ИНТЕРВЬЮ
Компания Hewlett-Packard, несомненно, принадлежит к числу тех, кто оказывает существенное влияние на формирование и развитие российского рынка ИКТ. По оценкам экспертов, на ее долю в настоящее время приходится порядка 10% всего оборота в российской ИТ-сфере. О том, что происходит в компании сегодня, какие задачи она ставит перед собой на ближайшее будущее, с главой московского представительства HP Оуэном Кемпом беседуют главный редактор PC Week/RE Алексей Максимов и первый заместитель главного редактора Игорь Лапинский.
Оуэн Кемп
PC Week: Скоро исполнится год, как компанию Hewlett-Packard возглавил Марк Херд. Какие изменения произошли в связи с этим в работе российского офиса?
Оуэн Кемп: Безусловно, для меня приход нового руководителя был связан с определенными волнениями, поскольку на протяжении последних пяти лет мы пользовались повышенным вниманием со стороны Карли Фиорины, предшественницы Марка Херда, и было непонятно, как изменится стратегия компании и каким образом это отразится на работе нашего офиса. К счастью, я получил ответ на многие вопросы уже в первые дни работы Марка в НР: у нас состоялась расширенная встреча в рамках Экспертного совета, на которой мы рассказали об особенностях бизнеса в России и дальнейших перспективах. Марк очень хорошо знаком со спецификой работы на российском рынке, так как отвечал за разработку инвестиционных планов в компании NCR. Россия остается приоритетной для развития бизнеса компании страной. Это, кстати, подтверждает намерение Марка посетить Россию в нынешнем году, и мы с нетерпением ждем этого события.
Марк - приверженец структурированного подхода к разработке и оптимизации стратегии компании. За то время, что он трудится в НР, значительно снизились издержки, упростились бизнес-процессы, и как следствие, мы стали ближе к нашим заказчикам. Также заметно выросла наша доля рынка (на 50%). Мы активно расширяем спектр продуктов, в том числе и благодаря интеграции технологий купленных компаний. Наибольшее количество поглощений было осуществлено в области ПО, которое является приоритетным.
PC Week: Как отличается структура продаж HP в России и на мировом рынке? Какие поддерживаемые компанией технологические направления в России пока слабо представлены?
О. К.: Различные направления бизнеса НР в России развиваются с разной долей успеха. В настоящее время мы отмечаем определенную динамику роста занимаемой нами доли на рынке ПК. Крупные корпоративные заказчики, а также многие компании среднего и малого бизнеса заинтересованы в использовании современных и надежных технологий, которые могут предложить лишь крупные производители. Именно с этим связаны наши ожидания роста в данном сегменте.
К сожалению, не столь успешно, как на Западе, развивается российский рынок ИТ-услуг. Эксперты IDC, наши заказчики и мы сами объясняем это прежде всего тем, что в России данный сегмент находится только в процессе становления. Большинство российских компаний пока предпочитают решать свои проблемы самостоятельно, даже если приходится держать ИТ-отдел из тысячи человек. В Западной Европе и США уже давно многие фирмы доверяют решение непрофильных для них задач сторонним специалистам.
Я полагаю, что по мере развития бизнеса у российских компаний будет меньше времени на самостоятельные "изобретения". Им будет выгоднее обратиться к компаниям, которые имеют хороший опыт в решении многих задач. Российский рынок ИТ-услуг - один из самых динамичных секторов ИТ-рынка, и мы на сегодняшний момент уже лидируем в ряде его сегментов. При этом НР является игроком N 1 среди международных поставщиков ИТ-услуг на российском рынке, и мы планируем занять лидирующие позиции в целом на данном рынке. Планы достаточно амбициозные, однако они вполне обоснованны - НР имеет высокую квалификацию в области поставки решений и оказания ИТ-услуг, базирующуюся на опыте, приобретенном на зарубежных рынках.
PC Week: Но для оказания услуг на такой огромной территории, как Россия, требуется развитая инфраструктура. Как вы будете ее выстраивать?
