С развитием банковского дела роль автоматизированной банковской системы (АБС) в работе банка меняется. Если в 90-х гг. АБС служила для ведения бухгалтерского учета, подготовки отчетности и других частных задач, то сегодня все чаще АБС начинают рассматривать как средство развития бизнеса и поддержки стратегических направлений деятельности банка. Такой подход лег в основу проекта по внедрению в банке "Электроника" (www.elektronika.ru) интегрированной банковской системы RS-Bank V.6. компании R-Style Softlab (www.softlab.ru) и построению централизованной АБС (ЦАБС).
Банк "Электроника" - универсальный частный банк, ориентированный на обслуживание предприятий среднего и крупного бизнеса, в том числе разработку индивидуальных программ обслуживания в соответствии с потребностями и целями бизнеса клиента. Одна из наиболее важных на ближайшие 5-10 лет стратегических задач банка - сообщил заместитель председателя правления Аркадий Зусин, - заключается в том, чтобы, расширяя свою филиальную сеть, быть представленным во всех значимых регионах страны. Реализация этой цели требует серьезной поддержки со стороны ИТ, основным требованием к которым банк поставил быстрое реагирование на запросы бизнеса. В целях конкурентоспособности банка любая его идея должна быстро реализовываться и выводиться на рынок.
Аркадий Зусин: "Централизованная
АБС - это путь решения стратегических
задач банка в области ИТ"
Предложенное R-Style Softlab решение по созданию ЦАБС на основе интеграции и унификации банковских процессов, считает руководство банка, позволяет масштабировать бизнес и отвечает поставленному во главу угла принципу регионального развития. В этом году "Электроника" открывает пять новых филиалов в добавление к двум имеющимся (в Саратове и Санкт-Петербурге). Для банка это значительный качественный скачок, продуманный им с точки зрения специфики работы на местах, имеющихся там возможностей и потребностей. Формируя пакеты предложения для будущих клиентов, в банке считают, что централизация управления и использование типовых решений позволит просто и быстро привести состояние продуктового ряда во вновь открывающихся филиалах к состоянию его в головном отделении, обеспечив тем самым уровень обслуживания, сравнимый с московским.
Деятельность "Электроники", как и любого частного банка, оценивается по финансовым результатам. Соответственно экономические аспекты деловых процессов находятся в центре внимания и постоянно обсуждаются. При территориальной экспансии крайне трудной во многих регионах является проблема поиска квалифицированного персонала для поддержки программно-аппаратного комплекса автоматизации, особенно острая в банковской отрасли. Частично ее можно решить дистанционной поддержкой или временным командированием специалистов. Создание же централизованной АБС позволит сосредоточить подобные сервисы на территории головного офиса. При этом с ростом числа подразделений увеличение необходимых для поддержки функционирования ЦАБС ресурсов, материальных и человеческих, незначительно. Так, ввод пяти новых филиалов, по предварительным оценкам специалистов "Электроники", увеличит группу поддержки всего на 10-15%, что позволит сэкономить средства для расширения сети, на рекламные нужды, работу с клиентами и пр. Эти и другие факторы стали причиной, по которым банк, ранее автоматизированный продуктами R-Style Softlab и других производителей, перешел на АБС нового поколения на платформе Oracle и принцип централизованного управления.
Проект стартовал полтора года назад и сейчас завершен первый его этап. К началу нынешнего года головной офис и два филиала перешли к промышленной эксплуатации RS-Bank v.6. В ходе проекта специалистами R-Style Softlab совместно с работниками банка предложены концепция автоматизации и регламенты работы в новых условиях, изменен подход к ведению отдельных направлений бизнеса, определены требования к аппаратно-программному комплексу, создана система его непрерывной готовности, проведено нагрузочное тестирование. По заявлению Аркадия Зусина, вопросы надежности функционирования ЦАБС решались резервированием каналов связи и источников питания, а также программно-аппаратного обеспечения. Задачами технологической безопасности и безотказной непрерывной работы ЦАБС занимается специальное подразделение банка.
Построение ЦАБС предусматривает как вертикальную централизацию (объединение одинаковых функциональных блоков по всем подразделениям банка), так и горизонтальную (объединение ПО в рамках одного структурного подразделения). На первых этапах этого процесса в банке "Электроника" был осуществлен перевод баз данных филиалов в головной офис. Серверное оборудование филиалов перенесено в вычислительный центр банка (построена техническая основа ЦАБС), проведена отладка каналов связи между банком и его отделениями, унифицированы бизнес-процессы. Вычислительный центр банка, куда фактически сведены АБС филиалов, модернизирован.
Основные признаки ЦАБС По мнению специалистов R-Style Softlab, ЦАБС, способная автоматизировать крупный многофилиальный банк, должна удовлетворять ряду требований. В первую очередь, она должна позволять описывать произвольную территориальную банковскую инфраструктуру, а также обеспечивать ведение единой нормативно-справочной информации, возможность организации межфилиальных расчетов без привлечения внешних платежных систем, выпуск консолидированной отчетности (по подразделениям, группе подразделений, всему банку), возможность работы в разных часовых поясах в рамках единой БД. В ЦАБС должен быть реализован внутренний электронный документооборот с использованием ЭЦП и развита система разграничения и управления доступом |
Опытной площадкой для запуска и апробирования новых технологий стал Саратовский филиал. В последующем за ним внедрении в Санкт-Петербургском отделении развертывание системы, как сказал г-н Зусин, заняло, по разным оценкам, от двух до трех недель.
Сегодня идет подготовка к созданию полномасштабной ЦАБС путем объединения БД отдельных филиалов в единую БД банка, выстраивается процесс сопровождения ЦАБС. В дальнейшем планируется функциональное развитие системы в части работы с ценными бумагами, векселями, пластиковыми карточками, т.е. расширение спектра продуктов. В комплексе с информационно-аналитической системой RS-DataHouse будет построена "корпоративная информационная фабрика", которая обеспечит поддержку принятия управленческих решений в масштабе всего банка.
"Этот проект - инвестиции в будущее. Экономический расчет показывает, что окупаемость его - два года", - сообщил г-н Зусин.