ПРОЕКТЫ

Сегодняшние рыночные реалии все более отдаляют нас от того времени, когда ведение бизнеса в нашей стране было сродни ведению натурального хозяйства: сам производишь, сам перевозишь, сам продаешь, сам ремонтируешь, сам обслуживаешь, сам+ в общем, все сам. Помочь было некому, а если кто и находился, то лучше бы и не помогал: жить приходилось по поговорке "если хочешь сделать хорошо - сделай сам".

Прошло время, и в нашем языке появилось слово "аутсорсинг". Сейчас уже многие задумываются о том, чтобы максимум сил и внимания посвящать основному бизнесу, а второстепенные функции отдать специалистам: автоматизацию и поддержку ИС - разработчику ПО или системному интегратору, ведение учета - бухгалтерской фирме, организацию питания и банкетов - кейтеринговой компании, подбор персонала - кадровому агентству. А вот складирование товара (а часто еще и его транспортировку, обработку и другие услуги) можно поручить коммерческому складу, или 3PL-оператору (см. врезку "Логистика + склад").

Сегодня этот бизнес весьма востребован, в России активно растет спрос на складские помещения высокого класса и сопутствующие услуги, возникают компании, делающие это своим основным (и весьма прибыльным) бизнесом. Одна из них - "ЛФ Лоджистик" - три года назад решила расширить объемы своего дела и приступила к постройке нового современного склада в Подмосковье.

Не только новый дом, но и новая КИС

Понятно, однако, что переход к новому уровню обслуживания клиентов, когда основными требованиями становятся оптимизация издержек, связанных с обработкой грузов и их хранением, и высокая скорость перемещения грузов по логистической цепи, немыслим без соответствующего информационного обеспечения.

Когда строительство нового складского комплекса было в разгаре, руководство "ЛФ Лоджистик" озаботилось выбором соответствующей ИС. Прежний объем складских услуг поддерживался в компании системой собственной разработки, однако стало понятно, что управление складом такого масштаба (см. врезку "Новый складской комплекс ЛФ Лоджистик") данной системе не осилить. ИТ-директор компании Николай Гегамов вспоминает: "Прежде чем сделать окончательный выбор, наша компания рассматривала самые разноплановые решения, включая и коробочные, и комплексные. Из первоначально отобранных полутора десятков пакетов вскоре для более детального изучения осталось шесть-семь. В результате же мы остановились на решении, которое увидели в действии - в распределительном центре ТД "Перекресток".

Артем Долгих: "Не бывает идеальных

проектов. Но бывает качественный

менеджмент проекта. Все сложности и риски,

возникающие при внедрении, были определены

заранее, и это помогло их избежать"

Наши требования сводились к трем основным пунктам: оперативные сроки внедрения, наличие истории успешных проектов (мы хотели сами увидеть и оценить, как решение работает в реальных условиях) и возможность вписать выбранный продукт в уже существующую у нас инфраструктуру. Мы выбрали решение для складского комплекса Microsoft Axapta RT WMS, разработанное компанией Columbus IT".

Дополнительными аргументами были готовность Columbus IT осуществить внедрение в сжатые сроки (два месяца), а также тот факт, что Microsoft Axapta имеет встроенный язык (X++) и ее коды открыты.

Надо было внедрить ИС очень быстро+

+И потому в период предпроектного обследования важно было оценить, насколько удалось в систему класса ERP, реализованную в ТД "Перекресток" в предыдущем проекте, заложить общую для автоматизации складских комплексов функциональность. Тогда-то и родилась методология внедрения вертикальных решений от Columbus IT Russia, суть которой заключается в минимизации изменений уже реализованных бизнес-процессов. "Результатами такого предпроектного обследования являются зафиксированные бизнес-процессы складского комплекса и перечень необходимых изменений системы, призванных обеспечить специфические потребности клиента", - говорит Илья Прокимнов, директор по консалтингу компании Columbus IT Russia.

По результатам предпроектного анализа были выявлены следующие основные блоки изменений системы:

- разделение товарного учета по клиентам и владельцам товара, поддержка нормативно-правовой базы ответственного хранения;

- адаптация заложенного в решении механизма электронного документооборота;

- адаптация функциональности решения под штучную обработку номенклатурных единиц.

"Сжатыми сроками проекта были обусловлены свои правила игры, продиктовавшие необходимость параллельного ведения таких этапов, как построение системы, тестирование и обучение пользователей, - вспоминает Артем Долгих, руководитель группы "Складские решения" Columbus IT. - Для нас это был неоценимый опыт, позже неоднократно использованный в проектах, связанных с внедрением вертикальных решений".

Обучение кадров проходило по вполне понятной технологической цепочке. Сначала обучались специально выделенные сотрудники различных подразделений, причем все они были полностью отозваны от своего основного бизнеса. Далее информация передавалась ступенчато, и уже прошедший обучение персонал "понес свет в массы". Именно благодаря подобной организации переход на новый метод работы удалось сделать достаточно плавным. Перед запуском системы был проведен ряд деловых игр на "бумажной" модели склада. "Сегодня ключевые пользователи подросли до высочайшего уровня и в своей области, и в области владения системой. А их требования касаются уже улучшений и оттачивания ИС", - отметил Николай Гегамов.

И внедрили!

Проект внедрения, начатый 2 июля 2003 г., был завершен к открытию складского комплекса, которое состоялось 1 сентября. "Работа в системе началась с первого дня, - рассказывает Артем Долгих. - И практически каждый шаг мастера, пункт меню, заложенный в систему справочник нашли свое место в пользовательской документации по проекту уже на первом этапе эксплуатации системы".

