ИНТЕРВЬЮ

Немецкая Software AG (www.softwareag.ru) завоевала репутацию одной из самых "закрытых" софтверных компаний на мировом ИТ-рынке. Наивысший пик популярности ее основных продуктов - СУБД Adabas и среды разработки Natural - пришелся на 70-е годы прошлого столетия, и с тех пор информация о деятельности компании и ее новейших разработках крайне редко становилась достоянием компьютерной общественности. Между тем Software AG продолжала активно работать и создавать новые продукты (см. PC Week/RE, N 10/2006, с. 10) и теперь стремится уделять больше внимания их продвижению на рынке, становясь более открытой для пользователей и более восприимчивой к их запросам. О том, какой стратегии сегодня придерживается компания, как позиционирует свои продукты, вице-президент по исследованиям и разработке Хайнц-Отто Лен и директор российского представительства Software AG Игорь Федоров рассказали в беседе с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой.

PC Week: СУБД Adabas хорошо известна нашим ИТ-специалистам "старшего поколения" еще по советским временам 15-20-летней давности. А кто является вашими пользователями сегодня? Какие отрасли они представляют? Какие версии ваших продуктов используют?    

Игорь Федоров

Игорь Федоров: Я бы разделил всех российских пользователей продуктов Software AG на три группы: организации государственного сектора, промышленность и академические институты. К первой относятся такие госструктуры, как Министерство обороны РФ, Федеральная служба государственной статистики, Рособоронэкспорт, Газпром, Министерство транспорта РФ, Российские железные дороги и др. На базе наших продуктов работают Единый государственный реестр предприятий и организаций (ЕГРПО), позволяющий бороться с фирмами-однодневками, и система регистрации автотранспорта, используемая, в частности, для розыска украденных машин.

Индустриальный сектор представлен предприятиями, которые в течение последних лет находились в очень тяжелом положении. Однако в связи с подъемом производства в стране, а также с подписанием контрактов с Китаем, Алжиром и Индией они занялись своим перевооружением и в числе прочего начали модернизировать свои ИТ-платформы. В основном это предприятия тяжелого машиностроения с числом работающих от 5 до 70 тыс. человек. Среди них следует выделить такие заводы, как ГАЗ, Подольский машиностроительный, Волжский трубный, Тульский оружейный, мурманский "Севморпуть", мытищинский "Метровагонмаш", Заволжский моторный, ульяновский "Авиастар" и др., а также российскую самолетостроительную корпорацию "МиГ".

В академическом секторе следует особо отметить два вуза: Госуниверситет путей сообщения (МИИТ) и Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (ЧГУ). Там в программу обучения студентов включены технологии для мэйнфреймов - Adabas и Natural. Студенты всегда хотят работать с самыми современными технологиями, поэтому для них очень важны новые возможности ПО Software AG, в частности интеграция с Eclipse. Это, с одной стороны, дает им ощущение, что они находятся на самом переднем крае ИТ, а с другой - позволяет работать со старыми проверенными технологиями.

Следует отметить, что большинство наших российских пользователей работает со старыми системами, например с Adabas 4. Свою задачу здесь мы видим в том, чтобы помочь им перенести свои унаследованные технологии на современную платформу. И решать такие задачи мы умеем хорошо.

Одной из важнейших является проблема лицензирования старых пользователей. Сегодня у Software AG в России около 100 легальных пользователей. Однако, по моим данным, число нелегальных в несколько раз превышает эту величину. Именно поэтому проблема легализации безумно остра и тяжела для нас, и мы пытаемся решать ее индивидуально в каждом конкретном случае. Примечательно, что очень часто ИТ-директора предприятий не понимают своей зависимости от технологий Software AG. Они наивно полагают, что в состоянии осуществить перенос на другую платформу за короткий промежуток времени, не принимая в расчет тех затрат, которые предприятия понесут от подобного перехода.

Я не буду скрывать, что многие наши заказчики, особенно в предыдущие годы, часто говорили о намерении уйти с Adabas и Natural. Но это не так-то просто сделать. Так, у нас есть заказчики в России, у которых приложения состоят из полумиллиона строк текста. Чтобы переписать это на другой язык, особенно на Cи и Java, потребуются годы, если не столетия, упорного труда. В то же время заказчики теперь имеют возможность оценить те средства миграции, которые предлагает Software AG для перехода на современную платформу с современной же архитектурой.

PC Week: Некоторое время назад Software AG выдвинула примерно такой лозунг: "Мы работаем не только на мэйнфреймах!". Какова сейчас стратегия развития компании? Как вы можете охарактеризовать ваше продвижение в направлении, не связанном с мэйнфреймами?         

Хайнц-Отто Лен

Хайнц-Отто Лен: Два-три года назад мы поняли, что мэйнфреймы никогда не отомрут, с ними связано очень много новых возможностей. Поэтому мы старались найти такие решения, которые бы позволили нашим пользователям сохранить свои инвестиции и перенести действующие бизнес-системы на современную платформу. Помимо этого у нас существует направление crossvision, сфокусированное на открытых стандартах. В него мы вкладываем 50% нашего ИТ-бюджета. Нам представляется, что оба этих направления совершенно не изолированы друг от друга: Adabas и Natural подходят не только для мэйнфреймов, но и для открытых систем, благодаря чему мы охватываем все необходимые платформы, и это одна из сильных сторон продуктов Software AG.

И. Ф.: Наши продукты работают на всех платформах. И в этом отношении мы в значительной мере выполнили свои обещания, которые дали компьютерному сообществу. Другая сторона вопроса - интересен ли для нас средний и малый бизнес? Да, безусловно интересен, но при этом мы одновременно говорим, что невозможно заниматься всем сразу. Имея в своем багаже очень крупных заказчиков, мы, к сожалению, не всегда располагаем возможностью быстро двигаться в сторону малого и среднего бизнеса. Но такое желание у нас есть. И мы делаем это, в частности проявляем большую активность в области Linux.

