МИКРОПРОЦЕССОРЫ

Наступивший год обещает обострение противостояния двух главных конкурентов в сегменте микропроцессоров. Предшествующий квартал оказался весьма удачным для AMD, что позволило компании укрепить свои позиции практически во всех подсегментах рынка, включая серверный, десктопный и мобильный. В целом доля AMD на мировом рынке процессоров с архитектурой х86, как утверждают ее представители, основываясь на предварительных данных исследовательской фирмы Mercury Research, в IV квартале 2005 г. по сравнению с предыдущим выросла на 3,7% и достигла 21,4% (ранее, как правило, квартальные колебания рыночных долей AMD и Intel составляли менее процента, при том что у Intel эта доля превышала 80%). Близкого результата AMD добивалась лишь в 2001 г., но вслед за этим потеряла значительную часть рынка. Нынешний же успех старший аналитик Mercury Research Дин Маккаррон считает вполне закономерным, отмечая, что сегодня компания разительно отличается от самой себя двухлетней давности - прежде всего тем, что для каждого подсегмента рынка у нее есть конкурентоспособные предложения: “AMD есть что продавать, и она это делает”.

Гектор Руиз рассчитывает

увеличить рыночную долю AMD

до 25-30% через 2-3 года

Ссылаясь на данные Mercury Research, представители AMD заявляют об увеличении своей доли в серверном сегменте до 16,4% (по сравнению с III кварталом рост на 3,7%), в десктопном - до 24,3% (рост почти на 4%), в мобильном - до 15,1% (почти на 3%). В целом же по итогам 2005 г. общая доля AMD на рынке микропроцессоров выросла почти на 2,5% и теперь оценивается в 18,2%.

Как утверждает главный исполнительный директор AMD Гектор Руиз, компания переживает подъем, какого в ее истории еще не было. Оборот в минувшем квартале по сравнению с предыдущим вырос на 45% и достиг 1,84 млрд. долл., а чистая прибыль за IV квартал составила 95,6 млн. долл. (несомненное достижение, если вспомнить, что годом ранее компания понесла за тот же период потери в размере 30 млн. долл.). В нынешнем году г-н Руиз рассчитывает развить успех, обусловленный прежде всего ростом популярности процессоров Opteron в корпоративном секторе, и продолжить наращивание рыночной доли, в том числе за счет концентрации усилий компании на клиентских и мобильных решениях (уже в начале года на выставке CES’2006 AMD и HP анонсировали новую линейку ноутбуков на базе процессоров Turion 64; кроме того, представители AMD сообщили о важном соглашении с третьим по величине китайским производителем компьютеров Tsinghua Tongfang). К 2008-2009 гг., как ожидает глава AMD, компания должна захватить порядка 25-30% рынка микропроцессоров.

На протяжении последних двух лет AMD не выпускала инициативу из рук, первой анонсировав 64-разрядные x86-кристаллы в 2003 г. и двухъядерные процессоры в 2005-м. Многие аналитики, в частности Натан Бруквуд из Insight64, считают, что на данный момент компания является лидером по таким важнейшим для микропроцессоров показателям, как производительность, экономичность с точки зрения потребляемой мощности, а также по соотношению производительности и потребляемой мощности. Однако, по мнению г-на Бруквуда, имеющееся преимущество будет не столь очевидным, если Intel удастся выполнить намеченную на 2006 г. программу выпуска новой продукции. “В 2006-м борьба между Intel и AMD за обеспечение лучшей производительности и потребляемой мощности их продуктов будет гораздо острее, нежели в 2005-м”, - считает он. Вместе с тем очевидно, что важную роль в этом противостоянии должны сыграть и достижения конкурентов в области наращивания функциональности кристаллов, в частности за счет внедрения технологий виртуализации и обеспечения безопасности.

Среди других факторов, которые тоже могут так или иначе повлиять на расстановку сил на рынке микропроцессоров в будущем, следует учитывать возможности производителей микропроцессоров по обеспечению необходимого объема поставок (в AMD заявляют, что после запуска новой фабрики в Дрездене у компании не предвидится проблем с этой точки зрения), расширение бизнеса на развивающихся рынках, а также развитие партнерских связей. Например, по некоторым данным, со второго полугодия процессоры Opteron могут появиться и в серверах Dell, которая до сих пор ориентировалась исключительно на продукцию Intel. Аналитики, однако, по-разному относятся к этой информации, что порождает дополнительную интригу.

Впрочем, факторов влияния на самом деле гораздо больше. Intel и AMD придерживаются принципиально разных стратегий продвижения своих продуктов, а потому важно, какая из этих стратегий окажется более эффективной в долгосрочной перспективе. Так что остается только внимательно следить за развитием событий.

Версия для печати