пределах которой телефонные переговоры не оплачиваются. Администратор IP Centrex, как правило, управляет группами Centrex на своем предприятии.

Такое решение имеет ряд преимуществ по сравнению с установкой телефонной станции на собственной территории: нет необходимости в ее приобретении, в проведении регулярного обслуживания, обновления и т. д. Вопросы масштабируемости и безопасности решаются через провайдера. Настройка и управление выполняются дистанционно через защищенный Web-портал.

Исследование компании RHK, в опросах которой участвовали крупнейшие европейские телефонные компании и интернет-провайдеры услуг, подтвердило важность этого направления и намерение многих компаний ввести услуги IP-Centrex уже в 2006 г.

Новая линейка ipLDK компании LG дает возможность использовать функции IP-телефонии в офисной АТС. При объединении нескольких территориально разнесенных офисов в одну телефонную сеть с общим номерным планом связь внутри одной АТС осуществляется с помощью коммутации обычных каналов, а межстанционная - по IP-сетям.

Российские производители

Позиции отечественных производителей на рынке АТС в последнее время несколько укрепились. Сегодня российские УАТС содержат достаточно широкий спектр функций и изначально учитывают особенности стыковки импортного оборудования с оборудованием типа "Квант" и иными нестандартными телефонными станциями, с отечественными линиями связи и т. п.

"Мультиком СПб". Серия мини-АТС "Максиком", спроектированная петербургской компанией "Мультиком СПб" (www.multicom.spb.ru), адаптирована к российским телефонным линиям и работает, по утверждению фирмы, с любым, в том числе и нестандартным оборудованием (устаревшие шаговые ГТС, АТС типа "Квант" и т. д.).

Производство всех компонентов АТС ведется на специализированных заводах, а "отверточная" сборка происходит непосредственно на предприятии "Мультиком СПб".

Почти 95% продукции реализуют партнеры "Мультиком СПб", работающие более чем в 200 городах России и ближнего зарубежья.

"Информтехника". "Информтехника" (www.minicom.ru) выпускает на элементной базе Siemens УАТС "МиниКом". В "МиниКом DX-500" сочетаются возможности работы как со старыми аналоговыми системами, так и с современным цифровым оборудованием. В станциях "МиниКом" имеются функция многосторонней конференцсвязи с поддержкой нескольких конференций и динамическим переключением между ними, а также беспроводный абонентский доступ в стандарте DECT. Работа с УПАТС других производителей происходит по стандартным протоколам Е-DSS1, Q.SIG или 2ВСК (R1,5).

Особое внимание создатели системы "МиниКом DX-500" уделили ее работе на ведомственных сетях связи. Станция поддерживает все типы внутриведомственных сигнализаций, применяемых на территории бывшего СССР.

"Агат-РТ". Российская компания "Агат-РТ" (www.agatrt.ru) выпускает IР-АТС серии "Агат UX", которая поддерживает базовые функции телефонии и обеспечивает телефонную связь через IP-сеть до 64 каналов. Планируется начать поставки УАТС, рассчитанной на 32-256 каналов.

В "Агат UX" встроен HTTP-сервер, позволяющий настраивать любые параметры станции с помощью стандартного интернет-браузера.

За каждым абонентом IP-АТС "Агат UX" может быть закреплен "почтовый ящик", предназначенный для записи голосовых и факсимильных сообщений.

В базовой конфигурации IP-АТС "Агат UX" доступен встроенный конференц-сервер, с его помощью абонент станции может в любой момент собрать конференцию с числом участников до 16. Максимальное число одновременно проводимых конференций - 8.

Как утверждают разработчики, по своей идеологии продукт отличается от других отечественных и зарубежных аналогов.

В "Агат UX" возможна постановка на контроль (прослушивание) внутренних абонентов и обслуживаемых телефонных линий путем задания номера контролируемого порта станции, а также номера контролирующего абонента или автоматизированной системы.

"Абител Групп". УПАТС "Ладога 100/140", разработанные компанией "Абител Групп" (www.abitel.ru) на основе систем NEAX 7400 ICS IMX корпорации NEC, предназначены для ведомственных и корпоративных сетей связи. Эти АТС прошли испытания по системе сертификации средств защиты информации на соответствие требованиям безопасности и были рекомендованы к применению в сетях МВД. Собирает системы "Ладога" Экспериментальный завод научного приборостроения РАН.

