АНАЛИТИКА

Рынок российского широкополосного доступа переживает экстенсивный рост. По степени и направлению своего развития он в чем-то повторяет процессы, происходившие на рынке сотовой связи: рост идет из центра в регионы, а Москва пока забирает половину всех подключений. Есть, кстати, и крупные региональные игроки, поэтому к концу 2006 г. на столицу будет приходиться только треть новых пользователей, а дальше и еще меньше. Постепенно в нашей стране формируется развитой рынок доступа к ресурсам сети Интернет.

Постепенный рост

На конец 2005 г. в России около 5,5 млн. человек были подключены к ресурсам Интернета по широкополосным каналам связи. Для сравнения можно отметить, что это 53% всей российской недельной интернет-аудитории (10,8 млн. человек). Их ARPU (средний доход оператора на одного клиента в месяц) находится в пределах 20-25 долл., причем для всех без исключения провайдеров (тем более столичных) существует серьезная проблема - им сложно стимулировать пользователей, особенно домашних, на то, чтобы они тратили больше указанных сумм.

Причина парадоксальна: основной массе пользователей хватает этого объема трафика и больше они потреблять просто не готовы. Если у них помегабайтный тариф, то они выкачивают за месяц 1-2 Гб, в основном это почта, общение в чатах, интернет-серфинг и онлайн-трансляции телеканалов или радио. Если тариф безлимитный (его средняя скорость составляет 250-512 кбит/с), то размер потребления в несколько раз больше - примерно 4-5 Гб. “Добавка” происходит за счет активного выкачивания ПО и новых фильмов (их нет в бесплатных локальных ресурсах сети), музыки (часто и с платных, но иностранных серверов), а также работы с сетевыми играми.

Для 42% от этих 5,5 млн. пользователей основным местом доступа в Интернет является дом, остальные работают в офисах. К сожалению, сложно точно выделить группу “надомников” (персонал, работающий по контрактам дома, - программисты, журналисты, фрилансеры и т. д.), а также мобильных пользователей с ноутбуками, которые предпочитают Wi-Fi.

При этом количество пользователей широкополосного доступа за год увеличилось на 47%, и на 4/5 этот рост был обеспечен домашними подключениями - на конец 2005 г. широкополосное подключение было у 1335 тыс. российских домохозяйств (в 2004-м - у 570 тыс.). Кстати, в 2004 г. дом был основным местом доступа в Интернет только для 25% пользователей широкополосного доступа.

Надо отметить, что доля широкополосного доступа составляет более 80% для доступа из офиса и пока что только 33% для домашнего доступа - все-таки дома еще лидирует модемное соединение по ТфОП, которое медленно, но верно сдает свои позиции, и, видимо, процесс сей уже необратим. В то же время телефонные каналы для доступа используются в незначительном количестве офисов, обычно это небольшие туристические компании, продуктовые магазины и мини-маркеты по продаже бытовых товаров с несколькими рабочими местами (здесь, как правило, требуется доступ к АСУ) и т. д.

Рис.1. Широкополосный доступ в России

Однако ситуация в Москве, как отмечает Константин Анкилов, консультант из аналитического агентства iKS-Consulting, меняется стремительно, конкуренция на столичном рынке усиливается, и к концу 2006 г. в большинстве многоквартирных домов будет по два оператора выделенного доступа, в том числе ADSL-доступа, что говорит о весьма жестком уровне конкуренции.

Объем рынка пока не очень большой, к примеру, по сравнению с сотовой или фиксированной связью, но имеет тенденцию к устойчивому росту. По словам руководителя аналитического направления агентства J’son & Partners Бориса Овчинникова, за 2005 г. объем всего рынка широкополосного доступа вырос примерно в два раза по сравнению с 2004-м и составил 210 млн. долл., из которых 130 млн. пришлось на Москву.

В 2006 г. эти цифры вплотную приблизятся к 350 млн. долл., но доля столицы упадет - здесь будет освоено “всего” 180 млн. долл. Пока что даже в Москве широкополосный доступ присутствует только в 18% квартир, но проникновение растет как за счет переключения на выделенный доступ бывших пользователей модемных соединений, так и за счет роста количества семей с домашним компьютером.

За 2006 г. в Москве должно прибавиться 300 тыс. домашних широкополосных подключений, а в масштабах страны рост превысит 1 млн. По темпам роста количества широкополосных подключений Россия находится на третьем месте в мире после Турции и Польши среди крупных (более 1 млн. подключений) национальных рынков.

Особенности регионального развития

Учитывая тот факт, что рынок широкополосного доступа относительно молод, его развитие идет крайне неравномерно. По оценкам J’son & Partners, географически основной рост сконцентрирован в регионах - если в Москве и области, а также в Петербурге количество подключений за год увеличилось примерно на 75%, то в регионах рынок вырос более чем в 2,5 раза, в том числе количество домашних подключений - в 3,2 раза.

