АНАЛИТИКА
Спрос на мобильность носит избирательный характер
Сегодня все эксперты сходятся во мнении, что в 2004 г. мобильные технологии (в первую очередь на базе Wi-Fi) существенно расширили завоеванный ранее плацдарм на мировом ИТ-рынке. Тем не менее это вовсе не означает успешного развития всех сегментов индустрии мобильных вычислительных устройств. Так, согласно данным In-Stat (www.in-stat.com), продажи ноутбуков в прошлом году заметно выросли как на развитых, так и на развивающихся рынках, продемонстрировав в среднем 25%-ный темп, самый высокий среди всех типов ПК. В то же время сектор традиционных карманных компьютеров испытал существенный спад, сократившись до 8,7 млн. устройств с 10 млн. шт. в 2003-м. Прогноз аналитиков In-Stat неутешителен: в период до 2009 г. они ожидают уменьшения ежегодных продаж в среднем на 21,5%. В результате переориентации пользователей на иные типы устройств (смартфоны, портативные медиаплейеры и т. п.) на рынке останутся наиболее примитивные модели КПК и специализированные аппараты для вертикальных приложений. Остающимся на рынке КПК производителям, считают в In-Stat, в борьбе за покупателя предстоит разработать новые модели для корпоративных и нишевых пользователей (например, нуждающихся в средствах GPS-навигации). В этом им поможет растущее разнообразие процессоров: хотя самым популярным остается Intel XScale, многие производители уже предлагают продукты на базе конкурирующих чипов. И, конечно, разработчикам предстоит максимально полно использовать коммуникационные средства (Bluetooth, Wi-Fi, поддержка сотовых сетей), чтобы противостоять нашествию дешевеющих смартфонов.
Конвергенцией проводных и беспроводных коммуникаций займется специальная группа
В рамках консорциума International Packet Communications Consortium (IPCC, www.packetcomm.org) создана рабочая группа, которая займется стандартизацией в области конвергенции средств проводного и беспроводного доступа. В качестве критерия выбран бесшовный межсетевой роуминг. Группе, в состав которой вошли Cisco Systems, Alcatel, Sonus, Time Warner Telecom и UTStarcom, предстоит на базе разрозненных спецификаций разработать эталонные архитектуры, обеспечивающие такой роуминг между основными видами сетей - DSL, кабельными, 3G, Wi-Fi и WiMAX. Одна из первоочередных задач - решение проблемы роуминга в беспроводных сетях (сотовых и Wi-Fi/WiMAX), которое позволит сервис-провайдерам и операторам рассчитывать на серьезные дополнительные доходы.
На пути к 802.11n
Сделан очередной шаг к выработке стандарта высокоскоростного Wi-Fi следущего поколения - 802.11n (его принятие ожидается в ближайшие два года). Это произошло в конце февраля благодаря согласованию технических предложений консорциума World Wide Spectrum Efficiency (WWiSE) и фирмы Motorola. Ранее WWiSE, объединяющий 12 компаний (включая Broadcom, STMicroelectronics, Texas Instruments и др.), и Motorola предлагали собственные варианты спецификации Wi-Fi, обеспечивающей скорости свыше 100 Мбит/с. Объединенное предложение основано на усовершенствованной технологии MIMO (Multiple-In, Multiple-Out) и рассчитано на достижение 135 Мбит/с скорости в минимально необходимой MIMO-конфигурации 2ґ2 на одном 20 МГц канале, а также 540 Мбит/с с использованием MIMO-структуры 4ґ4 и опционального 40 МГц канала.
Технология MIMO, которая станет компонентом стандарта 802.11n, основана на использовании множественных интеллектуальных антенн и радиоприборов для передачи и приема сигналов в одном канале. Предполагается, что она сыграет ключевую роль в развитии рынка оборудования беспроводных сетей, расширив возможности WLAN по передаче потокового видео и голоса. По оценкам Datacomm Research (www.datacommresearch. com), именно MIMO поможет рынку WLAN-оборудования утроиться к 2009 г.
