ИТ И ГОСУДАРСТВО
Что общего у крупных проектов по созданию информационных систем Федерального казначейства РФ, МВД, Государственного таможенного комитета, Центризбиркома и Федеральной миграционной службы? Ну хотя бы то, что все они осуществляются в государственных органах и, как выяснилось в ходе прошедшего в середине апреля "Правительственного форума Oracle", базируются на продуктах корпорации Oracle (www.oracle.com/ru). Впрочем, есть еще одно обстоятельство, заставляющее рассматривать все эти проекты под общим углом. Любому из них грозят немалые неприятности в случае принятия поправок к обсуждающемуся в настоящее время закону "Об информации, информационных технологиях и защите информации", предложенных в конце марта группой депутатов Госдумы во главе с членом Комитета по безопасности Геннадием Гудковым. Смысл поправок заключается в том, чтобы в стратегических отраслях и на особо опасных (важных) объектах Российской Федерации не допускалось применение зарубежных программно-технических средств, а использовались компьютерные системы с отечественным программным обеспечением (если равноценная замена для того или иного продукта действительно существует).
Мэл Праудфут: “Одна из
ключевых задач при реализации
проектов в государственных
учреждениях - наведение порядка
в идентификационных
данных пользователей”
Эта странная инициатива, по сути, возвращает нас в эпоху действия запретов комитета CoCom. Только сегодня ограничивать применение в нашей стране самых современных технологий будут не западные государства, а мы сами. У предлагаемого "законодательного дышла" так много степеней свободы, что при желании под его статьи можно подвести любое ведомство и любой программный продукт. Кто не согласится с тем, что РАО ЕЭС контролирует стратегическую отрасль, а в ведении Росатома находятся опасные и важные для страны объекты (предполагается, что перечень таких отраслей и объектов будет составлен правительством РФ)? Да и претенденты на роль национальной операционной системы или СУБД сразу же найдутся. Не хотелось бы здесь входить в детальный разбор данной инициативы, тем более что она явным образом на конференции не обсуждалась, но, слушая каждый доклад, я невольно задумывался, а каковы были бы последствия подобного решения для ИС соответствующих ведомств?
Ведь, к примеру, информационные системы Федеральной таможенной службы (ФТС) и МВД России, в которых сегодня широко используются СУБД и серверы приложений Oracle, начали создаваться еще в начале 1990-х. А их совершенствование и модернизация осуществляются и поныне. Как рассказал начальник центра информационных технологий ГИАЦ МВД РФ Александр Романов, в настоящее время строится централизованная БД автотранспорта, проходящего пункты контроля, на которых установлены средства автоматического распознавания объектов, создается система мобильных комплексов доступа к источникам текстовой и графической (фото, видео, дактилоскопия) информации. Проект модернизации информационной системы ФТС, призванный, в частности, обеспечить ее взаимодействие с ИС других ведомств, осуществляется, как пояснил первый заместитель директора ГНИВЦ ФТС Александр Хотько, с финансовым участием Всемирного банка.
Эта же организация кредитует мегапроект в Федеральном казначействе РФ, стартовавший в начале нынешнего года и базирующийся на пакете Oracle E-Business Suite. За всю историю европейского отделения Oracle проектов такого масштаба здесь еще не было. О значении, придаваемом ему в корпорации, свидетельствует и только что объявленное назначение директора данного проекта со стороны подрядчика Вильяма Бейли на пост вице-президента Oracle. По словам заместителя руководителя Федерального казначейства Алексея Попова, модернизацию системы управления этого ведомства планируется завершить в 2010 г., после чего специалисты корпорации будут осуществлять ее гарантийное и постгарантийное обслуживание. Можно ли будет пересмотреть условия подобных проектов, утвержденные по результатам открытых тендеров?
Алексей Попов: “У новой
информационной системы
Федерального казначейства
будет более 300 тыс. пользователей”
Первый заместитель директора НИИ "Восход" Николай Мухин, рассказывая о проектах федерального масштаба по построению ГАС "Выборы" и "Правосудие", как бы вскользь отметил, что применение в них отечественных СУБД сопряжено с высокими рисками. На самом деле, в госучреждениях давно уже находят применение не только СУБД, но и другие технологии и бизнес-приложения Oracle. Корпорация, получающая во всем мире 20% доходов именно в госсекторе, предлагает госзакачикам из стран СНГ сотрудничество по пяти направлениям: построение систем управления государственными ресурсами на основе бизнес-приложений Oracle E-Business Suite (глава "Форса" Алексей Голосов предложил даже использовать вместо ERP аббревиатуру GRP, заменив в ней Enterprise на Government); интеграция неоднородной ИТ-инфраструктуры в общую информационную среду с помощью связующего ПО Oracle Fusion Middleware; предоставление единой программной платформы для территориально распределенных ИС; сервис и обучение на уровне, соответствующем общепринятым мировым стандартам государственного управления, и обеспечение безопасности информационных ресурсов правительственных учреждений.