Функциональные и сетевые возможности "Ладога 100/140" предусматривают поддержку традиционной и IP-телефонии, единого гибкого нумерационного плана в телефонной сети (открытый или закрытый), широкого ряда абонентских терминальных устройств и интерфейсов для подключения к ведомственным линиям связи. Эти УПАТС, имеющие неблокируемую коммутационную матрицу и гибкую конфигурацию, основанную на модульной конструкции, обеспечивают контроль и управление по протоколу SNMP.

ГРПЗ. Государственный рязанский приборный завод (ГРПЗ, www.grpz.ru) наладил выпуск цифровых АТС (ЦАТС) "Протон-ССС" серий "Вектор" и "Алмаз" (см. PC Week/RE, N 17/2005, с. 24).

"Вектор" представляет собой малогабаритную АТС емкостью до 150 портов, спроектированную с учетом потребностей сетей связи российских предприятий и учреждений. Она сертифицирована как подстанция городской телефонной сети, цифровая сельская АТС и УПАТС с поддержкой специальных функций: прямая связь, диспетчерские задачи. Станция выполнена в виде настенного корпуса с кассетным принципом построения модулей. Цена одного порта - от 29 долл.

Станция "Алмаз" на 30 тыс. портов предназначена для работы в сетях ТфОП и в ведомственных сетях (в качестве УПАТС). Она может служить городской или ведомственной узловой АТС, подстанцией с применением оперативно-диспетчерской связи, сельской АТС, а также конвертером сигнализации и кросс-коммутатором. Среди ее преимуществ - модульная конструкция на аппаратном и программном уровнях, возможность гибкого поэтапного наращивания емкости оборудования. Цена одного порта для такой АТС - от 50 долл.

Перспективы и прогнозы

Доля IP-телефонии в междугородной связи растет, и, по прогнозам специалистов, к 2010 г. больше половины междугородних звонков будет совершаться по каналам IP-телефонии. При этом, как считают аналитики In-Stat, к 2009-му девять из десяти портов УАТС будут IP-телефонными.

По прогнозам In-Stat/MDR, поставки IР-АТС разных типов (по числу линий IP) вырастут до 15,9 млн. в 2008 г.

Однако, полагают эксперты, полный переход отрасли связи Западной Европы на технологию IP займет 15 лет и завершится только в 2020 г. При этом в 2006-м в стационарных сетях связи лишь 5% трафика будет полностью передаваться в IP-пакетах (Cnews.ru).

Согласно данным калифорнийской компании Radicati Group, приведен-ным в аналитическом обзоре "Корпоративный рынок VoIP в 2004-2008 гг.", к 2008 г. 44% предприятий всего мира будут вести телефонные переговоры по VoIP, а число инсталлированных IP-телефонов превысит 260 млн. Рыночная доля конвергентных (гибридных) систем, в которых IP-телефония комбинируется с традиционной, за четыре года достигнет 70%.

С этим прогнозом фактически согласны аналитики Gartner, в августовском отчете этого года они отмечают, что к 2010-му 70% компаний будут использовать конвергентные телефонные станции, в которых объединены традиционные и IP-порты.

Мировой рынок IP-телефонии

Специалисты Avaya также считают, что если сконцентрироваться исключительно на новых технологиях (например, только на IP-телефонии), то можно лишиться львиной доли доходов от продаж устройств аналоговой и цифровой телефонии, возможностей которых по-прежнему достаточно для удовлетворения потребностей большей части абонентов корпоративных АТС. К тому же IP-телефоны намного дороже цифровых и аналоговых, что не способствует их более широкому распространению.

С такой оценкой согласны и аналитики IDC, по мнению которых в ближайшие пять лет рост числа проектов с полной интеграцией голоса и данных в корпоративных сетях будет сдерживаться популярностью конвергентных IР-АТС, догоняющих по своим характеристикам "чистые" IР-АТС. Объемы продаж IP-АТС обоих видов в денежном выражении будут увеличиваться примерно одинаково - на 26-28% в год. Такой же рост ожидает IP-телефоны.

Аналитики компании Probe называют российский рынок VoIP крупнейшим в Европе по объему трафика, а в мире по обороту он занимает шестое место. По их прогнозам, за операторской IP-телефонией будет подтягиваться и корпоративная, помогающая минимизировать затраты на системы передачи, однако традиционная телефония остается оптимальной для решения ряда задач.

Несмотря на серьезную конкуренцию со стороны интеллектуальных УАТС, эксперты полагают, что традиционные станции и через несколько лет не исчезнут, но их доля на рынке телефонии существенно уменьшиться.