Однако странная особенность: в подавляющем большинстве российских регионов нет безлимитных тарифных предложений, только оплата по объемам трафика. Такое положение связано с переходом на новый уровень массового потребления услуги и является следствием сложившейся в регионах дуополии - каналы дальней связи принадлежат двум крупным игрокам, которые не всегда заинтересованы в снижении цен на трафик. Речь идет о компаниях “ТрансТелеКом” и “РТКом” - местные игроки мало что могут им противопоставить. Но, как отмечает Константин Анкилов, “в последнее время в отдельных регионах Поволжского федерального округа ситуация может начать выправляться - там активно действует “Голден Телеком”, который запустил только первый участок магистрали, что поможет сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки”.

Таким образом, компании, которые хотят организовывать бизнес в регионах, должны иметь весьма нежные отношения с владельцами магистральных каналов. По информации Бориса Овчинникова, среди них - межрегиональные компании “Связьинвеста”, в первую очередь ЮТК, “Дальсвязь” и “Волгателеком” (каждая работает в своей группе регионов), а также “ЭР-Телеком”, специалисты которой строят гибридные сети (кабельное телевидение и Интернет) в Перми, Самаре и ряде других регионов.

Другие крупные игроки - это “Веб-Плас” в Санкт-Петербурге и региональные альтернативные провайдеры, такие, как ЦТС в Ростове-на-Дону, “Дейтаком” в Великом Новгороде, “Деловая сеть” в Уфе, “Кабнет” в Екатеринбурге, “Марк-ИТТ” в Ижевске, “Коминтел” в Ханты-Мансийском автономном округе; у каждой из этих компаний не менее 7 тыс. пользователей. В масштабах регионов это много, но для столицы - средний уровень.

В регионах по количеству домашних широкополосных подключений лидируют Новосибирская, Ростовская, Свердловская и Челябинская области, Красноярский и Приморский края и Башкортостан. В то же время по доле широкополосных подключений (от всех домохозяйств, имеющих доступ в Интернет) в лидерах такие относительно небольшие регионы, как Новгородская и Магаданская области и Удмуртия, что понятно: населения там немного, поэтому процент проникновения заоблачный.

При этом альтернативные каналы доступа (речь идет о спутниковом Интернете и WiMAX) пока не очень развиты. Сначала о спутниковом доступе. Как отмечают аналитики, он дорог и не очень-то распространен, слишком большое “время отклика” делает его ограниченно пригодным, а атмосферные помехи (к примеру, повышенная ионизация атмосферы, особенно на севере страны) приводят к тому, что перебои с предоставлением связи становятся регулярным и весьма неприятным явлением.

Что касается WiMAX, то тут другая история. Дело в том, что этот рынок совсем молод - ему нет еще и года, да и стандарты на WiMAX окончательно не утверждены; здесь, как и в сотовой связи, есть проблемы с наличием или расчисткой частот для реализации проектов в регионах. Однако, по данным iKS-Consulting, более сотни компаний готовят проекты с использованием этой технологии, правда, большинство не дошло даже до “пилотных проектов”, но планы и сильное желание есть.

Полтора десятка компаний имеют амбиции для создания проектов федерального уровня, но надо сказать, что их желания не всегда совпадают с возможностями, в том числе и финансовыми. Из крупных, уже состоявшихся игроков можно отметить компанию “Инфорта” (Новосибирск, Рязань и еще ряд регионов), а также “СтартТелеком” (Москва, Московская область и Поволжье). Но их клиенты - сплошь и рядом корпоративные пользователи. Связано это с высокой стоимостью оконечного оборудования (порядка 1,2 тыс. долл.) и тарифными планами (ТП), выгодными только при загрузке канала большими объемами трафика.

Надо отметить, что в 2006 г. окончательно утвердится роль регионов как основного источника новых подключений к “быстрому Интернету”, при этом сохранится примерный паритет между ADSL и Ethernet по количеству новых подключений. Но, к сожалению, как это всегда бывает, движение рынка в сторону регионов и менее обеспеченных пользователей приведет к дальнейшему снижению ARPU (примерно на 20% за год), что пока будет с лихвой компенсироваться ростом абонентской базы.

Россия - уникальная для мирового рынка широкополосного доступа страна, где лидирующей технологией является не ADSL (как в большинстве других стран) и не сети кабельного ТВ (как в Северной Америке), а кабельные Ethernet-сети. На конец 2005 г. на долю Ethernet-провайдеров приходилось 62% домашних широкополосных подключений против 32% у ADSL и 6% - у сетей кабельного ТВ. По количеству широкополосных не-ADSL-подключений наша страна находится на восьмом месте в мире.

