ИНТЕРВЬЮ

Независимые аналитические агентства относят телекоммуникационное направление к числу наиболее быстро развивающихся сегментов российского рынка ИКТ. Широкий круг существующих в этой отрасли задач, присущая местному рынку специфика, растущий спрос на услуги связи в регионах создают условия для успешного развития бизнеса не только крупных западных вендоров, но и отечественных компаний, порою ставящих перед собой весьма амбициозные цели. К числу таких компаний относится и группа НАТЕКС. Головным ее предприятием является Научно-технический центр НАТЕКС, основанный еще в 1990 г. О своем видении особенностей и тенденций российского рынка телекоммуникаций, а также о месте на нем собственной компании в беседе с обозревателем PC Week/RE Олегом Лукоевым рассказывает генеральный директор НТЦ НАТЕКС Дмитрий Мирошников.

Дмитрий Мирошников

PC Week: Для успешного развития бизнеса очень важно правильно представлять себе перспективу. Что вы относите к числу важнейших тенденций на российском рынке телекоммуникаций?

Дмитрий Мирошников: В отличие от европейского телекоммуникационного рынка, где уже очень много всего построено (поэтому развиваться ему достаточно сложно), российский развивается весьма динамично, причем как в сегменте ведомственных решений - у нефтяников, газовиков, железнодорожников, так и в сегменте публичных операторов связи. Если же говорить о тех особенностях, которые проявились в прошлом году, то я бы обратил внимание на общую переориентацию решений. Если в 2004-м основной интерес межрегиональные компании (МРК) “Связьинвеста” и крупные корпоративные заказчики проявляли к TDM-оборудованию, то в 2005-м резко вырос интерес к сетям следующего поколения - NGN [Next Generation Network - Прим. ред.]. Мы ожидаем, что в 2006-2007 гг. подавляющее большинство новых внедрений будет реализовываться в рамках этой концепции.

PC Week: В чем ее суть, и как вы реагируете на отмеченную тенденцию?

Д. М.: Речь идет о едином подходе к решению задач различного типа, что существенно повышает эффективность проектов. Например, выбрав интернет-протокол (IP) в качестве стандарта для передачи данных, можно спроектировать и построить сеть практически любого масштаба и назначения. Именно на этом принципе основана концепция сети следующего поколения. Сегодня интернет-технологии позволяют решать задачи не только доступа в мировую сеть, но и организации голосового общения, создания видеоприложений, построения отраслевых систем связи.

Учитывая эту тенденцию, мы в прошлом году представили новую линейку продуктов DSLAM, которые, по нашему мнению, обеспечивают операторам экономически эффективное решение для организации xDSL-доступа. DSLAM от НАТЕКС поддерживает все технологии xDSL вплоть до ADSL2+ и позволяет реально оказывать услуги triple play: предоставление доступа в Интернет, телефонии (VoIP и традиционная TDM-телефония) и видео. На те же, в частности, задачи ориентирована и созданная нами в составе группы новая компания Nateks Networks. Сформированное ею семейство продуктов UniSpot включает в себя ADSL-модемы, беспроводные точки доступа и маршрутизаторы, обеспечивающие доступ к ADSL- и Wi-Fi-сетям.

PC Week: Рынок сетевого оборудования характеризуется высокой конкуренцией. В чем вы видите на нем свое преимущество перед зарубежными поставщиками?

Д. М.: Мы в основном занимаемся проблемами передачи сигнала и для сетей операторов поставляем все, что не связано с оборудованием АТС. У нас есть решения для передачи сигналов по медным кабелям, по оптическому волокну и по радиоканалам. При этом в своих решениях мы стараемся учитывать российскую специфику, что выгодно отличает нас от западных производителей.

Дело в том, что европейские кабельные сети существенно отличаются от российских. У нас они часто проложены так, что на протяжении 100-200 км вдоль кабеля можно не встретить ни одного источника питания или отапливаемого помещения. Вдоль нефте- и газопроводов в России тянутся многие тысячи километров медного кабеля, уплотненных старыми аналоговыми системами передачи типа К-60. Мы подготовили им цифровую замену - систему MEGATRANS - и сейчас достаточно успешно поставляем ее на рынок, в частности для сетей “Транснефти” и “Газпрома”. В этой нише мы практически являемся монополистами.

По качеству, я считаю, наши продукты не уступают изделиям европейских и азиатских производителей, но лучше адаптированы к российским условиям. Именно это позволяет нам успешно работать в сетях ведомственных и корпоративных заказчиков - энергетиков, нефтяников, газовиков, железнодорожников и др.

