Специалисты компании Raytheon продемонстрировали представителям Пентагона возможности нового модуля системы Weapon Data Link Network по организации загоризонтной связи. Модуль, в частности, обеспечивает обмен сообщениями бортовых систем самолета-матки с устройствами Joint Standoff Weapon (JSOW), способными поражать цели с расстояния 60 км. В ходе полета ракеты JSOW отслеживается ее состояние и имеется возможность оперативного задания новых целей.

МО США называет JSOW высокоточным оружием, однако эта модель в ходе военных действий не раз демонстрировала высокий процент промахов (до 50%). Кроме того, эти “высокоточные” ракеты обычно оснащаются кассетами со 145 суббоеприпасами BLU-97/B, разбрасываемыми на территории в сотни квадратных метров. Подобное оружие по концепции ближе к кластерному, запрещенному международным правом. От “высокоточных” кластерных американских бомб, в частности, погибло немало мирных жителей в Югославии и Афганистане.

***

Весной начнутся полевые испытания американской системы Land Warrior. В ее рамках создано универсальное солдатское обмундирование нового поколения. Им будет оснащен экспериментальный батальон, после чего пройдет проверка функционирования комплексов Land Warrior, состыкованных с бортовыми системами бронетранспортеров Stryker. Командиры, находясь внутри машин, смогут следить на цифровой карте за местонахождением солдат на поле боя.

Ранее система Land Warrior планировалась в качестве самостоятельного решения. Однако из-за низких показателей живучести решено было совместить ее с бронетехникой. Солдаты постоянно жаловались на непривычность действий и сложность ориентации на поле боя по показаниям микроэкрана, встроенного в шлем. Кроме того, первоначальная версия комплекса использовала Windows, а новая, более надежная, функционирует на платформе Linux.

Комплекс Land Warrior включает ряд датчиков, смонтированных на шлеме и личном оружии, компьютерную систему связи и навигации и средства определения своих и чужих сил. Общий бюджет проекта составляет 258 млн. долл.

***

В рамках проекта MBMMR с бюджетом 205 млн. долл. морская пехота США получит радиостанции Falcon II AN/ PRC-117F производства корпорации Harris (www.harris.com). Они работают в диапазоне 30-512 МГц и включают встроенные модули шифрования трафика, сертифицированные агентством национальной безопасности. Новая аппаратура заменит устаревшее оборудование связи. За счет развитых цифровых возможностей она будет также использоваться в системах определения координат вражеских целей.

***

ВМС США планируют развернуть в Ираке четыре новых терминала связи. Они позволят поставлять разведывательные видеосведения от беспилотных аппаратов не только на уровень дивизионного командования, как сегодня, но и отдельным солдатам, участвующим в городских боях. Каждый из терминалов способен накапливать до 6 Тб данных и сертифицирован для хранения секретных изображений. Он представляет собой модифицированную версию коммерческого комплекса DataPath ET Model 2000 фирмы DataPath (www.datapath.com). Один терминал можно подготовить к работе в течение часа.

***

ВВС США выделили корпорации Lockheed Martin 491 млн. долл. на создание третьего космического аппарата для программы Advanced EHF. Эта программа считается преемником военного проекта Milstar по обеспечению подразделений США каналами глобальной связи. Ее технологии позволят передавать видеоинформацию в реальном времени. В настоящее время ведется создание первого спутника Advanced EHF, а для второго закупаются необходимые материалы.

***

Система WIN-T, предназначенная для беспроводной передачи солдатам на поле боя объемных данных (видео, IP-телефонии), прошла полевые испытания в армии США. В проекте WIN-T с бюджетом 10 млрд. долл. принимают участие специалисты компании Harris, которые задействовали ОС RTLinux фирмы FSMLabs (www.fsmlabs.com) в качестве встраиваемой системы для программируемого радио.

***

НАСА выбрало компьютер PC-680 SBC фирмы Octagon Systems (www.octagonsystems.com) для проекта по использованию высотных аэростатов Long Duration Balloon. Компьютер, предназначенный для работы на больших высотах, станет главным элементом бортовой системы сбора научных данных и передачи их на Землю.

Аэростаты, оснащенные подобными компьютерами, способны подниматься на высоту около 50 км с полезной нагрузкой 3 т и находиться в автономном полете до двух недель.

***

Компания Athena Technologies (www.athenati.com) оборудует 200 американских беспилотных аппаратов Shadow новыми комплексами навигации и управления GuideStar. Бюджет работ составляет 24,6 млн. долл. Размер подобного комплекса снижен по сравнению с прежней версией в разы - его можно уместить в коробке со сторонами менее 10 см.

***

ВВС США совместно с компанией Northrop Grumman провели летные испытания бортового комплекса связи BACN. Он стыкует данные старых аналоговых радиосистем и современных цифровых сетей на базе IP-протокола. BACN может послужить и воздушным информационным сервером. В ходе тестирования он был установлен на старой реактивной машине WB-57, способной подниматься на высоты до 20 000 м. При работе на большой высоте BACN обеспечивает загоризонтную связь множества наземных, воздушных и космических объектов.

