ИНТЕРВЬЮ

Летом 2004 г. произошло важное событие в жизни московского офиса Microsoft: он был организационно преобразован в ООО "Майкрософт Рус", занимающееся только Россией, в то время как до этого данный офис с момента своего появления в начале 1990-х отвечал за бизнес корпорации на территории всего СНГ. На первый взгляд такое изменение могло показаться "понижением" статуса, но на самом деле это свидетельствовало о росте бизнеса Microsoft в нашей стране.

Руководителем компании "Майкрософт Рус" был назначен "варяг" - Биргер Стен, приехавший из Осло, где на протяжении последних трех лет он занимал должность генерального директора Microsoft в Норвегии. С тех пор прошло полтора года - срок вполне достаточный, чтобы полностью освоиться со спецификой местного рынка. Именно с обсуждения общих проблем российской ИТ-отрасли и началась беседа с Биргером Стеном главного редактора PC Week/RE Алексея Максимова и обозревателя еженедельника Андрея Колесова.

Биргер Стен

PC Week: В силу своего глобального присутствия в разных сегментах рынка Microsoft должна хорошо видеть не только общую ситуацию в мировой ИТ-индустрии, но и то, как эта ситуация складывается в различных географических регионах. Хотелось бы начать наш разговор с ваших оценок положения дел в этой области в России. Мы многие годы говорили и продолжаем говорить о большом ИТ-потенциале нашей страны, но что-то с его реализацией не все получается гладко. Что вы думаете по этому поводу?

Биргер Стен: Я буду говорить о том, что ближе нашему профилю, - о софтверном бизнесе. Тут мне видятся две проблемы, мешающие развитию российского ИТ-рынка, - пиратство и не очень удачная структура ИТ-кадров.

По поводу второй проблемы надо сказать, что практика подготовки российских разработчиков отличается от общемировой, так как сочетает изучение программистских и общетехнических дисциплин. Как известно, исторически это было связано с вашей нацеленностью на решение научно-технических задач, а не на создание собственно софта, тем более коммерческого. Думаю, что вы это знаете лучше меня на собственном опыте: еще 10-15 лет назад основные программистские кадры работали в НИИ, где часто человек сам ставил себе задачу, сам ее решал и сам оценивал результаты.

Российские разработчики, даже создав программу, не спешат довести ее до состояния рыночного продукта. Впрочем, это характерно и для других европейских стран. В этом их отличие, например, от американцев, которые начинают продвижение продукта задолго до решения технических вопросов. Там маркетинг идет впереди!

Хотя, конечно, с тех пор в вашей стране произошли весьма значительные изменения, прошлое все же дает о себе знать. По нашим данным, в мире насчитывается порядка 10-20 млн. программистов, из них на долю России приходится 130-140 тыс. Но проблема заключается еще и в том, что разработкой коммерческого софта здесь занимаются не более 40 тыс. специалистов, а остальные работают в аутсорсинговых фирмах либо в компаниях-заказчиках, где трудятся над внутрифирменными проектами.

Такая ситуация создает проблемы для развития бизнеса Microsoft, поскольку наша бизнес-модель во многом опирается как раз на сотрудничество с независимыми разработчиками софта. Этим объясняется наше повышенное внимание к данному вопросу. Мы сотрудничаем с рядом российских вузов, в частности очень плотно с Высшей школой экономики, и у нас есть конкретные планы по расширению работы в этом направлении. Нам представляется, что обучение программированию должно обязательно сопровождаться освоением основ софтверного бизнеса.

А потенциал страны действительно очень велик. Уже сейчас, по нашим оценкам, в России не менее миллиона потенциальных разработчиков ПО! Это специалисты, которые имеют уровень технической подготовки, достаточный для начала работы в софтверной отрасли.

Но тут мы сталкиваемся со спецификой российского менталитета: у вас люди очень неохотно идут на смену рода деятельности. На Западе смена профессии -вполне обыденная вещь, а здесь - почти эпохальное событие, достойное создания киношедевра; вспомните фильм "Иван Васильевич меняет профессию"!

