ПРОЕКТЫ

Компании IBM и "Аэрофлот - Российские авиалинии" объявили о завершении проекта по созданию корпоративной системы интеграции приложений, построенной на базе стандартизированной сервисно-орентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA).

Представляя эту технологию, Леонид Алтухов, директор по продажам программного обеспечения IBM EE/A, подчеркнул, что сегодня SOA обеспечивает решение задач на стыке ИТ и бизнеса. По его словам, на современном этапе для многих компаний ИТ являются ключевым фактором, определяющим эффективность бизнеса. SOA, как способ представления бизнес-процессов в виде набора связанных сервисов, дает компаниям возможность более рационально использовать сделанные ранее технологические инвестиции. "Главное преимущество SOA заключается в возможности работать с наследуемыми приложениями даже в том случае, если нельзя получить доступ к их исходному коду", - считает г-н Алтухов.

Леонид Алтухов: “Внедрение решения

представляло собой творческую совместную

работу, которая позволила, с одной стороны,

сформулировать правильные технические

требования, а с другой - реализовать их в

достаточно сжатые сроки”

Проект стартовал в конце 2004 г., к настоящему времени введен в эксплуатацию прототип корпоративной системы "Аэрофлота", который обеспечивает целостность и актуальность данных, используемых информационно-аналитическим комплексом "Центр управления полетами", системой управления планово-экономической деятельностью и корпоративным хранилищем данных.

ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии": цифры и факты

"Аэрофлот" -крупнейшая отечественная авиакомпания, обеспечивающая 11% внутрироссийских и 39% международных перевозок. Ее авиапарк состоит из 90 самолетов, которые совершают рейсы в 88 городов 42 стран мира. За 11 месяцев 2005 г. "Аэрофлот" перевез 6 млн. 239 тыс. пассажиров и более 133 тыс. т грузов. В штате компании насчитывается около 15 тыс. сотрудников, из которых почти 2 тыс. - летные специалисты.

"Аэрофлот" владеет крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полетами и активно развивает свою наземную инфраструктуру. Среди самых масштабных проектов - строительство нового терминала "Шереметьево-3", который планируется сдать в 2007 г.

Сегодня по своим финансовым показателям "Аэрофлот" входит в число 25 ведущих авиакомпаний мира. По данным за 2004 г., чистая прибыль компании составила 219 млн. долл.

Как рассказал Сергей Кирюшин, заместитель генерального директора и директор департамента информационных технологий "Аэрофлота", для его компании автоматизация производственных, финансовых и управленческих процессов является не просто полезной инициативой, но жизненно важным условием развития. На высококонкурентном российском рынке авиаперевозок в условиях постоянного увеличения пассажиропотока и объема грузоперевозок растут требования и к качеству предоставляемого сервиса, что вызывает необходимость модернизации бизнес-процессов. А это, в свою очередь, требует преобразования действующей корпоративной ИТ-инфраструктуры. Бизнес вправе ожидать от ИТ большей гибкости, оперативного и точного представления нужной ему информации, а также возможности со временем легко масштабировать имеющиеся решения.

Сергей Кирюшин: “По завершении

проекта мы получили систему, которая

позволяет оптимизировать и упростить

нашу работу, повысить качество и

надежность информации”

Одним из главных узких мест "Аэрофлота", по словам г-на Кирюшина, было наличие большого числа разнородных систем автоматизации бизнес-процессов, что приводило к несогласованности информации в разных критически важных для бизнеса системах. На фоне постоянного роста объемов данных это крайне осложняло проведение анализа информации и принятие обоснованных управленческих решений. Более того, устранение текущих проблем посредством латания дыр не исключало возможности возникновения аналогичных ситуаций в будущем.

Поэтому важным шагом на пути модернизации корпоративной ИС "Аэрофлота" стал отказ от частичных усовершенствований, которые не устраняют непосредственно саму причину возникновения проблем. Изучив состояние информационных ресурсов и их соответствие имеющимся бизнес-целям компании, руководство сделало вывод о необходимости построения общекорпоративной интеграционной платформы, которая бы обладала устойчивостью при большом количестве приложений и обеспечивала оперативное и точное предоставление требуемой информации, а также давала возможность развивать информационную систему компании. В качестве средства интеграции приложений в рамках единой архитектуры SOA было решено использовать платформу IBM WebSphere.