Потребительская электроника останется без проводов
Аналитики IDC (www.idc.com) полагают, что технология беспроводных сетей WLAN в несколько ближайших лет сыграет колоссальную роль на рынке потребительской электроники, в первую очередь игровых устройств - карманных и портативных (например, от Sony и Nintendo), способствуя росту их популярности. При этом зрелость и высокая производительность позволят WLAN успешно конкурировать на этом рынке с широким спектром иных беспроводных технологий, включая Bluetooth, Zigbee, Ultrawideband и WiMax. А заметное снижение стоимости WLAN-чипов поможет ускорить ее интеграцию с потребительскими устройствами, для успеха которых цена имеет крайне важное значение.
Эксперты полагают, что складывающаяся тенденция сыграет на руку производителям микросхем WLAN для потребительской электроники, причем не только игровых консолей, но и домашних Интернет-шлюзов, DVD-плейеров, цифровых телевизоров и т. п.
По оценкам IDC, в 2004 г. лишь 1% проданных электронных потребительских устройств обладал WLAN-функциональностью. Но уже в 2008 г. этот показатель может вырасти до 13%, или 81 млн. устройств (среди них - 55 млн. игровых консолей, 9 млн. DVD и 9 млн. телевизоров). Если прогноз оправдается, в 2008-м 21% всех продаж WLAN-чипов придется на рынок потребительской электроники.
Спам проникает в сотовые телефоны
Американские абоненты сотовой связи уже в полной мере страдают от беспроводного спама. По данным национального сервис-провайдера Wireless Services (он утверждает, что обслуживает 15-20% текстового трафика местных сотовых операторов), всего лишь за год доля передаваемого спама более чем удвоилась: год назад она составляла 18%, а ныне - 43% сообщений. Только в декабре 2004 г. этим провайдером было блокировано 1,2 млн. спамовых сообщений. Специалисты Wireless Services отмечают высокую изощренность беспроводных спамеров по сравнению с их собратьями, использующими обычную электронную почту. Хорошо разбираясь в тонкостях беспроводных сетей, они умеют обходить традиционные антиспамовые фильтры, зарекомендовавшие себя в системах e-mail.
Сотовый телефон будущего - просто радио, зато какое!
Современные сотовые телефоны в первую очередь содержат радиокомпоненты, обеспечивающие их базовую функциональность. Кроме того, многие новые модели оснащены адаптером персональной беспроводной сети Bluetooth. Но на этом оснащение трубок радиотехнологиями не остановится: аналитики ABI Research (www.abiresearch.com) утверждают, что их число будет расти экспоненциально, а сами телефоны будут превращаться во многофункциональные мультимодовые коммуникационные, информационные и развлекательные устройства.
В ближайшей перспективе они получат GPS-приемник, FM-тюнер, приемник широкополосного наземного или спутникового телевидения, адаптер Wi-Fi, а в перспективе - WiMAX для передачи данных и голоса поверх IP (VoIP). А затем настанет черед встраивания таких беспроводных технологий, как Near Field Communications (NFC), Ultrawideband (UWB), RFID и, вероятно, даже Zigbee. Во всяком случае специалисты не сомневаются в теоретической возможности технической реализации всех этих функций в ограниченных размерах сотового телефона. Правда, прежде инженерам предстоит решить множество задач, таких, как снижение энергопотребления и тепловыделения, размещение антенн, исключение эффектов интерференции и снижение общей стоимости этих "напичканных" трубок.
Портативные навигаторы расширят мультимедийную функциональность автомобилей
По мнению экспертов ABI Research, прошедший год на рынке автомобильной электроники можно смело назвать годом успеха портативных навигационных устройств, представляющих собой небольшие компьютеры с большой памятью для хранения цифровых карт. В нынешнем году, как ожидается, они смогут не только закрепить свой успех, но и развить его, получив дополнительную мультимедийную (например, способность хранить музыкальные библиотеки и видеофильмы) и Интернет-функциональность. Эксперты отмечают, что данный рынок находится лишь на ранней фазе своего развития и на нем присутствует множество решений для отдельных моделей автомобилей. В будущем ожидается появление унифицированных решений на базе портативных компьютеров типа Apple Mac Mini. При этом автопроизводители вряд ли захотят взять инициативу создания сложных решений на себя, а предпочтут предоставлять интерфейсы для популярных устройств класса iPod.