***

Аппарат Eagle Eye TR918 фирмы Bell Helicopter стал первым американским беспилотником с вертикальным взлетом, на который был выдан сертификат Авиационной администрации на право экспериментального движения в воздушном пространстве. В ходе сертификации проверялись надежность аппаратной и программной части устройства, его способность к выполнению заданных процедур и эффективность контроля со стороны оператора.

***

На американских высотных беспилотниках RQ-4 Global Haw производства Northrop Grumman будет установлен новый набор датчиков, упрощающий сбор сведений о состоянии морского пространства. Он позволяет засекать отдельные суда даже в непогоду. Аппарату удается выявлять на водной поверхности как крупные корабли, так и небольшие лодки и буи с высоты 20 000 м. В ходе испытания сведения от датчиков были доступны оператору в течение 98% времени полета, при этом был показан небольшой процент ложных срабатываний.

***

В январе прошло очередное испытание беспилотного аппарата RQ-8A Fire Scout, созданного компанией Northrop Grumman. Два воздушных робота выполнили серию полностью самостоятельных вертикальных приземлений на палубу находившегося в движении десантного корабля Nashville.

***

Вертолет президента США, основанный на коммерческом геликоптере US101, переделывается с помощью ПО VAPS и STAGE фирмы Engenuity Technologies (www.engenuitytech. com). В частности, проектируются эргономичные панели управления.

Правительственные разработчики приобрели этот софт за 318 тыс. долл. VAPS позволяет создавать интерактивные прототипы человеко-машинных интерфейсов, имитирующие процессы управления сложными устройствами. STAGE дополняет эту деятельность развитыми инструментальными средствами и наборами готовых компонентов проектирования.

***

Усовершенствованная система радиоэлектронной борьбы истребителя F-22A Raptor производства компании BAE Systems прошла первый этап испытаний. Новые цифровые комплексы на базе программируемых логических интегральных схем заменят на самолете старую аналоговую аппаратуру.

***

Фирма iRobot (iRobot.com) выпускает новый робот R-Gator, который базируется на дизельном шестиколесном автомобиле M-Gator. Его системы управления, навигации и обхода препятствий функционируют под управлением ОС BlueCat Linux производства компании LynuxWorks (www.lynuxworks.com). Аппарат способен выполнять задачи патрулирования и сбора данных, а также доставки боеприпасов и питания. Им можно управлять, как обычным автомобилем, а также дистанционно. Кроме того, аппарат обладает самообучающимся компьютерным интеллектом и может некоторые задачи выполнять самостоятельно.

Все военные роботы фирмы iRobot используют Linux в качестве встроенной ОС.

***

Корпорация Oshkosh Truck (www. oshkoshtruckcorporation.com) выпустила автоматизированную версию тяжелого тягача Palletized Load System, которая отвечает требованиям военного проекта Tactical Wheeled Vehicle Component Technology по созданию наземного робота. На полигоне в пустыне Аризоны аппарат продемонстрировал способность самостоятельно перевозить грузы на расстояние в несколько километров. Устройство бортового управления тягача уже тестировалось в гонке роботов, организованной в 2005 г. военным агентством передовых исследований DARPA.

10-колесный грузовик сможет перевозить грузы общей массой 16,5 т.

***

Фирма InRob Tech (www.inrobtech.com) получила заказ от компании Israel Military Industries на сумму 3 млн. долл. Она займется производством 300 комплексов дистанционного управления оружием, устанавливаемых на наземные роботы. Каждый комплекс оборудован несколькими видеокамерами, передающими информацию об окружающей обстановке оператору, который отдает приказы на открытие огня.

Специалисты InRob Tech готовят перспективную версию данного устройства. Она обеспечит централизованное управление большим числом огневых установок и будет отличаться высокой автономностью.

***

Фирма Radstone Embedded Computing (www.radstone.com) выпустила 16-канальную плату сбора данных ICS-8145 с ОЗУ 8 Мб. Интерфейсные элементы и средства анализа акустических сигналов объединены в ней в общем защищенном модуле. Плата будет использоваться в сонарах, торпедах и подводных роботах.

***

Бундесвер приобрел несколько лицензий на программные системы flexComm SDR-3002 IMRDP фирмы Spectrum Signal Processing (www.spectrumsignal. com). Они упростят работы по созданию программируемых радиостанций. Система SDR-3002 представляет собой коммерческий продукт, ориентированный на военные стандарты, и помогает обеспечить связь коротковолновых приемников с компьютерными интерфейсами Ethernet. Он также включает средства быстрого прототипирования электронных устройств.

***

Анонимная азиатская страна приобрела у фирмы Ortek (www.ortekltd.com, подразделение израильской компании Elbit Systems) комплекс Peripheral Coastal Security стоимостью 8 млн. долл. Он позволяет дистанционно управлять большим числом устройств слежения одновременно и получать от них сведения и сигналы о выявленной опасности. Контроль осуществляется с расстояния в десятки километров.

Версия для печати