Объясняя выбор IBM в качестве поставщика интеграционного решения, г-н Кирюшин назвал несколько причин такого решения. Во-первых, в информационной системе "Аэрофлота" широко применяются UNIX-платформы, что существенно осложняет проведение полноценной интеграции данных. А главным достоинством технологий IBM как раз является возможность развертывания архитектуры SOA для объединения систем промышленного масштаба в многоплатформенных средах. Во-вторых, для заказчика важное значение имел консалтинговый ресурс, которым обладает корпорация IBM: у нее в России есть команда консультантов, имеющих успешный опыт выполнения подобных проектов. В-третьих, "Аэрофлоту" требовалось интегрировать большое количество унаследованных приложений, включая довольно старые - те, что не имеют Web-интерфейса, используют устаревшие СУБД и т. д. IBM же предлагала рациональный путь решения этой проблемы, предоставляя широкий набор готовых адаптеров, обеспечивающих коммуникации типа "приложение - программная шина". В частности, в состав IBM WebSphere входят сотни таких адаптеров, в том числе предназначенных для уже давно не поставляемых и не поддерживаемых производителями баз данных и другого ПО.

Следует заметить, что продукты семейства IBM WebSphere действуют на основе технологии Java. Набор инструментов разработки серверных приложений Java 2 Platform Enterprise Edition (J2EE) позволяет создавать распределенные, не привязанные к конкретной платформе Web-приложения, а также интегрировать компоненты ИТ-системы, функционирующие на разных платформах.

Интеграция приложений в компании "Аэрофлот" длилась более года и выполнялась в несколько этапов, которые согласовывались с бизнес-приоритетами, установленными специалистами компании. На начальной, самой сложной фазе проекта был проведен анализ состояния информационных ресурсов и их соответствия бизнес-целям компании, создана концепция интеграции и предложена спецификация требований. Вслед за этим была спроектирована архитектура, спланирован процесс тестирования, включающий создание программ и методик тестовых испытаний, и намечен план развертывания системы. Затем специалисты IBM приступили к разработке и внутреннему тестированию системы, что завершилось вводом в эксплуатацию корпоративной сервисной шины (Enterprise Service Bus, ESB), которая служит основой интеграционного решения IBM, обеспечивающего обмен данными между приложениями.

ESB выполняет четыре основные функции: обмен сообщениями между сервисами, конвертирование транспортных протоколов между источником запроса и сервисом, конвертирование форматов сообщений между источником запроса и сервисом, а также управление бизнес-событиями различных источников. Рассказывая о преимуществах такого решения, г-н Кирюшин подчеркнул, что сервисная шина существенно уменьшает необходимое количество и сложность интерфейсов, поскольку в такой архитектуре каждое приложение общается только с ESB. Это позволило преобразовать и упростить связи между приложениями и перейти от архитектуры типа "все ко всем" к модели "все к одному". При добавлении в систему нового приложения достаточно подключить его к шине с помощью стандартного адаптера.

Первыми к сервисной шине были подключены корпоративное хранилище данных, планово-экономическая и производственная системы. На их примере стали наиболее отчетливо видны преимущества интеграции. Самую важную роль в этой структуре играет хранилище, которое обеспечивает поставку "чистых" данных, являющихся основой принятия управленческих решений.

Что касается целей реализации данного проекта, то тут, по мнению г-на Кирюшина, главная задача заключалась не только в построении единой корпоративной сервисной шины, подключении к ней прикладных программ и отладке технологии интеграции. Не меньшую важность имела разработка документации, позволяющей специалистам "Аэрофлота" самостоятельно интегрировать новые компоненты в имеющуюся сервисно-ориентированную архитектуру. "Мы очень довольны достигнутыми результатами. По завершении проекта мы получили систему, благодаря которой можно оптимизировать и упростить нашу работу, повысить качество и надежность информации", - говорит он.

В завершение, отвечая на вопрос о том, кто осуществил реализацию проекта, г-н Алтухов отметил, что формально решение внедрялось силами специалистов IBM, но при этом нельзя недооценивать участие сотрудников ИТ-департамента "Аэрофлота": "Без них было бы просто невозможно понять те приоритеты и подходы, которые требовалось соблюдать при выполнении проекта. В определенной степени это была творческая совместная работа, которая позволила, с одной стороны, сформулировать правильные технические требования, а с другой - реализовать их в достаточно сжатые сроки".