БИЗНЕС
Японский производитель покинул категорию "другие", но не намерен останавливаться
Ровно год назад Йошиджи Мацуи, глава открытого в конце 2003 г. московского представительства компании Brother International Europe (www. brother.ru), констатировал завершение этапа подготовки стартовых условий для быстрого роста своего бизнеса в нашей стране и объявил о переходе к активным действиям на рынке печатающих устройств (см. PC Week/RE, N5/2005, с. 1). Он признает, что многие тогда скептически оценивали их шансы всерьез закрепиться в этом сегменте, поскольку "...компания пришла в Россию слишком поздно". Тем не менее г-н Мацуи считает, что в минувшем году его команде все же удалось решить главную задачу: "Мы обеспечили высокие темпы роста продаж". По данным Brother, рост ее оборота по офисной технике в 2005-м по сравнению с предыдущим годом составил 242%. При этом в натуральном выражении продажи лазерных принтеров выросли в 5,5 раза, лазерных МФУ - более чем в 4 раза, факсимильных аппаратов - почти втрое.
Терри Коике: “В Европе Brother имеет
прочные позиции в малом и среднем
бизнесе, и теперь мы будем расширять
свое влияние на домашний и корпоративный сегменты”
Впрочем, для компании, стартовавшей с очень невысоких объемов, цифры относительного роста мало о чем говорят. По вполне понятным причинам Brother крайне непросто наращивать свою долю на рынке, уже поделенном крупнейшими мировыми поставщиками и по годовому объему в штучном выражении перешагнувшем далеко за отметку в 2 млн. единиц (если учитывать только лазерные принтеры, струйные и лазерные МФУ). Тем не менее за минувший год Brother, занимающей значительную часть рынка Европы и США (особенно в сегментах лазерных принтеров и МФУ, где ее доля оценивается двузначными цифрами), похоже, и в России удалось покинуть группу производителей, упоминаемых в отчетах аналитических агентств как "другие", и отвоевать себе отдельную строку среди основных действующих игроков, причем практически по всем предлагаемым компанией товарным группам. Предварительные данные IDC и ITResearch за IV квартал 2005 г. несколько расходятся (см. таблицу), однако позволяют сделать вывод о том, что в профильных сегментах Brother фактически обеспечила себе место в первой пятерке поставщиков.
Для московского представительства Brother это, безусловно, знаковый рубеж, но устраивающий, судя по всему, лишь как промежуточный результат. По признанию Терри Коике, управляющего директора и президента компании Information & Document, входящей в группу Brother Industries и, собственно, специализирующейся на производстве печатающих устройств, бизнес Brother в России "...хотя и позволяет обходиться без убытков, но не так хорош, как хотелось бы". А значит, выход один: двигаться дальше. Официально заявленные на 2006 г. цели свидетельствуют о том, что Brother намерена в очередной раз попытаться опровергнуть скептиков (на сей раз их может оказаться даже больше). Так, компания ставит перед собой задачу к концу нынешнего года увеличить свою долю в сегменте лазерных принтеров до 7-8%, а в сегментах лазерных монохромных и струйных цветных МФУ - до 10%.
Йошиджи Мацуи: “В минувшем году
мы обеспечили высокие темпы
роста продаж нашей техники”
Правда, цифры эти приведены без привязки к конкретному интервалу времени, что позволяет трактовать их и как своеобразное проявление восточной философии: поставив себе высокую цель и сконцентрировав усилия на ее достижении, в любом случае прыгнешь выше, чем исходя из трезвого (в смысле - гарантирующего результат) расчета. Как бы то ни было, г-н Мацуи, не раскрывая тактику действий компании в деталях, выражает уверенность в том, что у нее есть реальные возможности для наращивания своего потенциала в России: "Мы будем использовать наши сильные стороны и прежде всего делаем ставку на многофункциональные устройства".
Принципиальную перспективность подобной стратегии подтверждают и независимые эксперты. "Сейчас идет сильная реструктуризация российского рынка hardcopy в сторону МФУ, - отмечает Юрий Бонкарев, возглавляющий исследовательскую компанию ITResearch. - Уникальным шансом для Brother здесь могли бы стать цветные лазерные МФУ, поскольку этот сегмент фактически зародился у нас лишь во второй половине прошлого года и никто еще не имеет здесь устойчивых позиций, но, похоже, у компании пока еще не было сильных продуктов в данном классе. В то же время рынок замещения монохромных принтеров в значительной степени ориентирован на монохромные МФУ, а в этом секторе Brother растет довольно быстро, увеличив продажи за последний год более чем в 4 раза в штучном выражении".