О. К.: Мой опыт работы в Латинской Америке, Африке, на Ближнем Востоке показывает, что открытие региональных офисов благотворно сказывается на уровне нашего присутствия в регионе и приносит пользу и нам, и нашим заказчикам. В России за прошлый год мы открыли шесть новых филиалов, в ближайшее время будут открыты офисы в Казани и Хабаровске. За исключением крупного филиала в Санкт-Петербурге, который существует более 10 лет, в наших региональных представительствах, как правило, работают 3-4 сотрудника. Мы будем расширять штат в случае экономической целесообразности такого решения. Начав работать в новом регионе, мы сразу же вступаем в контакт с местными властями, чтобы совместно создать позитивную среду для инвестиций. Иногда обнаруживается, что местные заказчики ожидают от нас совсем иных услуг, нежели те, которые планировал головной офис. Это очень познавательный и плодотворный опыт. Нельзя утверждать, что после открытия представительства в нашем бизнесе сразу начинается бум. Мы последовательно создаем экосистему. В этом и состоит развитие бизнеса.
У нас есть успешный опыт работы с крупными заказчиками, многие из которых имеют свои отделения по всей стране. Для того чтобы решить поставленные перед нами задачи, нам пришлось соответствующим образом адаптировать свою структуру и привлечь сотни компаний-партнеров, в частности, для инсталляции и обслуживания сложных сетей. То есть при реализации столь масштабных проектов мы выстраиваем необходимую инфраструктуру или адаптируем уже имеющуюся.
Вместе с тем предоставление каких-либо новых услуг является для нас определенным вызовом. Мы не исключаем, что возможна ситуация, когда какая-нибудь компания, расположенная, например, в Сибири, захочет решить достаточно специфическую ИТ-проблему с помощью аутсорсинга, и помочь ей в этом будет непросто даже для нас. Но мы не боимся браться за сложные задачи. Наоборот, это лишь подстегивает наш интерес и мобилизует силы. Недавний контракт HP с ОАО "Русский алюминий" в области аутсорсинга - тому прямое свидетельство.
PC Week: Для реализации этой стратегии вы будете опираться на местные кадры или предпочтете создавать виртуальные коллективы, привлекая также сотрудников из других стран и регионов?
О. К.: Когда речь идет о внедрении наиболее передовых технологий, мы используем все возможные подходы, в том числе и комбинированные. Многие решения мы впервые реализовали в Европе и поэтому привлекаем специалистов из западных офисов или центров компетенции. В этом случае очень важно обеспечить передачу знаний местной команде, участвующей в проекте. В России мы можем набрать столько людей, сколько необходимо (за последний финансовый год мы приняли на работу 150 человек), но им нужно передать накопленный в компании опыт.
Как пример реализации такой стратегии могу назвать наш Центр высоких технологий, открытый почти год назад. Он сертифицирован для решения задач заказчиков не только из России, но и со всего мира и является одним из шести центров 1-го уровня. Данная структура вносит свой вклад в общее дело, оказывая содействие в реализации больших, например, телекоммуникационных проектов, в частности в ОАЭ, Польше, Новой Зеландии, Канаде. Это плодотворное сотрудничество, и сейчас, как мне кажется, наш центр стал своеобразным окном в мир для российских компаний.
PC Week: Один из видов ИТ-услуг - ИТ-аутсорсинг - эксперты из IDC относят к числу наиболее "горячих" направлений на российском рынке, хотя фактически оно здесь только формируется. Какие возможности для себя вы видите в этой сфере и какие формы ИТ-аутсорсинга намерены развивать?
