ИНТЕРВЬЮ
Саймон Фиппс о новой стратегии Sun Microsystems в области ПО
Саймон Фиппс, руководящий в Sun Microsystems направлением ПО с открытым кодом, с недавнего времени загружен работой до предела. Причина ясна - корпорация активно переводит на открытые коды значительную часть своего портфеля программных средств, начиная с ОС Solaris и заканчивая корпоративным программным стеком Java. Но даже несмотря на такую занятость, Саймон Фиппс нашел время встретиться в Бостоне со старшим редактором eWeek Дэррилом Тафтом, чтобы осудить стратегию Sun в области инструментария, ПО и бизнеса в целом.
Саймон Фиппс рассчитывает, что
переход с Solaris на OpenSolaris
откроет перед Sun новые
возможности для получения прибыли
eWeek: Как бы вы охарактеризовали свою работу? Чем вы занимаетесь?
Саймон Фиппс: Я занимаю пост главного руководителя подразделения Sun по открытым кодам и в этой роли помогаю открывать исходные тексты всего корпоративного портфеля ПО. Для этого мне нужно стимулировать контакты между всеми группами, давать им при необходимости советы о том, как лучше переводить продукты на открытые коды, направлять эти аспекты их деятельности, разрабатывать бизнес-модели повышения эффективности труда программистов. Кроме того, на мне лежит задача распространения передового опыта и унификации мышления. И конечно же я готовлю рекомендации для высшего руководства Sun по управлению проектами с открытым кодом, лицензированию, поддержанию связи с различными сообществами и решению деловых проблем.
eWeek: Какова стратегия Sun в области инструментария?
С. Ф.: Она предусматривает работу со средой Java, где поддерживается как сам язык Java, так и во все большей степени другие языки типа Python и Groovy. На мой взгляд, поддержка языков будет расширяться и дальше. Мы создаем на 100% чистый Java-инструментарий, а это значит, что он сможет работать в среде Java на любой платформе. Да и вообще мы обращаем особое внимание на то, чтобы вся наша продукция сохраняла полную работоспособность где угодно.
"Искусство маркетинга в сфере открытых кодов как раз в том и состоит, чтобы предложить людям то, за что они согласны платить". |
eWeek: Что вы думаете о переводе интегрированных сред разработки (IDE) на потребительский уровень?
С. Ф.: Как мне кажется, этот процесс еще не завершен. Сегодня пользуются большим спросом самые разные варианты таких сред. А из того, как они работают, видно, что IDE рынок все еще нуждается в помощи. Ни NetBeans, ни Eclipse нельзя назвать идеальными средами для растущих экосистем с богатыми возможностями. Первая из них хотя и позволяет создавать 100-ные Java-приложения, но недостаточно распространена. Ей еще только предстоит обзавестись должной поддержкой на рынке.
Платформа Eclipse - очень хорошая экосистема, но она построена на уникальном коммерческом фундаменте, на который трудно переходить, если не начинать все с нуля. В результате ни одна из этих сред не может полностью решить проблему перевода IDE на потребительский уровень.
eWeek: Что ожидает корпорация Sun от перевода своего портфеля ПО на открытые коды?
С. Ф.: Этот вопрос можно рассматривать под разными углами. Один из них - чисто философский. Я уверен, что общество стремится к взаимосвязи. Именно работа во взаимосвязанных сообществах становится сейчас главным производственным механизмом, причем не только в информационном обществе, но и за его пределами. Другими словами, мы должны быть настоящими экспертами по работе с таким сообществом, и это - наша долговременная цель.
eWeek: Но как это сказывается на более прозаических вещах? На чем Sun делает деньги?
С. Ф.: Видите ли, у нас большой портфель программных средств. Чтобы ответить на вопрос подробнее, пришлось бы останавливаться отдельно на каждом конкретном проекте. Как мы делаем деньги на Solaris? Так же, как и раньше, - благодаря отличной поддержке высокопроизводительных программных систем.
Кто нам платит эти деньги за Solaris? Те же клиенты, которые и раньше отдавали предпочтение нашей ОС, - вычислительные центры, крупные корпоративные заказчики. Перевод Solaris на открытые коды дает новые возможности для роста. Сейчас, скажем, наблюдается приток пользователей в сообщество OpenSolaris, которое занимается переносом программ на платформу PowerPC. Мы знаем о случаях, когда пользователи ОС GNU даже заменяют ядро Linux на ядро Solaris. Ни того, ни другого сама Sun добиться не смогла бы. Однако то, что обе эти тенденции все более четко проявляются в различных сегментах рынка, создает почву для новых экосистем, где Sun сможет предложить свои услуги и поддержку. Таким образом, превращая Solaris в OpenSolaris, мы обеспечиваем поддержку своему бизнесу и одновременно открываем новые возможности для расширения и роста экосистемы на основе OpenSolaris.
eWeek: Звучит красиво, но мне кажется, что упущен один важный вопрос: все это в самом деле будет бесплатным?
С. Ф.: Как раз совсем недавно я делал доклад на эту тему перед высшим руководством. Для кого-то в мире открытых кодов все будет бесплатным, но ведь всегда найдутся и те, кто готов платить за удобство. И искусство маркетинга в сфере открытых кодов как раз в том и состоит, чтобы предложить людям то, за что они согласны платить.
Когда имеешь дело с открытым кодом и можешь изменять программу по своему усмотрению, это вовсе не значит, что ты готов держать собственных разработчиков. Когда имеешь дело с открытым кодом и считаешь, что риск нарваться на патентное разбирательство невелик, это вовсе не значит, что все компании готовы принять полный риск на себя. Кое-кто обязательно предпочтет иметь между собой и потенциальным противником посредника, который примет возможные удары на себя.
Но и любителей все делать своими силами хватает. Поэтому нетрудно привести примеры полной бесплатности открытых кодов, не приносящих никакой прибыли. Но точно так же можно привести примеры, когда прибыль приносит каждый элемент программного предложения.
eWeek: И оно становится в этом случае сервисом?
С. Ф.: На некоторых рынках такие предложения вполне можно отнести к сервисам. Честно говоря, то, что принято называть сервисами, далеко не всегда является таковым в классическом понимании. Продажу Solaris, скажем, я бы не стал называть оказанием услуг. Мы просто делаем потребителю комплексное предложение. У нас есть несколько вариантов продажи Solaris. В каждом из них предусмотрены компенсации, разного рода поддержка. И все они включают обновление ОС, в рамках которого клиенты оперативно получают все выпускаемые заплаты. Что это - сервис? За это приходилось платить и прежде, но только при покупке глянцевой коробки. Теперь же биты данных достаются бесплатно, а оплачивается только что-то дополнительное, на что раньше деньги выделялись чуть позже, в ходе эксплуатации.
Можно назвать это сервисом? Не думаю, в классическое определение сервиса это не вписывается. Это не служба компьютерной помощи в индийском Бангалоре, которая отвечает на ваш звонок. По существу клиент финансирует дальнейшее развитие продукта, оплачивая нужные для себя дополнения. Ему больше не приходится покупать полный, упакованный в коробку пакет, даже не зная, что ему из него пригодится, а что нет.