ПРОЕКТЫ

В ходе реформирования структуры энергетического рынка России изменились условия деятельности предприятий, присутствующих на нем. Для повышения эффективности их работы появилась необходимость автоматизации выделившихся генерирующих, сетевых и сбытовых компаний, приобретших статус юридического лица. Причем каждое из этих предприятий решает задачу автоматизации бизнес-процессов по-своему (см. например, PC Week/RE, N 46/2005, c. 2).

В "Иркутскэнерго" (см. врезку) на этапе реформирования энергетического комплекса (который в настоящее время не закончен) была принята стратегия автоматизации отдельных бизнес-процессов, охватывающих деятельность дочерних предприятий, на единой платформе "1С:Предприятие 8.0". По мнению генерального директора "Иркутскэнерго" Сергея Эмдина, на данном этапе развития энергетической компании такой подход является стратегически верным, позволяющим в максимально сжатые сроки получить результат. И лишь по окончании реформирования всего предприятия и приведения его бизнес-процессов к стабильному состоянию можно будет говорить о переходе на более дорогостоящую и мощную платформу, которая позволит охватить все бизнес-процессы. Это мнение поддерживается руководителями подразделений энергокомпании, включая ИТ-персонал.

С таким подходом согласна и Марина Слесаренко, заместитель директора по работе с корпоративными клиентами "1С", которая прояснила ситуацию, добавив, что и в западных странах в настоящее время наблюдается отход от стратегии немедленной полной комплексной автоматизации крупных предприятий, особенно там, где до конца не ясны бизнес-процессы. Это связано, по ее словам, с целым рядом неудач при выполнении крупных проектов комплексной автоматизации. Вот почему сегодня предлагается проводить автоматизацию больших организаций по частям, разделяя бизнес-процессы, а затем, после их отработки, объединять в единый комплекс.

Виктор Селищев: “Ставка на

 автоматизацию основных бизнес-

процессов, а не отдельных

подразделений или филиалов,

       себя оправдала”           

По мнению руководителя управления информационных технологий ОАО "Иркутскэнерго" Виктора Селищева, изначальная ставка на автоматизацию основных бизнес-процессов, а не отдельных подразделений или филиалов себя оправдала. Для любой компании главные задачи - увеличение доходов и сокращение расходов, и именно этим направлениям было уделено особое внимание.

Вопрос о выборе единой платформы для создания систем автоматизации бизнес-процессов тщательно прорабатывался специалистами ИТ-подразделения, которые, по словам г-на Селищева, располагают значительным опытом автоматизации производства и знакомы с современными системами. В пользу "1С:Предприятие 8.0" он привел целый ряд весомых, с его точки зрения, аргументов: наличие на предприятии специалистов соответствующего уровня (многие из них были знакомы с продуктами "1С: Бухгалтерия" и "1С: Торговля и склад"), невысокая стоимость обучения (в разы меньшая по сравнению с подготовкой кадров для других более мощных платформ), небольшая цена лицензий, развитые функциональные возможности, наличие в регионе опытных партнеров "1С" и т. п.

Марина Слесаренко: “Потенциал

роста, объективно существующий

на корпоративном отечественном

рынке, используется не в полной

мере из-за дефицита

квалифицированных кадров”

И все же главным фактором, определившим выбор платформы для построения систем автоматизации бизнес-процессов, была кадровая проблема, поскольку число квалифицированных специалистов по другим продуктам такого рода в регионах невелико, к тому же подготовленные сотрудники быстро переходят на более высокооплачиваемую работу в центральный регион (в Москву), в то время как на их подготовку расходуются средства, во много раз превышающие затраты на обучение специалистов по продуктам "1С".

Марина Слесаренко полагает, что потенциал роста, объективно существующий на корпоративном отечественном рынке, сдерживается главным образом недостатком квалифицированных кадров у клиентов и фирм-партнеров, способных вести крупные проекты.

Выбор в качестве основного инструментария платформы "1С: Предприятие 8.0" позволил в довольно сжатые сроки и с относительно небольшим бюджетом получить положительный результат от внедрения систем. На основе этой платформы в "Иркутскэнерго" были завершены три масштабных проекта построения автоматизированных систем: для сбыта энергии и расчета с потребителями, для управления материально-техническим обеспечением и для учета прямых затрат по местам их возникновения.