Экспертиза IBM поможет развитию российского рынка широкополосной связи
Корпорация IBM (www.ibm.ru) в лице своего подразделения IBM Global Services объявила о начале предоставления на российском рынке ряда новых услуг операторам и корпорациям для организации широкополосной связи. Речь идет о бизнес-консалтинге, проектировании, создании и испытании решений, хостинге систем с возможностью наращивания ресурсов по требованию и обеспечении повышенной безопасности. В компании справедливо полагают, что Wi-Fi, WiMAX, VoIP, цифровое видео, сервисы с привязкой к местоположению, сети датчиков и беспроводные системы безопасности при совместном использовании образуют "атмосферу" высокоскоростного подключения, предоставляющую разнообразные возможности, которыми надо уметь грамотно распоряжаться. Напомним, что IBM располагает собственным управляющим ПО IBM WebSphere Everyplace Connection, которое обеспечивает мобильным сотрудникам безопасный прозрачный высокоскоростной роуминг между разнообразными сетями (Wi-Fi, сотовыми, GPRS, CDMA) и точками доступа общедоступных беспроводных сетей без прерывания или потери текущего сеанса.
Любители смартфонов согласны на компромиссы
По оценкам JupiterResearch (www.jupitermedia.com), рынок смартфонов в период до 2009 г. будет расти со средней скоростью 28% в год. Этому будет способствовать готовность большинства опрошенных пользователей смириться с ограниченной функциональностью данных устройств (например, малым сроком жизни батареи), принимая во внимание их интегрированный характер. Так, 62% респондентов предпочитают носить с собой лишь одно устройство, а не несколько, пусть и более функциональных. В JupiterResearch предсказывают, что в 2009-м на долю смартфонов придется 9,3% продаж сотовых аппаратов против 3,7% в 2004-м.
В то же время аналитики считают, что смартфоны не вытеснят с рынка специализированные устройства, такие, как обычные трубки, медиаплейеры, цифровые камеры или игровые консоли. Интересно, что 74% участников опроса главным в мобильном устройстве считают поддержку телефонии.
Не стоит забывать, что беспроводные сети могут быть опасны
Бурное развитие беспроводных сетей, как общедоступных, так и корпоративных, увеличивает риски, связанные с информационной безопасностью, из-за непринятия должных мер. Такой вывод сделали исследователи из британской фирмы netSurity (www.netsurity.co.uk), которые по заказу RSA Security (www. rsasecurity.com) изучили уровень защищенности беспроводных сетей в ряде крупных американских и европейских городов. Вооружившись ноутбуками с установленным на них свободно доступным из Интернета ПО, специалисты netSurity прошлись по улицам Нью-Йорка, Сан-Франциско, Лондона и Франкфурта-на-Майне, осуществляя попытки подключения к корпоративным беспроводным сетям. И выяснили, что в среднем свыше трети предприятий, развернувших WLAN, не защищены от нежелательных внешних вторжений.
Среди наиболее распространенных ошибок эксперты выделяют сохранение корпоративными ИТ-менеджерами исходных заводских настроек Wi-Fi-оборудования, отсутствие механизмов аутентификации и незашифрованность сетевого трафика.
Применяемость Bluetooth выросла почти вдвое
Отраслевая организация Bluetooth Special Interest Group (SIG, www.bluetooth. org) обнародовала результаты проведенного по ее заказу исследования уровня применяемости Bluetooth. Главный вывод таков: применение этой технологии в 2004 г. по сравнению с 2003-м расширилось почти в два раза. Опрос был проведен в США, Великобритании и Японии и охватил 1300 взрослых пользователей. И везде респонденты продемонстрировали выросший уровень понимания того, каким образом следует использовать Bluetooth для подключения беспроводных устройств. Впереди оказались британцы (77% против 47% год назад), далее - японцы (соответственно 61 и 43%), а вот хуже всех в Bluetooth разбираются американцы (41% против прошлогодних 22%).
По данным Bluetooth SIG, инсталлированная база устройств, поддерживающих эту беспроводную технологию, в 2004 г. составила 250 млн. шт., а до конца года нынешнего может вырасти до 450 млн.