Столичная география

Из 1335 тыс. домашних широкополосных подключений в 2005 г. 680 тыс. (51%) приходилось на Москву. Второй по количеству подключений региональный рынок - подмосковный, его доля составляет около 10% от общего количества домашних широкополосных подключений, а доля Петербурга - менее 5%. Выбор для абонента в столице богатый. Дело в том, что информационная составляющая современного бизнеса растет год от года, а ее стоимость падает.

И больше всего это понимают в столичном регионе, где к тому же велика концентрация деловой активности. Из-за этого большое количество компаний осваивают территорию города, магистральных каналов - море, и взять их в недорогую аренду гораздо быстрее и дешевле, чем строить свою опорную сеть. Первой пятеркой лидеров являются “МТУ-Интел”, “Комкор-ТВ”, “Центел”, “Корбина Телеком” и “Корвет-Телеком”.

О роли проекта “Стрим” от “МТУ-Интел” уже сказано достаточно много, и повторять это не имеет смысла, стоит только отметить, что именно с развитием этого сервиса напрямую связывают падение цен на широкополосный доступ в столице и введение большинством провайдеров безлимитных ТП, без этого они бы не выжили. Очень сильно продвинулась вперед “Корбина Телеком” - для сравнения можно вспомнить, что в конце 2004 г. эта компания даже не входила в ТОР-20 провайдеров, а по итогам года переместилась в первую пятерку. По количеству подключений “Корбина”, по версии J’son & Partners, вышла на второе место, пропустив вперед только “МТУ-Интел”.

Рис. 2. Доля широкополосного доступа в офисном и домашнем сегментах

Однако рынок еще далеко не консолидирован - на долю первой пятерки компаний приходится всего 53% рынка, сам рынок сильно фрагментирован, поскольку остальные 47% делят между собой порядка четырехсот компаний-провайдеров разной степени величины. Среди них выделяется “ближний круг” из сотни компаний с 1000 абонентов и больше, остальные имеют от 100 до 900 абонентов и зачастую работают на грани закона без кассовых чеков и аттестованных узлов связи.

Такие компании создаются группой энтузиастов с минимальными инвестициями специально для продажи крупному игроку - при подобном исходе они быстро меняют хамоватый персонал, становясь частью большой и легальной структуры. Пока на столичном рынке не наблюдается альянсов или специальных поглощений конкурентов в промышленных масштабах. Известен только один подобный проект - сеть Net By Net, но она имеет возраст более полутора лет и низкий рост абонентской базы - к сожалению, слияние не пошло компании на пользу.

Между тем весьма и весьма успешно развиваются компании, которые сделали ставки на экспансию в смежных районах (локальный бренд), либо крупные структуры типа “Центела” или уже упоминавшейся “Корбины”, строя стандартные сегменты сети по всему городу. Отдельно надо отметить крупного игрока, который работает в Московской области, - это “Инфолайн”, по размерам входящая в первую десятку компаний в целом по России. Ее операционная деятельность успешно развивается на севере и северо-западе московской лицензионной зоны - в сферу ее внимания попадают города-спутники и коттеджные поселки.

Главная проблема столичного рынка - отсутствие интересных потребителям сервисов, которые бы не только стимулировали рост абонентской базы более высокими темпами, но и помогали бы пользователям быстрее расставаться с деньгами. К примеру, актуальное предложение по трансляции интернет-трафика и телеканалов через “один кабель” имеет весьма ограниченный успех как у “МТУ-Интел”, так и у “Корбины”. Дело в том, что для полноценной работы этого сервиса необходима, помимо специальной приставки к телевизору стоимостью порядка 140-200 долл., еще и культура просмотра платного телевидения.

Москвичи к этому пока не готовы - прием обычного телевидения на территории города стабильный, коллективная антенна стоит порядка 5 долл. в месяц, а спутниковые каналы не так востребованы из-за большого количества других развлечений и насыщенной культурной жизни мегаполиса. Правда, в последнее время “МТУ-Интел” предлагает своим абонентам приставки к телевизорам в рассрочку и по невысокой цене “входного билета”, а “Корбина” тестирует услуги трансляции телеканалов непосредственно на компьютере, но говорить о значимых перспективах этого сегмента было бы преждевременно.

Востребованными могут быть скорее видеоконференции для корпоративных клиентов - но это совсем другие деньги и жестокие требования к качеству сигнала и минимальной полосе пропускания. А всевозможные платные архивы видеофильмов не имеют никаких шансов на фоне внутрисетевых хабов и программ типа DC++, с помощью которых пользователи скачивают эти данные с компьютеров других абонентов напрямую. Локальный же трафик (то есть бесплатный для пользователя) идет и на игровые серверы: в каждой сети даже небольшого провайдера есть минимальный набор из серверов для Warcraft, Quake, Counter- Strike и им подобных.

С автором статьи можно связаться по адресу: mb@viem.ru.