PC Week: Как вы позиционируете ваш инструмент разработки Na-tural - как предназначенный только для Adabas или как некое универсальное средство? Будет ли он конкурировать с аналогичными продуктами других поставщиков, таких, как Microsoft и IBM?

Х-О. Л.: Прежде всего Natural реализуется не только для Adabas - мы поставляем его как независимый продукт. Но если говорить о конкуренции, то мы и, например, Microsoft существуем в параллельных мирах. Мы хотим сделать Natural более привлекательным для сообщества с открытым кодом, поэтому наша стратегия в данной области заключается в том, чтобы подстроить Natural под запросы Java-разработчиков. Кстати, еще до появления Java у нас была своя концепция виртуальной машины.

Я работаю в Software AG уже 21 год и сегодня вижу, что сообщество с открытым кодом сталкивается с теми же проблемами (обеспечение безопасности, быстродействия, масштабируемости и т. д.), что были на заре создания систем для мэйнфреймов.

И. Ф.: Когда Java уже стартовала и международные комитеты обсуждали различные варианты ее реализации, Natural тоже рассматривался как один из прототипов для реализации многоплатформенной среды. К сожалению, наша концепция тогда не победила.

Я хотел бы обратить внимание на две главные особенности языка Natural. Во-первых, он существует на рынке уже несколько десятков лет и при этом сохраняет глубокую преемственность (благодаря этому наши пользователи легко переходят с одной версии на другую). При этом Natural содержит все те современные надстройки, которые сегодня необходимы пользователю: это интеграция с архитектурой SOA и открытые средства разработки, встроенные в среду Eclipse. Во-вторых, Natural заставляет программиста концентрироваться на бизнес-логике приложения. К сожалению, многие современные визуальные средства программирования делают больший акцент на графическую среду. И очень часто молодые специалисты, приходя на предприятие для выполнения каких-либо задач, думают, что рисование экранных форм - как раз и есть разработка приложения масштаба предприятия. Но это далеко не так.

Сегодня у нас в России есть много успешных примеров, когда заказчики работают с Natural, в частности с Natural для IBM DB/2, но не работают с Adabas. Более того, у Software AG есть такие заказчики (но не в России), которые работают с Natural на платформе Oracle. Это большие страховые системы. Поэтому можно сказать, что Natural не привязан жестко к Adabas. И, наверное, это вопрос маркетинга - запускать его в самостоятельную жизнь или нет. На мой взгляд, в данном направлении уже сделан необратимый шаг - это интеграция Natural в платформу Eclipse.

PC Week: Раз уж мы заговорили об Eclipse... каков у вас уровень поддержки Microsoft Visual Studio?

Х-О. Л.: Мы параллельно поддерживаем Eclipse и Microsoft Visual Studio. У нас есть версия Natural, которая работает на платформе Windows, а теперь еще введена поддержка Eclipse. Таким образом, мы предоставляем пользователям возможность самостоятельно выбирать среду разработки. Наш подход заключается в том, чтобы не фокусироваться на одном провайдере или одной платформе. Более того, поскольку клиенты работают с различными технологиями, очень часто они просто вынуждают нас включать их поддержку в наши продукты.

И. Ф.: Еще в прошлом году мы выпустили продукт Single Point of Development. Это современная графическая среда разработки, которая позволяет использовать рабочую станцию Windows со всеми графическими средствами Windows для разработки многоплатформенных приложений. Причем, с моей точки зрения, Software AG приняла здесь очень правильное решение - не создавать графическую среду разработки. На рынке есть два лидера - Microsoft Visual Studio и Eclipse. И наши средства должны быть встроены в эти продукты.

PC Week: С тех пор как вы объявили курс на создание SOA-решений нового поколения, прошло меньше года. Не кажется ли вам, что вы довольно сильно запоздали? Аббревиатура "SOA" имела определенный маркетинговый эффект пару лет назад, однако сегодня у заказчиков, похоже, появляется что-то вроде аллергии на нее, так как многие видят в этом лишь очередное манипулирование новыми терминами.

Х-О. Л.: Я считаю, что нет. Во-первых, сервисно-ориентированная архитектура - это больше, чем технология. Во-вторых, она основана на Web-сервисах. Наша основная цель заключается не в создании новых технологий, а в удовлетворении бизнес-потребностей. С этой точки зрения SOA представляет собой решение, дающее возможность гибко реагировать на потребности пользователя. И у нас есть средства, с помощью которых можно наилучшим образом реализовать такой подход. Современные технологии позволяют привести информационные процессы в соответствие с бизнес-процессами. Поэтому сегодня задача заключается в том, чтобы свести в единое целое ИТ-инфраструктуру и бизнес-процессы. Причем первичными должны быть бизнес-процессы, а технологии должны обладать достаточной гибкостью, чтобы реализовать их. И именно в этом заключается сила продуктов Software AG.

И. Ф.: Многие говорят, что Adabas и Na-tural устарели потому, что работают на старых версиях продуктов, которые создавались в те времена, когда не существовало современных интернет-технологий. Однако те пользователи, что уже перешли на новые современные версии продуктов, рапортуют не только о существенном расширении функциональности и интероперабельности, но и о резком увеличении производительности, быстродействии и надежности. Можно сказать так: чем современнее программно-технический комплекс у заказчика, тем большую выгоду такой заказчик получает от использования новейших возможностей текущих версий продуктов.

    

PC Week/RE: Спасибо за беседу.