О. К.: Прежде всего хочу сказать, что, согласно исследованиям IDC, мы занимаем лидирующие позиции в области ИТ-аутсорсинга на мировом рынке. У нас накоплен большой опыт в решении таких задач, поскольку мы сами имеем очень развитую ИТ-среду, являемся одним из крупнейших пользователей систем SAP и Oracle, а наша CRM-система охватывает 2 млрд. заказчиков по всему миру. Мы знаем, как управлять цепочками поставок, можем строить и поддерживать сложную ИТ-инфраструктуру. И мы обязательно будем использовать этот опыт при работе с российскими заказчиками. Мы знаем, как помочь российским компаниям уменьшить расходы на адаптацию и поддержку ИТ-инфраструктуры, оптимизировать бизнес-процессы и повысить общую эффективность бизнеса. Комплекс услуг ИТ-аутсорсинга, который мы намерены предложить российскому рынку, включает в себя как возможности полного перевода ИТ в аутсорсинг, так и передачу ряда ИТ-функций, таких, как поддержка рабочих мест, управление ИТ-сервисами, сопровождение приложений, решения по оптимизации процессов печати. Кроме того, мы можем оказывать услуги и в финансовой сфере, предлагать заказчикам различные финансовые схемы и оптимизировать их затраты на ИТ-инфраструктуру, так как HP имеет свой собственный банк с миллиардными оборотами и соответствующей лицензией.
PC Week: Как много у нас в России таких потенциальных заказчиков услуг аутсорсинга?
О. К.: У этого рынка огромный потенциал. Все крупные предприятия, как правило, имеют сложные сети, иногда охватывающие всю страну. Им приходится решать вопросы интеграции отдельных инфраструктур, консолидации данных. Поэтому можно сказать, что практически все крупные российские компании - наши потенциальные заказчики.
Мы нередко выступаем в качестве консультантов, помогаем нашим заказчикам сформулировать цели и определить наиболее оптимальные инструменты для их достижения. Можно сказать, что мы являемся одним из "двигателей" рынка ИТ-аутсорсинга. Думаю, что в скором времени мы сможем сообщить вам о наших новых контрактах в этой области.
PC Week: С вашей точки зрения, этот сегмент рынка развивается в России по тому же сценарию, что и в других странах, или здесь есть свои особенности?
О. К.: Я бы сказал, что во многом российский рынок схож с рынками других стран, хотя имеются и принципиальные отличия. Так, согласно результатам опросов, приоритетными факторами при выборе поставщика услуг ИТ-аутсорсинга для российских заказчиков являются: наличие успешных реализованных проектов, квалифицированных специалистов и только потом - стоимость услуг. Однако те же заказчики в качестве факторов, препятствующих использованию услуг ИТ-аутсорсинга, назвали необходимость предоставления контроля над ИТ-инфраструктурой и доступа к данным сторонней компании.
Таким образом, российские заказчики уже понимают важность и необходимость услуг ИТ-аутсорсинга, но имеют определенный психологический барьер. Россия - очень быстро развивающаяся страна, a российский ИТ-рынок - один из самых динамичных в мире, и я уверен, что в самое ближайшее время этот барьер будет преодолен
PC Week: HP занимает очень сильные позиции в России на серверном рынке, а в поставках Itanium-серверов за первые три квартала прошлого года доля компании, по данным IDC, составила немыслимую цифру - 97%. Как вы можете прокомментировать этот результат?
О. К.: Серверы на базе Itanium - одно из фокусных направлений для нашей компании. Эту технологию мы разрабатывали совместно с нашим глобальным партнером - компанией Intel, поэтому лучше других понимаем ее и лучше подготовлены для продвижения решений на ее основе. Например, НР является единственной компанией, предлагающей собственную коммерческую версию UNIX для этой архитектуры.
Россия уникальна тем, что люди здесь гораздо более открыты ко всему новому, они меньше сомневаются, стоит ли это новое использовать или нет, поэтому решения на платформе Itanium стали востребованными на российском рынке. За первые три квартала прошлого года мы продали 362 системы Itanium. Значительный вклад в эту цифру внесли поставки для объединенного суперкомпьютерного центра Российской академии наук.
PC Week: К числу фокусных для HP направлений Марк Херд отнес также создание ПО для управления ИТ-инфраструктурой. НР покупает другие компании и расширяет портфель программных продуктов. Не планируете ли вы привлечь российских программистов к этим разработкам?