Парадокс заключается еще и в том, что в Европе, например, на менеджерских должностях в ИТ-компаниях работает довольно много сотрудников, пришедших из совсем других сфер. В России же в 1990-е годы, наоборот, научно-программистские кадры уходили в иные отрасли, причем этот процесс не закончился и сегодня, хотя идет и не так интенсивно. Так что в плане подбора и подготовки кадров местным ИТ-компаниям есть над чем поработать.

Главная задача России - продвижение себя как одного из крупнейших центров по созданию ПО и разъяснение преимуществ своих разработчиков. В Индии 800 тыс. программистов, что в пять раз больше, чем в вашей стране. Однако большинство из них работают над решением относительно простых задач, выполняя заказы мировых системных интеграторов. В России разработчиков в целом гораздо меньше, но высококлассных специалистов, которые могут решать действительно сложные ИТ-задачи, на самом деле значительно больше, чем в Индии. Эту информацию мы рассылаем по всем отделам разработок внутри Microsoft, и люди начинают осознавать текущую ситуацию. Поэтому я настроен оптимистично и считаю, что Microsoft будет только укреплять свое сотрудничество с российскими разработчиками.

PC Week: В одном из наших предыдущих разговоров вы упомянули, что в России на 1 долл. доходов Microsoft приходится 17 долл. бизнеса других компаний, в то время как в мире это соотношение составляет один к семи-девяти. Чем это объясняется?

Б. С.: Это объясняется иной структурой российского ИТ-рынка по сравнению с общемировым. Под данным IDC, в 2004-м доли основных компонентов бизнеса - "железо", софт, услуги" - в мире были равны 39, 20, 40%, а в России - 68, 11, 20. Низкая доля ПО - это прямое следствие пиратства. Внешне кажется, что ущерб несут только поставщики ПО, но в действительности большие потери есть и у партнеров, ведь объем предоставляемых ими услуг связан в первую очередь с продаваемым софтом, а не с техникой.

Прогноз IDC для России на 2009 г. - 61, 12, 27. Мы считаем, что доля ПО будет расти быстрее. По нашим данным, два года назад 72% продаваемых в стране ПК поставлялись без лицензионных ОС. Год назад эта доля уменьшилась до 60%, а сейчас мы ожидаем, что она опустится ниже 50%.

Мы должны понимать, что имидж России как участника мирового ИТ-сообщества очень сильно зависит от ситуации с пиратством в стране. Отрадно, что уровень нелегального софта сегодня снижается, на это влияет много факторов. Например, рост бизнеса местных производителей ПК привел к тому, что они могут работать с Microsoft по прямым OEM-каналам, а это означает для них заметное снижение затрат на приобретение OEM-версий.

PC Week: Видимо, на снижение пиратства влияет и повышение уровня доходов населения.

Б. С.: Да, я как раз хотел об этом сказать. Мы видим устойчивый рост доли среднего класса, к которому в России мы относим семьи с годовым доходом более 4 тыс. долл. на человека. Об этом свидетельствует, например, ситуация в области мобильной связи: объемы продаж телефонов здесь выше, чем в самых крупных странах Западной Европы. Вот подтверждение из нашего опыта: осенью прошлого года мы представили Windows Media Center, и по результатам продаж компьютеров на их основе (совсем не дешевых устройств!) Россия занимает третье место в мире после США и Японии. Это принципиальный момент - повышается потребительский спрос на новые передовые технологии.

PC Week: А как меняется отношение к пиратству на корпоративном рынке?

Б. С.: Тут тоже есть серьезные позитивные сдвиги. Это мы чувствуем не только по росту числа лицензионных контрактов, но и по составу продуктов. Раньше в основном речь шла об операционных системах, а сейчас все чаще покупаются офисные пакеты. Нужно также сказать о повышении эффективности борьбы с пиратами со стороны государственных органов. Осенью прошлого года был впервые вынесен приговор в отношении руководителя ИТ-службы предприятия за использование нелегального софта. Это очень серьезный прецедент. Наши партнеры подтверждают, что можно говорить о переломе в сознании корпоративных клиентов в отношении понимания необходимости применения лицензионного ПО.

PC Week: Тут хотелось бы перейти к теме конкуренции на российском рынке. Из нашего разговора может сложиться впечатление, что главные ваши противники - это пираты. А чувствуете ли вы реальную конкуренцию со стороны других ИТ-поставщиков, в том числе и российских? Изучение зарубежной ситуации показывает, что уровень соперничества там гораздо выше, чем здесь.