Последнее направление, собственно, и призвано решить проблему, которой озабочены авторы упомянутой выше поправки. Ему была посвящена работа отдельной секции форума; на двух других обсуждались вопросы построения ИС для федеральных и региональных органов власти. "Более чем двадцатипятилетний опыт реализации проектов в государственных учреждениях и создания систем безопасности в разных странах мира подсказывает мне, что одними из ключевых задач в этой области являются наведение порядка в идентификационных данных пользователей и организация адекватного аудита их доступа к критически важным информационным ресурсам", - отметил в своем выступлении вице-президент Oracle по работе с государственными учреждениями Мэл Праудфут. Корпорация предлагает для решения указанных задач набор средств Oracle Identity and Access Management Suitе (IAM).
Для обеспечения "неотвратимости" исполнения административных регламентов и контроля качества работы чиновников подобные регламенты должны стать электронными |
Кроме того, г-н Праудфут обратил внимание на все возрастающую роль архитектуры SOA, особенно в государственных ИС, нередко объединяющих ведомственные информационные ресурсы и прикладные системы разных вендоров. В архитектуре, где любой компонент доступен через общую программную шину, в защите нуждаются как Web-сервисы, так и вся поддерживающая их ИТ-инфраструктура. Ряд инструментов такого рода предлагает и Oracle. Среди них, например, базирующееся на IAM средство аудита доступа Audit Vault, позволяющее любому гражданину узнать, кто и когда получал сведения о нем из государственных ИС (в ряде стран такое требование прописано в законодательстве).
С ним согласен и Андрей Новиков, генеральный директор фирмы РНТ, осуществившей сертификацию 11 экземпляров пакета Oracle E-Business Suite 11i для платформы Windows 2000 по классу 1Г и ведущей аналогичные работы по ряду других продуктов Oracle. По его мнению, хотя любой продукт и можно сертифицировать, далеко не всегда это приносит реальную пользу, поскольку иногда он использует механизмы безопасности других приложений и ОС. Более рационально было бы сертифицировать отдельные механизмы, реально использующиеся в той или иной государственной ИС. Следует также отметить, что подобная сертификация в большинстве случаев гарантирует адекватную защиту от несанкционированного доступа, но не отсутствие в программе недекларированных функциональных возможностей. И хотя заместитель начальника отдела РНТ Дмитрий Родионов сообщил о планируемых работах такого рода для СУБД Oracle Database 10g, не совсем понятно, как это можно сделать, не имея в руках исходных кодов.
Москва - наиболее активный регион в деле использования ИТ для управления городской инфраструктурой и информационной поддержки органов власти. Среди нескольких направлений этой деятельности начальник Управления информатизации Правительства Москвы Алексей Михайлов в своем докладе выделил два: реализацию взаимодействия с гражданами и юридическими лицами по принципу "одного окна" и обеспечение безопасности в городе. Из выдаваемых местными властями 300 документов около 200, как выяснилось после тщательного анализа, можно выдавать в режиме "одного окна". Совершенно очевидно, что, просто переложив на чиновников тот огромный объем операций, которые выполняются сегодня самими гражданами, решить задачу, не раздувая штатов, не удастся. Нужно автоматизировать эти процессы, а поскольку они охватывают разные ведомства, то и обеспечить интеграцию работающих в этих ведомствах прикладных систем.
Другая важная задача - формирование системы административных регламентов, четко определяющих, какие действия, кем и в какие сроки должны быть осуществлены.
В своем выступлении президент "Форса" Алексей Голосов обратил внимание на то, что регламентов в форме бумажных документов для решения этой и множества других аналогичных задач административной реформы будет недостаточно. Чтобы обеспечить "неотвратимость" исполнения регламентов и контролировать качество работы чиновников, подобные регламенты должны стать электронными. По мнению г-на Голосова, это означает не только автоматизацию соответствующих процедур, но также создание поддерживающих информационных ресурсов (например, электронных реестров документов) и контура оценки конечных результатов. Решать все указанные задачи можно средствами самых разных вендоров, но, как отметил докладчик, Oracle располагает полным их набором (Application Server, Oracle Workflow, BPEL Process Manager и Oracle Balanced Scorecards).
В числе наиболее крупных проектов на базе ПО Oracle, реализованных в последнее время, Единый кадастр объектов недвижимости России, Центры обработки данных Федеральной налоговой службы, ИС Счетной палаты РФ. Более 85% информационных ресурсов Москвы построено на технологиях корпорации. Выполнить столь масштабные проекты было бы невозможно без сильной партнерской сети. Сегодня с госсектором работают более 30 партнеров Oracle. В их числе "Форс", Kraftway, "Борлас", РДТЕХ, IBS, ГУП "Экономика", ИНЭК, ОТР, "Компьюлинк", РНТ, ФГУП "Восход", Крок и i-Teco.
Конференцию посетили более 300 представителей федеральных, московских и региональных правительственных организаций. И хотя последние были в явном меньшинстве (22%), в целом данное мероприятие вызвало очень большой интерес и лишний раз продемонстрировало емкость ИТ-рынка в секторе государственного управления. Тем не менее, учитывая упомянутую выше законодательную инициативу, я бы не хотел завершать эти заметки стандартной фразой об успехе последнего правительственного форума Oracle. Неужели последнего?