О. К.: В этой сфере мы уже давно сотрудничаем со многими партнерами, такими, как РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, Центр управления полетами и др. Мы приглашаем наших партнеров, например, к созданию прикладных систем для ряда глобальных телекоммуникационных компаний. Размещением заказов занимается московский Центр программных решений НР. Наша компания берет на себя ответственность за разработку программной архитектуры, контроль качества ПО, его сертификацию. Привлекая партнеров по всему миру, мы выступаем гарантом перед нашими заказчиками. Мы выигрываем и от внутренней конкуренции в HP, соревнуясь за контракты с коллегами из Индии, Испании и других стран.
Я особо хочу подчеркнуть, что, сотрудничая таким образом с научными учреждениями, мы не пытаемся переманивать к себе на работу их специалистов. Для НР, как инновационной компании, которая имеет собственные лаборатории по разработке новых технологий, продуктов и решений, очень важно принимать самое активное участие в развитии научного потенциала России. Привлекая к реализации проектов научные учреждения, мы, во-первых, позволяем им получать инвестиции, во-вторых, происходит обмен опытом между специалистами НР и российскими учеными, что является залогом прогресса. Этой цели служит наша программа по взаимодействию с учебными и научными организациями University Relations, которая стартовала в сентябре 2005 г.
PC Week: В прошлом году HP проявила серьезный интерес к предприятиям малого и среднего бизнеса. Сюда же устремились крупные российские производители. Какой стратегии вы придерживаетесь в этом сегменте и где видите свое место?
О. К.: Сегмент СМБ очень важен для HP. Это огромный мировой рынок, и у нас есть много решений, которые мы можем предложить малым и средним компаниям: сетевое оборудование, серверы, принтеры, персональные системы и т. д. Мы представляем собой нечто вроде большого супермаркета, в котором малый и средний бизнес может купить любые решения, в которых он нуждается.
Специально для предприятий СМБ мы разработали концепцию Smart Office, которая включает в себя самые актуальные решения для малых и средних предприятий. К сожалению, наше присутствие на рынке СМБ пока невелико, но я уверен, что Smart Office, а также наша общая программа расширения бизнеса позволят нам стать его лидером.
Что касается конкуренции в этом сегменте, в том числе и с российскими компаниями, то хочу отметить, что предлагаемые нами решения для малого и среднего бизнеса (в частности, серверные продукты) не только конкурентоспособны по цене, но порою оказываются более предпочтительными, поскольку при схожей цене имеют технологическое превосходство.
Кроме того, на всех наших региональных мероприятиях мы проводим качественные исследования, чтобы понять мотивацию заказчиков при принятии решений о закупке оборудования или услуг. И эти опросы показывают, что фактор цены - далеко не самый важный. Сегодня предприятия СМБ обращают внимание в первую очередь на надежность оборудования, сервисы, которые предлагаются для его обслуживания, совместимость с приложениями, с которыми они привыкли работать. Последние исследования IDC подтверждают, что доля локальных сборщиков падает, а зарубежных вендоров растет, и это уже определенная тенденция, заслуживающая внимания.
Особое внимание мы уделяем микропредприятиям с численностью сотрудников до 10 человек. Наш опыт показывает, что большинство предприятий просто не знают о тех возможностях, которые дают информационные технологии для развития бизнеса. Совместно с нашими партнерами мы открыли три образовательных центра (в Самаре, Санкт-Петербурге, Москве) поддержки малого предпринимательства, в которых руководители малых фирм и их сотрудники узнают о самых современных ИТ-технологиях и возможностях их использования в производстве и управлении предприятием.
PC Week: Мы обратили внимание, что на вашем сайте в разделе для малого бизнеса среди примеров удачных решений нет ни одного, взятого из российского опыта. С чем это связано? Вы находитесь здесь в начале пути или просто руки не дошли?
О. К.: Вспомните - кто мог говорить всерьез о малом и среднем бизнесе в России пару лет назад? А теперь все стремительно меняется. Мы считаем, что должны развивать этот рынок, и потому стремимся поделиться своим практическим опытом. А он базируется на наших проектах за рубежом. Со временем, по мере роста местного рынка, мы сможем рассказать и об историях успеха с российскими компаниями.
PC Week: Спасибо за беседу.