Кроме того, мы не упускаем из виду перспективные технологии. Сейчас активно обсуждается проблема развертывания сетей нового стандарта беспроводной связи WiMAX , который позволяет предоставлять услуги телефонии, доступа в Интернет и объединять локальные сети без использования кабельных линий. Мы одними из первых представили на рынок три системы, работающие в этом стандарте. Есть конкретные заказчики, с которыми мы сейчас обсуждаем вопросы поставки наших систем. Подобные решения уже успешно протестированы и внедрены в Ростове и Н. Новгороде.

Сейчас созданы по крайней мере два крупных общероссийских оператора связи, беспроводные решения которых базируются на технологии WiMAX. Кстати, получение частотного ресурса - очень важный момент при развертывании сетей WiMAX. Пока пройти этот этап удается лишь тем компаниям, у которых есть определенная административная поддержка. НАТЕКС помогает им тем, что имеет возможность “подстройки” своего оборудования практически под любой полученный оператором частотный диапазон. Сдерживающим моментом в продвижении технологии WiMAX является и то, что сам стандарт еще не утвержден, но я думаю, что к середине 2006 г. проблемы совместимости оборудования разных производителей будут решены. А поскольку цена абонентского устройства еще довольно высока (300-400 долл.), распространяться эта технология сначала будет в среде корпоративных заказчиков.

PC Week: Как я понимаю, вы не ограничиваетесь собственно поставкой оборудования. Какое место в вашем бизнесе занимает системная интеграция?

Д. М.: С прошлого года мы начали активно заниматься разработкой систем управления, и это направление я бы отнес к системной интеграции, поскольку оно связано с объединением в одной системе оборудования самых разных поставщиков. Мы уже реализовали несколько крупных проектов, и в нынешнем году, если все пойдет хорошо, доход от этого вида деятельности, по нашим оценкам, может достичь четверти нашего оборота.

Кстати, сейчас мы работаем над очень крупным проектом, в рамках которого создаем систему управления телекоммуникационным оборудованием SDH и PDH четырех различных вендоров. После ее внедрения в московском центре управления на едином экране можно будет видеть в режиме реального времени состояние всех элементов сети, управлять сетью, прокладывать маршруты.

Такие проблемы сегодня стоят и перед железнодорожниками, и перед энергетиками, и в “Связьинвесте”, и у нефтяников.

PC Week: Какой стратегии вы придерживаетесь для продвижения своих решений в регионы?

Д. М.: Во всех основных регионах у нас есть либо партнеры, либо филиалы. По сути, они решают одни и те же задачи, одновременно выполняя функции и регионального сервисного центра. Практически во всех крупных городах у нас имеются свои партнеры, а кроме того, есть они и на Украине, в Белоруссии (по три партнерские фирмы) и в Казахстане (один партнер). Сейчас выбираем партнера на Дальнем Востоке. По статусу все это - дилеры и дистрибьюторы. Мы всегда стараемся сделать сотрудничество стабильным и долгосрочным, поэтому иногда приобретаем какие-то доли в компаниях-партнерах, чтобы наша связь была теснее, чем традиционные взаимоотношения поставщик - дистрибьютор.

Сегодня мы работаем и в дальнем зарубежье - в нашу группу входит компания, расположенная в Швейцарии, охватывающая рынки стран, не входящих в СНГ, активно работающая в соседних с ней Германии, Франции, Испании. Она предлагает наш продуктовый ряд, но это не коробочные продажи, поскольку зарубежные заказчики обычно просят доработать оборудование под их конкретные требования, создать дополнительное программное обеспечение или изменить механические параметры устройства. Все это делает швейцарская компания.

PC Week: Какие проблемы в области телекоммуникаций, на ваш взгляд, выйдут на первый план в 2006 г.?

Д. М.: Помимо отмеченной уже мною тенденции к внедрению сетей следующего поколения, я думаю, существенно вырастет интерес к системам управления, причем это касается не только корпоративных сетей, но и сетей общего пользования. Сетевая инфраструктура у всех очень усложнилась, и без системы управления эксплуатировать ее все труднее и затратнее. Проблема усугубляется тем, что сети у большинства операторов построены на основе оборудования самых разных поставщиков. А значит, для создания единой системы управления потребуются услуги компаний, хорошо разбирающихся во всей этой технике. Здесь мы видим широкое поле деятельности и для себя.

PC Week: Спасибо за беседу.