Отмеченные тенденции, по мнению Терри Коике, вполне соответствуют интересам его компании: "МФУ продавать выгоднее, чем принтеры. Их потребительская ценность выше, и потому они интенсивнее используются, а значит, потребляют больше расходных материалов. Сегодня, например, у компании нет струйных принтеров, но есть струйные МФУ, и мы будем развивать это направление". Впрочем, не только это. Как пояснил г-н Коике, в Европе Brother имеет прочные позиции среди предприятий малого и среднего бизнеса и теперь намерена усилить свое присутствие в домашнем и корпоративном сегментах, расширив портфель соответствующими продуктами. В более же отдаленной перспективе предполагается охватить также сегмент мобильных решений и промышленный сектор.
Новые продукты Brother - один из аргументов в
достижении поставленных компанией целей
Не удивительно, что об активизации усилий в домашнем и корпоративном сегментах, как об одном из элементов стратегии расширения бизнеса в России, заявляет и Йошиджи Мацуи. Благо проходящее сейчас обновление продуктового портфеля компании (Brother анонсировала на российском рынке сразу девять новинок) открывает для этого дополнительные возможности.
Четыре модели, выполненные в новом дизайне и обладающие идентичными базовыми характеристиками, Brother представила в сегменте струйных МФУ. Как считают в компании, функционально они закрывают весь диапазон возможных потребностей домашнего пользователя. Последний может ограничиться функциями цветного принтера, копира, сканера и центра обработки изображений, напрямую загружаемых с карточек памяти (аппарат DCP-115C), при желании дополнить их функциями факса (модель MFC-215C) или автоподатчиком документов (МФУ DCP-120C). Наконец, для домашнего или малого офиса можно выбрать модель MFC-425CN, обладающую всеми перечисленными функциональными возможностями и к тому же снабженную сетевым интерфейсом. Из основных усовершенствований в этих аппаратах отметим возможность сканирования документов с автоматическим распознаванием текста и переводом его на другой язык (для этого используется ПО Web Translator 5.0 компании Systran), а также поддержку функций PC-FAX (прием факсимильных сообщений на ПК) в моделях со встроенным факсом.
Brother в IV квартале 2005 г. | ||||
Сегменты рынка | Данные IDC | Данные ITResearch | ||
Доля рынка*1, % | Место на рынке | Доля рынка*1, % | Место на рынке | |
Лазерные принтеры | 1,4 | 6 | 1,4 | 6 |
Лазерные монохромные МФУ | 5,7 | 5 | 4,7 | 5 |
Струйные МФУ | 1,3 | 5 | 2,2 | 5 |
*1 В штучном выражении. |
На малый офис рассчитано и монохромное лазерное МФУ DCP-7025R, которое пополнило модельный ряд аналогичных аппаратов, представленных в мае прошлого года. Эта полностью русифицированная модель снабжена устройством автоматической подачи документов, поддерживает языки описания страниц PCL 6 и BR-Script 3 и даже способна принимать задания на печать из DOS-среды. Для оптического распознавания символов она комплектуется программными пакетами ScanSoft PaperPort и OmniPage OCR для Windows.
В свою очередь, для корпоративных клиентов Brother выпустила лазерные монохромные принтеры HL-5240, HL-5250DN и HL-5270DN, различающиеся комплектацией и соответственно функциональными возможностями. К их достоинствам разработчик относит, в частности, высокую производительность (до 28 стр./мин), способность работать в разных операционных средах, а также простоту модернизации под конкретные нужды заказчика с реализацией, например, поддержки SAP-приложений и печати штрихкодов. Для того же сегмента предлагается и первое в линейке продуктов компании цветное лазерное МФУ MFC-9420CN, обеспечивающее печать с эффективным разрешением до 2400 точек на дюйм и скоростью до 31 стр./мин в монохромном и до 8 стр./мин в цветном режимах, цветное копирование документов и сканирование в сочетании с различными функциями последующей обработки электронной копии, прием и передачу цветных факсимильных сообщений. По словам Атсуши Ивамото, директора европейской штаб-квартиры фирмы Information & Document, спрос на эту модель в Европе уже превышает предложение, так что первый опыт компании в новом для нее сегменте оказался весьма успешным. Уже в следующем году модельный ряд цветных лазерных МФУ, видимо, будет расширен.
Вместе с тем, как считает Йошиджи Мацуи, с обновлением продуктового портфеля компании ее партнеры (в том числе семь дистрибьюторов и 250 авторизованных дилеров) уже сегодня получили реальные возможности для расширения своего бизнеса: "Наши региональные партнеры, как правило, представляют собой многопрофильные фирмы, стремящиеся охватить широкий круг заказчиков. Теперь они смогут предложить клиентам более разнообразный ассортимент продуктов Brother. Несомненно, это будет способствовать нашему росту в России".