Б. С.: В общем-то вы правы. Но это определяется спецификой растущего рынка, в условиях которого всем его участникам выгоднее бороться за общее расширение сферы сбыта продукции, появление новых клиентов, чем за "отъедание" друг у друга уже имеющихся долей. Поэтому тут, в России, у нас гораздо больше возможностей для сотрудничества с альтернативными поставщиками, чем, например, в США.

Но конкуренция существует и здесь, она достаточно серьезная, и уровень ее растет. Если взять ERP-рынок, то тут есть такие серьезные соперники, как SAP и "1С", и мне кажется, что в России в этом сегменте Microsoft испытывает более жесткую конкуренцию, чем в других странах. Во многом это связано с успешной деятельностью такого сильного российского разработчика, как "1С". Что касается инфраструктурных полномасштабных решений, то тут мы постоянно пересекаемся c IBM, Oracle, Sun. Но что любопытно, сейчас основная конкуренция между поставщиками идет не столько за покупателей, сколько за партнеров, так как роль системных интеграторов в деле продвижения тех или иных технологий очень велика.

PC Week: Вы говорили о важности для Microsoft сотрудничества с разработчиками. Но, расширяя сферу своих интересов (примеры последних лет - ERP, антивирусы), корпорация постоянно вступает в конкуренцию со своими вчерашними партнерами, при этом создавая определенные проблемы для собственного бизнеса. "1С", о которой вы упомянули, - очень характерный пример. Ведь это не только один из ваших ведущих дистрибьюторов, но партнер, через решения которого на массовый рынок продвигаются ваши ведущие технологии - Windows, SQL Server, IIS и т. д. Не идет ли во вред вашему основному бизнесу конкуренция на относительно узком, по меркам корпорации, ERP-сегменте?

Б. С.: Просчитать все плюсы и минусы от тех или иных шагов на рынке довольно сложно. Но вот что можно сказать вполне определенно: современный ИТ-мир не является черно-белым - либо партнерство, либо конкуренция. Он характеризуется состоянием coopetition, сочетанием процессов сотрудничества и конкуренции (cooperation & competition). Это нормальная мировая практика, и в данном случае Россия не исключение. Фирму "1С" и корпорацию Microsoft объединяют долгие годы плодотворного сотрудничества - во многих отношениях "1C" стала одним из наших ключевых партнеров в России, и я чувствую личную ответственность за это партнерство и его развитие, несмотря на то что мы и конкурируем в некоторых областях. Такое сотрудничество неизбежно для лидеров рынка информационных технологий и только способствует развитию экономики страны.

PC Week: Время от времени мы слышим о конфликтах Microsoft с регулирующими органами Европейского Союза. Возникают ли подобные проблемы в России?

Б. С.: Как вы помните, шесть-семь лет назад аналогичные конфликты были в США, где они вызвались опасениями, что в ИТ-отрасли недостаточно развиты рыночные отношения, мало капитализма. Но там все основные проблемы уже решены. А вот в Европе, похоже, действуют политические силы, которые хотят ограничить рыночные процессы. Речь, в частности, идет о намерении использовать протекционистские меры для продвижения собственного национального ПО. В России же есть достаточно четкая стратегия, направленная на развитие рыночных отношений.

PC Week: А вы не допускаете, что ситуация здесь может измениться, например, по мере роста ИТ-рынка, когда в ИТ-бизнес захотят прийти силы, которые сегодня занимаются, скажем, нефтегазовой отраслью и которые привыкли к защите со стороны государства?

Б. С.: Риски протекционизма всегда есть, но нам кажется, что для российской ИТ-отрасли такая угроза не очень велика. С точки зрения экономики подобные защитные меры совершенно неэффективны. Ведь доля платформенных технологий измеряется единицами процентов в рамках софтверной индустрии, остальное - это прикладное ПО. Не говоря уже о том, что России с ее мощным кадровым потенциалом нужно не замыкаться в рамках страны, а ориентироваться на мировой рынок, развивать производство экспортного ПО.

