СЕРТИФИКАЦИИ
Время от времени происходят события, затрагивающие коренные интересы сотен (в России) и тысяч (в мире) интеграторских и дистрибьюторских компаний. Одно из таких событий - принятие новой партнерской программы Cisco Systems (www.cisco.com). Сначала она была объявлена и растолкована участникам V ежегодного всемирного саммита партнеров Cisco в Сан-Диего (США, шт. Калифорния), проходившего в марте этого года и собравшего свыше 2500 участников почти из всех государств мира*1. В нашей стране ее первый публичный анонс состоялся 13 апреля во время торжеств по случаю чествования лучших партнеров Cisco (по итогам 2005 г.), входящих в зону интересов московского представительства американской корпорации (Россия, Белоруссия, Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан).
_____
*1 В мире насчитывается свыше 300 серебряных партнеров Cisco Systems, более 500 золотых и свыше 2000 премьер-партнеров. Общее же число партнеров Cisco оценивается примерно в 30 000.
По словам заместителя главы представительства (по работе с партнерами) Cisco Systems в России и странах СНГ Георгия Мосолова, необходимость принятия новой партнерской программы обусловлена радикальными переменами, которые произошли в ИТ-мире за последние пять лет. В частности, изменилось само понятие сети. Если раньше под сетью понимали совокупность аппаратных и программных средств, предназначенных исключительно для передачи данных, то современные сети, пропускная способность которых неизмеримо возросла, служат также для передачи звука, неподвижных картинок и видеоизображений.
Кроме того, существенное развитие приобрели беспроводные сети и резко повысилась актуальность вопросов защиты информации. Трансформировались и заказчики (потребители технологий Cisco) - они стали более крупными, более капризными и более требовательными к комплексности предлагаемых решений (ведь мало кому из ИТ-специалистов хочется сознательно разводить на своем предприятии "зоопарк" программных и аппаратных средств). "Энергия наших партнеров должна уходить не на конкуренцию между собой, а на работу с клиентами", - говорит г-н Мосолов.
Георгий Мосолов (слева) вручает Дмитрию Комягину
награду “Партнер года” в номинации “Дистрибьютор года”
Новая партнерская программа одинакова по всему миру, носит глобальный характер и предусматривает те же четыре интеграторско-реселлерских статуса (см. www.cisco.com/go/certification), что были предусмотрены в прежней программе, действовавшей с 2001 г., но перечень специализаций, необходимых для их получения, хотя по названиям частично пересекается со старым, но вдвое короче (или пересекается, или принципиально иной) и является уже не однородным, как было ранее, а делится на три группы:
- стартовые экспресс-специализации, адресованные тем фирмам, которые стремятся стать премьер-партнерами;
- углубленные специализации, освоить которые предлагается претендентам на "серебро" и "золото";
- мастер-специализации.
Обладатели последних могут претендовать на звание мастер-партнера Cisco, т. е. партнера, достигшего высшей квалификации в овладении технологиями корпорации. Эта степень образует в статус-пространстве Cisco новую координату и придает данному пространству свойства трехмерности.
Новая партнерская программа, с одной стороны, подталкивает к "комплексному подходу", т. е. к изучению как можно более широкого спектра решений Cisco, а с другой - позволяет совершенствоваться (и получать соответствующие степени) во вполне конкретных технологиях. Ведь ни один специалист (да и ни одна компания) ныне не в состоянии быть глубоким профессионалом абсолютно во всех областях. Одним из следствий новой программы Cisco стало также изменение перечня сертификатов, которые могут получить сотрудники компаний, работающих с ее оборудованием.
Полная информация об учебном процессе и экзаменационных требованиях для сертификации специалистов Cisco опубликована на сайте: www.cisco.com/go/certifications. В московском офисе Cisco утверждают, что почти половину курсов теперь можно бесплатно пройти в режиме онлайн.
По мнению Георгия Мосолова, в нашей стране новая партнерская программа Cisco не только не отпугнет участников прежней программы, но и приведет к увеличению практически всех категорий партнеров и появлению в российском статус-пространстве Cisco новых точек.
Высокого мнения о ценности программы, объявленной в Сан-Диего, придерживаются и проверенные временем партнеры Cisco. Вот что говорит директор департамента технического маркетинга и поддержки продаж компании "Микротест" (эта компания - в минувшем году ее оборот по оборудованию Cisco Systems увеличился за год на 73% - является лауреатом награды "Партнер года" в номинации "Высокий уровень обслуживания клиентов") Константин Анисимов: "Ценность новой партнерской программы Cisco Systems состоит прежде всего в четкой дифференциации партнеров. Располагая сведениями о том, каким статусом и какими специализациями обладает тот или иной партнер, заказчик почти точно знает, какого уровня интеграции, технической поддержки и комплексности решений можно от него ожидать. К тому же соответствие всем требованиям программы четко контролируется независимыми аудиторскими компаниями".
Отдельная история с дистрибьюторами Cisco (в России их сейчас пять: Comptek, Marvel, OCS, RRC и Lantree). Среди них нет градации на золотых, серебряных и прочих, и для получения и поддержания своего статуса им нет необходимости добиваться тех или иных специализаций (достаточно лишь располагать мощными дилерскими сетями и обеспечивать определенные объемы продаж). Тем не менее многие из них также могут похвастаться наличием ряда специализаций. Так, компания OCS (по данным фирмы, в минувшем году ее оборот по оборудованию Cisco Systems увеличился почти на 50%), лауреат награды "Партнер года" в номинации "Дистрибьютор года", по словам ее вице-президента Дмитрия Комягина, имеет специализации IP Communications (IP-коммуникации), Storage (системы хранения и обработки данных), VPN Security (частные виртуальные сети и системы безопасности) и Wireless LAN (беспроводные сети).
Есть специализации и у "Марвела" - по IP-телефонии и VPN Security (частные виртуальные сети и системы безопасности). Как утверждает директор направления "Сетевое оборудование" департамента дистрибуции компьютерной техники "Марвела" Игорь Белик, в 2005 г. оборот данного направления по оборудованию Cisco вырос на 49%, а число реселлеров, закупающих это оборудование, составило 369 (из 53 городов).
Г-н Белик считает, что изменения партнерской программы Cisco являются не революцией, а скорее эволюцией. Он также отмечает, что когда на рынке будет более активная конкуренция между производителями, то не поставщики будут диктовать условия реселлерам, а скорее наоборот. Пока же реселлерам и интеграторам сложно быстро переключиться на иного поставщика оборудования. Поэтому они будут полагаться на "мудрость производителя" и следовать тем рекомендациям и условиям, которые им диктует поставщик. Вместе с тем Игорь Белик уверен, что очередное усиление активности вендора в общении с реселлерами неизбежно приводит к активизации работы последних и, как следствие, к увеличению продаж. Тем более что планы на этот год у Cisco очень агрессивные.
Партнерские статусы Cisco присваиваются сроком на один год. Затем их необходимо подтверждать. А так как присвоение партнерских статусов Cisco не приурочено к каким-либо событиям (например, концу финансового или календарного года), а производится по мере того, как истекает срок действия текущего звания, то некоторое время будут действовать как прежние статусы и специализации, так и новые.
В московском офисе Cisco отмечают, что новые специализации можно получать уже сегодня. В то же время до 28 февраля 2007 г. реселлеры и интеграторы могут ресертифицироваться в рамках прежней партнерской программы.