Группа компаний "Омский бекон" хорошо известна не только в Сибири - она уже восемь лет возглавляет российский рейтинг крупнейших и наиболее эффективных производителей сельскохозяйственной продукции "Клуб АГРО-300". Занимая около 80% омского рынка мясной и молочной продукции и поставляя ее еще в восемь регионов Сибири, в Свердловскую область и Казахстан, холдинг три года назад пополнился важным компонентом: здесь был построен современный складской комплекс. Финская компания East Ref Oy не только возвела здание, но и оснастила его современным холодильным оборудованием, системами кондиционирования и вентиляции по мировым стандартам, так что сегодня он представляет собой единственный за Уралом продуктовый терминал, по площади и производственным мощностям сравнимый с европейскими проектами.
Просто большой склад?
Для любого масштабного производства сбыт традиционно является узким местом, особенно если речь идет о товаре с коротким сроком реализации. Главная цель, ради которой создавался терминал, а точнее, Центральный склад готовой продукции (ЦГСП), - увеличение объемов продаж. Раньше оптовые покупатели "Омского бекона" были вынуждены объезжать склады его предприятий, расположенные на расстоянии десятков километров друг от друга, и тратить на загрузку два-три дня. С вводом в строй ЦГСП продукция бесперебойно поступает сюда со всех производственных линий. Характерной особенностью нового склада является большой суточный грузооборот, составляющий по поступлению-отгрузке 49% от номинальной емкости, что во много раз превышает данный показатель, принятый в типовых проектах. Что же сделало возможным такую эффективную работу ЦГСП?
С помощью ИС продукция размещаются на
свободных местах, без привязки полок к определенному
виду продукции. В результате товары легко доступны и
отбор паллет в зону комплектации происходит быстро
Одним из важнейших элементов системы менеджмента, обеспечившей эффективную работу и минимизацию потерь, стала информационная система, проект внедрения которой стартовал еще во время строительства и оборудования склада.
Для автоматизации нового складского комплекса была выбрана система GESTORI (разработчик - компания FIT). Называя причины этого выбора, Яков Янцен, начальник ИТ-управления группы компаний "Омский бекон", выделил следующие: "Во-первых, для нас было важно то, что UNIX-платформа, на которой реализована система, имеет высокие значения параметров производительности, надежности и масштабируемости; во-вторых, сыграл свою роль тот огромный объем знаний и опыта в области автоматизации розничной и оптовой торговли, что имелся у компании FIT. И, надо сказать, мы не ошиблись: специалистами FIT было быстро и продуктивно организовано сотрудничество с другими участниками проекта (поставщиками весового оборудования Mettler Toledo, разработчиками ПО весового сервера), да и в дальнейшем мы всегда имели оперативную и профессиональную помощь".
Не только автоматизация склада, но и развитие ИС
Проект внедрения системы GESTORI на продуктовом терминале начался осенью 2001 г. Он ставил своей целью автоматизацию размещения и отгрузки скоропортящихся весовых товаров для повышения эффективности бизнеса за счет единого управления процессами продаж и логистики.
В рамках консалтингового этапа проекта был выполнен расчет технологической схемы движения грузов от производства продукции, приема ее на складе, проверки качества и учета до формирования и отпуска заказов потребителям.
В ходе реализации проекта был сделан и новый шаг в развитии системы GESTORI, позволивший расширить сферу ее применения, - разработана и внедрена подсистема управления местоположением товаров на складе. В совокупности с учетными функциями системы GESTORI данная специализированная компонента класса WMS (Warehouse Management System) обеспечивает автоматизацию сетевого распределительного центра или склада готовой продукции и учитывает топологию (места) хранения товаров, отслеживает их внутренние перемещения, срок годности, а также вес конкретной единицы хранения товара на складе.
Каков же путь движения информации в системе, как организовано управление складом?
Источником начальных сведений о поступающих на склад партиях товара являются производители: цепочка начинается с отгрузки товара, поступающего от двух цехов мясопереработки и птицефабрики. На производстве формируется коробка с продукцией, расфасованной в отдельные упаковки двух уровней вложенности, и производится учет в системе товародвижения GESTORI (с фиксацией веса нетто и брутто) как каждой упаковки в отдельности, так и коробки в целом. Образуется уникальная единица хранения - SKU (Stock Keeping Unit). Каждая SKU имеет свой ШК и содержит полную информацию о содержащихся в ней упаковках, их сроках годности, замесе, весе и температурном режиме хранения (это позволяет в некоторых случаях переформировывать SKU в зоне комплектации, когда речь идет о мелкооптовом покупателе). При поступлении на склад проводится контрольное взвешивание (с учетом допусков) на специальном весовом комплексе Mettler Toledo, и фактический вес сравнивается с хранящимися в системе данными, идентифицированными считыванием штрихкода. Продукция размещается в ячейках (они также имеют свои штрихкоды для компьютерного поиска) и хранится в двух камерах: для полуфабрикатов (площадь - 1,45 тыс. кв. м, температура - минус 18 ?С), для колбас и деликатесов (867 кв. м, от плюс 2 до минус 4 ?С). Задача по автоматизации ограничена тремя критериями, самыми тяжелыми для логистики: товар продуктовый, скоропортящийся и весовой.
При расположении в ячейках применяется подход с оптимальным размещением на свободном месте как можно ближе к выходу, без "привязки" полки к определенным видам продукции. Система GESTORI "знает", где есть свободное место с соответствующими температурными условиями. В результате на полках нет пустот, нет ни пере-, ни недозагрузки. Правильно размещенный товар облегчает последующую сборку заказа.