PC Week: В последние два-три года московский офис корпорации очень быстро растет (кажется, он увеличился в несколько раз, в нем работает уже более 300 человек). Как вам удается поддерживать управляемость российского отделения? Происходят ли какие-то изменения в организации управления?

Б. С.: Для меня лично это самый сложный и важный вопрос. У нас есть сейчас 54 руководящих менеджера. Каждый квартал мы собираемся на два дня на наш внутренний семинар, где обсуждаем текущие и перспективные дела, в феврале мы, например, говорили о планах работы на три года вперед.

Перед нами стоит ясная цель - расширить обмен специалистами между нашим офисом и другими представительствами корпорации. Это позволит нам, с одной стороны, обеспечить карьерный рост сотрудников и создать дополнительную мотивацию для них, а с другой - использовать лучшее в практике всей компании.

Вы, наверное, знаете, что раньше в российском отделении Microsoft работали исключительно граждане вашей страны. Но сейчас ряд ведущих должностей занимают зарубежные специалисты, и мы видим пользу от этого. В то же время довольно значительное число российских сотрудников переехали на работу - в рамках корпорации - в европейский офис, в американскую штаб-квартиру и даже в Сингапур. Мы хотим активизировать эти процессы.

В частности, мы хотели бы привлекать в Москву россиян, которые уже давно трудятся за рубежом. Например, в Редмонде, в штаб-квартире Microsoft, работают около четырехсот русских специалистов. В январе мы провели специальную встречу с ними, в том числе предложив подумать и над таким поворотом в их карьере. Там есть разные сотрудники, от рядовых разработчиков до менеджеров в ранге вице-президента, и многие из них могли бы быть полезны для улучшения нашей деятельности в России. Их, в свою очередь, интересовали традиционные вопросы: условия работы, проблемы безопасности.

PC Week: А они смогут тут зарабатывать больше, чем в США?

Б. С.: Возможно, не больше, но и не меньше. При этом такой шаг для них может быть очень удачным в плане общего карьерного роста.

Разумеется, мы будем привлекать к работе и иностранцев. Скажу одно: я собираю сведения и пытаюсь установить контакты со всеми русскоговорящими сотрудниками Microsoft - в Восточной Европе, Париже, Тель-Авиве... Но основной наш источник кадров - это сама Россия. Мы работаем с выпускниками профильных вузов, ищем специалистов вне ИТ-индустрии, в регионах страны.

PC Week: За последние годы некоторые ведущие мировые ИТ-компании открыли в России свои центры исследований и разработки. Microsoft также расширяет сеть таких центров в других странах (Индия, Китай), но в России шагов в этом направлении пока не делала. Изменится ли эта ситуация в будущем?

Б. С.: До недавнего времени стратегия корпорации была ориентирована на централизованную модель организации центров разработки. Упрощенно это выглядело так: чтобы Билл Гейтс мог пешком дойти до рабочего места любого разработчика. Потом стала допускаться возможность использования велосипеда. При нынешних масштабах сферы деятельности корпорации такие условия уже выглядят нереально.

В отношении России у нас есть даже не мечта, а твердое намерение начать движение по этому пути, причем в очень недалеком будущем. Общая идея заключается в следующем: сделать Россию важной для Microsoft и, что еще актуальнее, - повысить роль Microsoft для России.

PC Week: Создается впечатление, что по некоторым новым технологическим направлениям деятельность Microsoft в России отстает от мирового уровня. Например, что-то пока не видно активности по подготовке рынка к выпуску новых продуктов - Windows Vista, Office 12 и т. д. Что вы можете сказать по этому поводу?

Б. С.: Это не особенность России, такая проблема есть у всех генеральных директоров представительств Microsoft (думаю, не только Microsoft, но и других американских корпораций) за пределами США. Хотя, конечно, в разных странах скорость вывода на рынок новых продуктов различная. В России мы видим заметный прогресс в этой области. Еще лет пять назад она была в третьем списке очередности, сейчас она по многим позициям перешла уже в первый. Это хорошо видно по темпам локализации новых продуктов. О причинах такого прогресса мы уже говорили - снижение уровня пиратства, повышение доходов населения.

Другое дело, что есть некоторые устоявшиеся, но устаревшие стереотипы в отношении России, но мы работаем над тем, чтобы их изменить.

PC Week: Спасибо за беседу!

Версия для печати