В ходе обсуждения со специалистами "Иркутскэнерго" проблем, связанных с внедрением, выяснилось, что на доводку и доработку спроектированных систем затрачивается значительное время (от шести месяцев до полутора - двух лет). Это объясняется не только необходимостью совершенствования практики управления, которую приходится адаптировать к перестраиваемой в процессе реформирования структуре, но и постоянными изменениями в законодательстве.

ОАО "Иркутскэнерго" (www.irkutskenergo. ru) - крупнейшая энергокомпания Сибири, включающая: Иркутскую, Братскую и Усть-Илимскую гидроэлектростанции с установленной электрической мощностью 9000 МВт; 12 ТЭЦ с установленной электрической мощностью 4000 МВт и выработкой тепла более 27 млн. Гкал.

В составе "Иркутскэнерго" - 15 дочерних обществ, большинство из которых задействовано в основном производстве. Численность общего персонала - свыше 20 тыс. человек. 40% акций "Иркутскэнерго" принадлежит государству.

В процессе реформирования пять электросетевых филиалов выведены в ООО "Иркутская электросетевая компания". Общая протяженность обслуживаемых ею электрических сетей составляет 35 тыс. км, тепловых - 1,4 тыс. км.

Борис Розенраух, директор по продаже энергоресурсов ОАО "Иркутскэнерго", утверждает, что внедрение "Автоматизированной системы управления сбытом энергии и расчетами с потребителями" позволило наиболее эффективно организовывать сбытовую деятельность. Также появилась возможность расширить рамки бизнеса в сторону водоснабжения и водоотведения, предоставления услуг ЖКХ. Созданное единое информационное пространство в условиях реформирования отрасли обеспечит оптимальное взаимодействие структур, отвечающих за генерацию, транспорт и сбыт энергии.

Директор по снабжению ОАО "Иркутскэнерго" Владимир Шарабурак уверен, что в самое ближайшее время можно рассчитывать на повышение эффективности управления материальными ресурсами за счет предоставления полной и оперативной информации, сокращения объема запасов товарно-материальных ценностей на складах, повышения оборачиваемости запасов, а также на снижение закупочных цен вследствие более полного и четкого анализа предложений поставщиков.

Как пояснил Андрей Прудников, начальник отдела ИТ фирмы "Энергосбыт", успешной реализации этого проекта способствовал ряд факторов, в числе которых - знание особенностей автоматизации энергосбытовой деятельности; ясное представление о бизнес-процессах; наличие опытного подрядчика, в качестве которого выступала фирма "Форус Консалт", а также специалистов по продуктам "1С" на региональном рынке труда и квалифицированного персонала ИТ-служб на предприятии.

Г-н Прудников отметил, что теперь сбыт энергии централизован, и привел данные, свидетельствующие о масштабности задачи по автоматизации энергосбытовой деятельности в ОАО "Иркутскэнерго": наличие девяти территориально удаленных отделений, в каждом из которых находится до восьми территориально распределенных участков; число договоров с юридическими лицами достигает 15 тыс.; количество потребителей в частном секторе - 350 тыс.

В реализации проектов принимали участие бизнес-подразделения и ИТ-управление "Иркутскэнерго", а также две консалтинговые фирмы - "Форус Консалт" (www.forusconsult.ru)" и "Акселот" (www.axelot.ru), являющиеся партнерами "1С". Вклад самой "1С" в процесс создания таких систем заключался в предоставлении помимо инструментария "1С: Предприятие 8.0" серьезной методологической базы, разработанной департаментом "1С: Консалтинг", в обучении специалистов и т. п.

Г-н Селищев пояснил, что успех проекта был обеспечен активной поддержкой проекта руководством ОАО "Иркутскэнерго", слаженной работой проектной команды профессионалов и высоким уровнем квалификации партнеров сети "1С:Консалтинг".

В настоящее время все три разработанные на этой платформе системы находятся в промышленной эксплуатации, охватывая необходимые уровни управления: от дочерних зависимых обществ до исполнительной дирекции и филиалов.