Основные бизнес-процессы, имеющиеся в складском комплексе и реализованные в системе, типичны для складов такого уровня. "В приемке можно выделить этап сопоставления накладной и закупки или процедуру регистрации результатов приемки, - назвал конкретные примеры Николай Гегамов, - а для процесса отгрузки товаров - такие этапы, как пополнение зоны подбора и непосредственное перемещение товаров из зоны отгрузки на грузовой борт. И физически, и в системе все дискретные этапы условно независимы, что позволяет оценивать процесс не по общим показателям, а анализируя результаты каждого этапа. Конечно, есть определенные этапы, являющиеся либо специфичными для складов 3PL, либо нашими логистическими ноу-хау, но важно, что любая из этих составляющих нашла свое отражение в функциональности системы по управлению складом".

Николай Гегамов: "В настоящий

момент можно сказать, что мы находимся

в зоне комфортного владения системой".

В системе реализован персонифицированный учет выполнения операций. Для основных складских операций производится регистрация даты и времени начала и завершения операции. По сложным аналитическим процессам, связанным, например, с тарификацией клиентов-поклажедателей, периодически производится расчет сводных данных.

Анализ информации в системе можно осуществлять разными способами: с помощью стандартных форм Microsoft Axapta (запросы); через выгрузку стандартными средствами Microsoft Axapta (автооотчеты); в специально разработанных отчетных формах системы. "Правда, если говорить об аналитическом инструментарии решения, - пояснил Артем Долгих, - то на начальном этапе наполнения склада речь об использовании многих отчетов и форм не шла. Я связываю это в первую очередь не с отсутствием потребности в них, а со сложностями вывода складского комплекса на проектную мощность". К таким сложностям г-н Долгих относит следующие:

- новый комплекс начинал работать в пиковый сезон;

- с предыдущих складских площадок клиента в массовом порядке завозились остатки товара;

- сотрудники компании только начинали осваивать правила работы в структуре класса 3PL.

Сегодня анализ информации осуществляется ключевыми пользователями и владельцами процессов. Так, отдел АСУ анализирует документооборот на предмет его полноты и корректности, а клиентский отдел контролирует соблюдение нормативов по обработке приходных заявок. Постановкой задач по созданию новых отчетных форм занимается отдел бизнес-анализа.

Результаты и перспективы

Специфика бизнеса 3PL-оператора предполагает несколько другие показатели эффективности, нежели в обычной компании. Ведь вопросы собственно управления товарными запасами решаются в системах клиентов-поклажедателей. "Однако можно отметить, - считает Николай Гегамов, - что за период эксплуатации объем перерабатываемой и хранимой нами продукции существенно увеличился, а используемая складская площадь под эти операции, наоборот, уменьшилась. Этого эффекта удалось добиться за счет постоянного анализа и оптимизации бизнес-процессов нашими логистами и, как следствие, благодаря ряду модификаций в КИС".

Логистика + склад

Логистический аутсорсинг предполагает передачу части или всех функций в области логистики третьей стороне, которой в данных взаимоотношениях являются провайдеры логистических услуг, или 3PL-операторы.

По степени интеграции бизнеса в логистике различается несколько подходов:

- First Party Logistics (1PL)- автономная логистика, когда все логистические операции выполняет сам грузовладелец;

- Second Party Logistics (2PL) - традиционная логистика, представляющая собой традиционный набор услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями;

- Third Party Logistics (3PL) - логистика для третьей стороны, подразумевающая предоставление логистических услуг, которые выходят за пределы простой транспортировки товаров. Например, этот перечень включает складирование, перегрузку, обработку грузов, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, а также использование субподрядчиков;

- Fourth Party Logistics (4PL) - интегрированная логистика, или интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов. Фактически это процесс планирования, управления и контролирования всех логистических процедур (например, потоков информации, материалов и капитала) одним поставщиком услуг с долгосрочными стратегическими целями;

- Fifth Party Logistics (5PL) - интернет-логистика, то есть управление всеми компонентами, составляющими единую цепь поставки грузов, с помощью электронных средств информации.

Согласно оценкам экспертов:

- в США рост рынка 3PL-услуг составляет 18-22% в год;

- компании, использующие 3PL-подход, могут сократить затраты на управление запасами на 15-30%.

Основное направление деятельности по привлечению заказчиков руководство "ЛФ Лоджистик" видит в повышении качества обслуживания с сохранением конкурентоспособных тарифных планов.

Ориентированным на улучшение качества услуг будет и развитие программно-аппаратного комплекса. Речь здесь пойдет, например, об увеличении емкости и пропускной способности склада за счет оптимизации правил размещения на основании собранной за время эксплуатации системы статистики; о расширении набора услуг по складской обработке грузов; об изменении мотивационных схем оплаты труда персонала, отраженных в системе (они должны привязать вознаграждение сотрудников к качеству работы и соблюдению договорных нормативов) и т. п.

Новый складской комплекс "ЛФ Лоджистик"

Характеристики складского комплекса: пятиярусное хранение; сборно-разборные стеллажи, позволяющие оптимизировать типовые места зон хранения в соответствии с текущими характеристиками товарного потока; 15 ворот с пандусами для разгрузки-отгрузки.

Общая площадь комплекса - 21 000 кв. м.

Особенности бизнес-процессов (в дополнение к типовому набору процессов для распределительных центров):

- необходимость поддерживать раздельный товарный учет для клиентов - владельцев товара;

- нормативно-правовая база ответственного хранения;

- электронный документооборот с VIP-клиентами.

Сотрудничество по данному проекту продолжается, специалисты Columbus IT Russia совместно с ИТ-департаментом компании стараются учесть все пожелания и предложения владельцев процессов по совершенствованию системы.