ОБУЧЕНИЕ

Вопросы обучения информационным технологиям и компьютерной грамотности стали основными темами проходившей в начале февраля конференции "Электронный гражданин - e-Citizen", организованной российским отделением Фонда ECDL (European Computer Driving Licence, www.ecdl.ru) - международной организации, занимающейся разработкой и внедрением единых квалификационных стандартов в области ИКТ. В работе конференции приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, учебных заведений и международных организаций.

Большинство реализуемых в разных странах государственных программ по обеспечению всеобщего доступа к информационным ресурсам для широких слоев граждан ориентированы на создание технической инфраструктуры - разработку порталов, систем интерактивного взаимодействия с гражданами (подача налоговых деклараций, заполнение форм и бланков через Интернет, общение с государственными органами) и т. д. Однако для того чтобы использовать эти ресурсы, граждане должны не только иметь компьютер и связь с Интернетом, но и уметь ими пользоваться. Поэтому доступность информационных ресурсов зависит не только от наличия инфраструктуры, но и от навыков работы с информационными технологиями.

Алексей Демидов: “Необходимо

учить людей тому, как можно

использовать современные

технологии в целях

собственной самореализации”

По словам Веры Петровой, старшего советника компании "Европейские компьютерные системы" (российского отделения ECDL), данное обстоятельство послужило стимулом для создания программы обучения начинающих пользователей работе с компьютером, получившей название "Электронный гражданин" (e-Citizen). Она предназначена для лиц, прежде никогда не имевших дело с компьютером, но желающих научиться использовать хотя бы на начальном уровне базовые офисные приложения, применять Интернет, проводить поиск информации, посещать порталы государственных служб (заполнять декларации, загружать формуляры, анкеты и т. д.), приобретать товары и услуги по Сети, бронировать места в гостиницах и билеты, защищать компьютер с помощью антивирусных программ, общаться в конференциях и на форумах.

Впервые программа "Электронный гражданин" была запущена в 2005 г. в Великобритании и Финляндии, сегодня она действует также в Австрии, Венгрии, Германии, Греции, Италии, Норвегии, Румынии, Франции, Хорватии и Швеции.

В большинстве стран программа финансируется национальными правительствами и органами местного самоуправления. Единого центра финансирования у нее нет. В некоторых государствах свой вклад вносят банки, которые заинтересованы в увеличении числа клиентов интернет-банкинга, и провайдеры, желающие получить дополнительный приток абонентов.

В России программа "Электронный гражданин" пока не стартовала, но в феврале текущего года российское отделение фонда ECDL участвовало в тендере в Ханты-Мансийском автономном округе на обучение 5 тыс. человек по этой программе. Пилотные проекты уже реализованы в Юго-Восточном административном округе Москвы и в Смоленской области.

Что говорит статистика

Сегодня в России, по данным Минэкономразвития РФ, только 49,1% граждан знают о возможности использования компьютера для подготовки текста, 34,2% - для образовательных целей, 32,3% - для отправки и получения электронных сообщений, 22,8% - для поиска информации о работе государственных учреждений и порядке заполнения форм.

"Электронный гражданин" во многом предполагает самостоятельные занятия и выполнение упражнений, однако основную часть материала дает преподаватель. Обучение завершается прохождением независимого интернет-теста на соответствие полученных знаний требованиям стандарта, лежащего в основе программы. При успешной сдаче теста слушатель получает международный сертификат - Паспорт электронного гражданина, действующий в 70% стран мира. В паспорт также можно заносить и другую информацию, например электронную цифровую подпись его владельца.

Учебный курс программы создается международными рабочими группами под эгидой ЕС, ЮНЕСКО, Международной ассоциации обработки данных (International Federation for Information Processing, IFIP, www.ifip.org) и Европейского компьютерного совета (Council of European Professional Informatics Societies, CEPIS, www.cepis.org). Эксперты разделены на три группы: ИТ-специалисты, методисты и пользователи. Первые дают информацию о положении дел на современном ИТ-рынке, о наиболее популярном ПО, тенденциях развития ИКТ; вторые разрабатывают содержание курса и тестовые вопросы, а третьи проводят тестирование учебных материалов. Полученный в результате учебный план утверждается директоратом фонда ECDL и проходит апробацию в национальных компьютерных ассоциациях 66 стран мира.

По мнению Джулиана Сеймура, представляющего фонд ECDL, программа "Электронный гражданин" может оказаться весьма полезной для России, граждане которой имеют слишком разный уровень доходов и далеко не одинаковые возможности получения образования, доступа к телекоммуникациям, сетевому контенту и Web-ресурсам, что связано, в частности, с тем, например, что условия жизни в сельской местности резко отличаются от тех, что сложились в городе. Все эти обстоятельства, считает г-н Сеймур, требуют сотрудничества государства, бизнеса и общественности для устранения проблемы цифрового неравенства.

Сегодня, когда речь заходит об ИТ-обучении, нельзя обойти вопрос о том, по какому стандарту это обучение проводится. Поэтому тема внедрения единых стандартов в данный процесс была в центре внимания всех выступающих, а также участников круглого стола, на котором подводились итоги работы конференции.

Так, говоря о роли ИТ-обучения в обеспечении эффективного доступа к информационным ресурсам, начальник отдела новой экономики Департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития РФ Ирина Задирако посетовала на отсутствие согласованности между стандартами ИТ-систем и образовательными стандартами. По ее словам, решения в области ИТ преднамеренно разрабатываются с избыточной функциональностью, что создает дополнительные сложности для пользователей и требует от них специальной подготовки. По словам г-жи Задирако, многие государственные служащие сегодня просто вынуждены проходить дополнительное обучение в области ИТ. Причем зачастую такое обучение приобретает форму тренингов, проводимых в выходные дни за городом, что выливается в дополнительные бюджетные расходы, связанные с арендой транспорта, оплатой проживания в домах отдыха и пансионатах, питания и т. д. Хотя, по ее мнению, не будь стандарты ИТ-систем такими завышенными, можно было бы избежать излишних затрат на обучение пользователей, ограничившись организацией их самообучения.

Кроме того, г-жа Задирако обратила внимание на низкий уровень программ подготовки в области ИТ, действующих в нашей стране. По ее сведениям, такое положение существует даже в ведущих московских вузах.

О необходимости внедрения единых стандартов в ИТ-обучении говорили и представители регионов, в частности Смоленской области, являющейся одним из лидеров России в решении проблемы цифрового неравенства. Для чего, по словам Ирины Макаренковой, заместителя начальника Управления информатики и телекоммуникаций аппарата местной администрации, руководство области рассматривает в настоящее время вопрос о повсеместном использовании программы "Электронный гражданин" в качестве единого стандарта оценки уровня компьютерной грамотности.

С необходимостью стандартизации согласен и Алексей Демидов, заместитель председателя Российского комитета программы ЮНЕСКО "Информация для всех", который подчеркнул, что сегодня необходим еще и стандарт информационной культуры личности. Он считает, что в настоящее время мы можем наблюдать переход от информационного общества к обществу знаний, открывающему всеобщий доступ к образованию и информационным ресурсам и подразумевающему знание нескольких иностранных языков и свободу самовыражения: "Главная тенденция сегодняшнего дня - это движение от ИТ в сторону человека, поэтому необходимо учить людей тому, как можно использовать современные технологии в целях собственной самореализации".

Версия для печати