СЛИЯНИЯ

Но степень воздействия будет зависеть от размера компании

Кэрон Карлсон, Ларри Дигнан

Для корпоративных пользователей покупка BellSouth компанией AT&T, предложившей за эту сделку 67,1 млрд. долл., равносильна существенному сокращению числа доступных провайдеров услуг дальней связи. Однако эффект преобладания двух телекоммуникационных гигантов - AT&T и Verizon - во многом будет зависеть от размера конкретной организации.

В результате этой и двух предшествующих сделок - покупки прежней AT&T оператором SBC Communications, сменившим свой бренд на AT&T, и покупки MCI компанией Verizon - на рынке действительно появились две крупнейшие телекоммуникационные компании, сфокусированные на обслуживании бизнес-пользователей.

"Последствия будут весьма чувствительны, так как рынок станет более консолидированным и у пользователей будет меньше рычагов воздействия на взаимно конкурирующих провайдеров, - отметила Эйлин Истман, аналитик исследовательской фирмы The Yankee Group (Бостон). - Но, хотя эти неприятности могут коснуться многих, все будет зависеть от конкретной ситуации".

По словам представителей AT&T (Сан-Антонио), бизнес-пользователи только выиграют от конвергенции сервисов и возможности получать в одном месте и кабельные, и беспроводные услуги. Компаниям больше не придется оплачивать отдельный счет от Cingular Wireless, которая является совместным предприятием AT&T и BellSouth и теперь целиком перейдет под крыло AT&T.

Исполнительный директор AT&T Эд Уайтекр заявил на недавней телеконференции, что слияние "станет плюсом для бизнес-пользователей, которые все больше заинтересованы в объединении кабельного и беспроводного сервиса и хотят контактировать по всем вопросам с одним провайдером".

Насколько реальны эти посулы, покажет будущее. С точки зрения аналитиков, корпоративных пользователей может ожидать следующее.

- Крупные международные компании. Сделка AT&T, считает Истман, в наименьшей степени затронет компании, осуществляющие глобальные операции. Причина в том, что на глобальном рынке услуг дальней связи имеется большая конкуренция. Здесь, по мнению Истман, пользователи могут легко отказаться от услуг AT&T и подключиться к сетям BT Group (Лондон), NTT Group (Токио), VSNL (Мумбай, Индия) или Equant (Амстердам, Нидерланды). Есть и возможность использовать пакетные услуги таких сервисных гигантов, как Electronic Data Systems, IBM и корпорация Computer Sciences, поскольку их пакеты включают телекоммуникационное обслуживание. "На этом рынке, - заверила Истман, - есть альтернативы".

Наличие альтернатив ( одна из причин того, почему крупные корпорации действительно могут выиграть от нынешней консолидации. "Чтобы удержать крупных клиентов, AT&T может им предложить более выгодные условия, переложив издержки на плечи пользователей в малом и среднем бизнесе", - считает Лайза Пирс, аналитик Forrester Research (Кеймбридж, шт. Массачусетс).

По словам Пирс, крупные корпорации с главными офисами в зоне обслуживания BellSouth могут выторговать более выгодные контракты за счет прироста объема услуг, покупаемых у укрупнившейся AT&T. Если же клиенты имеют в зоне BellSouth только свои филиалы, у них есть перспектива улучшить свои SLA (соглашения об уровне сервиса), поскольку все их отделения будут подключены к одной сети.

Билл Ромпф, вице-президент по маркетингу компании Rental-Houses.com (Лусвилл, шт. Кентукки), вообще не предвидит особых изменений в качестве обслуживания клиентов. Ведь, по его словам, на рынке продолжают работать другие, более мелкие и местные операторы: "Остается множество нишевых игроков, и благодаря им сохранится ценовая конкуренция".

- Средние компании. Перспективы клиентов среднего уровня менее определенны. По мнению Истман, AT&T может перекроить некоторые пакеты своих высокоуровневых сетевых сервисов и средние компании получат доступ к более мощным предложениям.

С другой стороны, подчеркнула Пирс, у этих клиентов может ухудшиться техническое обслуживание. AT&T уже сообщила о планах сократить 10 тыс. рабочих мест, и в результате консолидации более мелким пользователям будет сложнее получать поддержку.

"Мы недавно беседовали с нашим менеджером BellSouth о последствиях слияния, но ничего позитивного или негативного пока не узнали, - отметил Грег Клементс, финансовый директор фирмы Savannah Tire (Саванна, шт. Джорджия). ( Если цены подскочат вверх, то мы, конечно, рассмотрим другие варианты. Раньше у нас была возможность использовать услуги региональных конкурентов, и если понадобится, мы вернемся к этому вопросу".

Слияние AT&T и BellSouth

Сделка ценой 67,1 млрд. долл. в цифрах:

- 18 млрд. долл. экономии на ожидаемой синергии

- 10 млн. абонентов широкополосных сервисов

- 54,1 млн. абонентов беспроводных сервисов

- 70 млн. домашних абонентов

- 10 тыс. сокращенных рабочих мест

Источник: AT&T.

- Малый бизнес. По мнению Пирс, укрупнение AT&T может ослабить степень поддержки массовых клиентов. Небольшим компаниям на юго-востоке США скорее всего будут предложены менее выгодные контракты, и вероятным результатом консолидации может стать рост тарифов.

В 1996 г. законодательство открыло дорогу конкуренции на местных рынках, и фирмы, соперничающие с компаниями группы Bell, начали довольно бойко завлекать клиентов из малого бизнеса, предлагая персонализированные услуги и поддержку пользователей, тогда как бывшие монополисты Bell стали все больше концентрировать внимание на обслуживании крупных корпораций.

Сейчас еще неясно, говорит Пирс, будет ли AT&T, как крупный оператор, активно заниматься небольшими клиентами. Компания еще не афишировала своей стратегии на рынках малого и среднего бизнеса.

При всей неопределенности последствий слияния для бизнес-пользователей большинство аналитиков не сомневается, что сделка получит одобрение министерства юстиции и Федеральной комиссии по связи США. "Я больше всего опасаюсь, - заключила Пирс, - появления нерегулируемой монополии двух компаний. Похоже, нам именно это и угрожает".