Если отвлечься от общих рассуждений о типах существующих учрежденческих автоматических телефонных станций (УАТС), фирмах-вендорах и тенденциях развития этого направления техники и сосредоточиться на структуре отечественного рынка УАТС, то картина, по прогнозу агентства iKS-Consulting, в 2005 г. предстанет следующая: IP-УАТС - 1%, гибридные (конвергентные) УАТС - 8% и традиционные УАТС - 91%.
Такая сегментация по объемам продаж показывает, что на нашем рынке по-прежнему доминируют традиционные голосовые решения. Доля гибридных УАТС в нынешнем году выросла на 2%. "Несмотря на широкую популярность корпоративного VoIP, российские компании не готовы отказаться от TDM", - считает аналитик из iKS-Сonsulting Константин Анкилов.
В чем причины такого выбора компаний? Вероятно, их несколько. Одна из главных - довольно консервативная телекоммуникационная инфраструктура страны в целом. Именно в этой среде "прописываются" ведомственные и корпоративные сети связи (ВКСС) со своими УАТС.
Напомним, что мировой телеком, прежде чем включиться в процесс "IP-зации", прошел в своем развитии два важных этапа - полную телефонизацию стран с высокоразвитой экономикой и последующую цифровизацию сетей. Первый этап для многих государств был пройден еще лет пятьдесят назад, а второй завершился в 90-х годах прошлого века.
России пока только предстоит закончить эти два процесса. Думаю, что с введением универсальной услуги в ближайшие три-четыре года удастся справиться одновременно с повсеместной телефонизацией страны. Но пока свыше 40 тыс. населенных пунктов у нас ждут своей очереди. А потом потребуется несколько лет для полной цифровизации сетей - в той же Москве еще действуют миллионы аналоговых телефонных линий.
Еще более убогая картина сложилась в некоторых ведомственных и корпоративных сетях, особенно в депрессивных отраслях экономики. Поэтому разработчикам ВКСС приходится считаться с устаревшими стандартами, специализированными интерфейсами, национальными системами сигнализации и т. д.
Среди факторов, ограничивающих применение "чистых" IP-УАТС, называют высокую стоимость решения (IP-УАТС + IP-телефоны + перестройка сети + переобучение специалистов), низкую востребованность дополнительных услуг, неочевидность измеряемых преимуществ отказа от традиционной телефонии.
В этих условиях местные производители УАТС пока еще могут найти покупателей своих устройств. По данным НИИ ЭКОС, доля отечественного коммутационного оборудования в общем объеме продаж этого вида техники на внутреннем рынке в 2005 г. составит 15-20% (см. PC Week/RE, N 35/2005, с. 26). Конечно, это обобщенная оценка, но все же есть основания считать, что доля продаж УАТС российской сборки не должна быть значительно меньше этой цифры.
К сожалению, большинство отечественных производителей средств связи не в состоянии позволить себе столь же высокие затраты на НИОКР, как мировые лидеры телекоммуникаций, и в условиях "IP-зации" сетей и перехода к NGN они неизбежно будут терять свои позиции на ряде важнейших направлений поставок сетевого оборудования, в частности в секторе УАТС (см. PC Week/RE, N 35/2005, с. 28).
Этому объективно будут способствовать и некоторые макроэкономические факторы, такие, как укрепление курса рубля и соответствующее снижение конкурентоспособности отечественной продукции.