Как управлять "скоропортом"?
Управление запасами скоропортящегося товара имеет особое значение: ошибки ведут к серьезным потерям, поэтому велика роль системы, учитывающей и местоположение, и срок хранения. Основной принцип, применяемый здесь, таков: первой должна уходить продукция с более коротким сроком годности.
При комплектовании заказов может быть использована одна из двух моделей отбора товаров. Они зависят от выбора модели комиссионирования - размещения, перемещения и сборки заказа.
При статическом комиссионировании сборка заказа осуществляется непосредственно с мест хранения. Отбор и учет ведутся параллельно: грузчик фиксирует отбор в режиме онлайн. Но техническое обеспечение онлайн-режима обходится дорого. Задача осложняется тем, что товар весовой: при отгрузке необходимо дополнительное взвешивание, которое невозможно провести на местах хранения. Его удобнее делать в единой зоне комплектации заказов.
Весовой комплекс Mettler Toledo: здесь производится
контрольное взвешивание товара; его результаты
в системе сравниваются с данными,
сформированными производителем
Поэтому в проекте "Омский бекон" было решено применить динамическое комиссионирование.Здесь процесс таков: консолидированный заказ - маршрутная карта - зона хранения - отбор всей паллеты в зону комплектации - комплектация - зона отгрузки (на дебаркадер или на место хранения перед отправкой).
Следует отметить, что модель комиссионирования закладывается еще при проектировании и постройке склада. На складах готовой продукции (СГП) пищевых производителей, как показывает опыт, более разумно использовать динамическую модель комиссионирования - ввиду специфических особенностей отбора весовых товаров, тогда как на распределительных центрах (РЦ) сетевых розничных структур более эффективной оказывается статическая модель. Важно, чтобы используемая ИС в каждом случае позволяла реализовать технологические процессы соответствующей модели.
Система GESTORI готова к внедрению на складах (СГП, РЦ) и со статической, и с динамической моделями комиссионирования. Так, в ЦСГП "Омского бекона" при поступлении заказов на отгрузку система формирует задания и создает маршрутные карты, учитывающие места хранения и срок годности товаров. Основным принципом отбора товара является FEFO (First expired first out - товары с более ранним сроком годности уходят первыми) Подобный подход важен именно там, где велика доля "скоропорта", - на производстве колбасы и полуфабрикатов. Срок годности такой продукции порой составляет 36-48 ч.
Если перевозка может занять существенное время, а клиенту требуется самый свежий товар, то иногда он может быть отпущен, даже минуя цикл размещения ("отгрузка с колес"). Здесь используется принцип LEFO (Last expired first out - товары с более поздним сроком годности первыми отбираются для отправки).
Некоторые результаты
Весной 2003 г. новый склад был запущен в опытную эксплуатацию, а с начала 2004-го заработал на полную мощность.
Больше клиентам предприятия не приходится тратить время, чтобы объехать разные склады, - достаточно факсом или по электронной почте послать заявку на ЦСГП, и на следующий день можно получить заказ, который будет сформирован и отпущен в одной точке. Отгрузка пяти-семи тонн продукции занимает всего 20 мин, при этом весь товар проходит дополнительную проверку качества по международным стандартам. Объем заказа может варьироваться от небольшой партии до нескольких вагонов, которые тут же можно отправить к месту назначения по подведенным к терминалу железнодорожным путям.
Группа компаний "Омский бекон" и ее центральный склад В группу предприятий "Омский бекон" входят: - ОАО "Омский бекон" со свинооткормочным комплексом в 280 тыс. голов и цехами растениеводства (общая площадь собственных и арендуемых пахотных земель 62,3 тыс. га.) - птицефабрика "Сибирская" (1,15 млн. голов); - мясокомбинат "Омский" (мощность переработки - 140 т в сутки); - Лузинский комбикормовый завод (производительность 630 т в сутки). Ассортиментный перечень мясной и молочной продукции "Омского бекона" составляет около 400 наименований. Новый складской комплекс Центральный склад готовой продукции "Омского бекона" предназначен для приема, кратковременного хранения, комплектации партий и отпуска грузов крупным и мелким оптом. Вместимость терминала - 754 т. Общая площадь холодильника - 5500 кв. м. Суточная пропускная способность - 370 т. |
Осуществляемый информационной системой жесткий контроль за сроками годности товаров при размещении на складе, а также при отпуске покупателю позволил группе компаний "Омский бекон" предотвратить основной источник потерь для склада, перерабатывающего скоропортящуюся продукцию. При автоматизации РЦ на Западе исторически пришли к практике интеграции двух систем - учета товародвижения и местоположения товара на складе. Особенность автоматизации СГП группы компаний "Омский бекон" заключается в фактическом объединении функций таких систем в одной - GESTORI, что позволило ускорить все бизнес-процессы на складе и добиться максимальной производительности. Новизна данного проекта еще и в том, что при взаимодействии системы GESTORI с промышленным весовым оборудованием Mettler Toledo автоматизируется процесс взвешивания с одновременной реализацией документооборота при отгрузке продукции от производителя, ее размещении на складе и отпуске со склада. На каждом этапе грузопереработки производится контрольное взвешивание, что обеспечивает реализацию весового контура учета, а также сводит к минимуму потери от злоупотреблений персонала, характерных для пищевых складов.
Как сообщает пресс-служба администрации Омской области, в результате запуска склада в эксплуатацию централизация сбыта позволит компании повысить объемы продаж и к 2010 г. увеличить долю "Омского бекона" на российском рынке по колбасным изделиям до 7%, по полуфабрикатам - до 6%.