Э-КОММЕРЦИЯ

Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

Еженедельник PC Week/RE уже обращался к проблемам электронной коммерции в странах (экономиках*1) Азиатско-Тихокеанского эконономического сотрудничества (АТЭC, см. N 46/2000, с. 37). Вновь вернуться к этой теме мы решили после ознакомления с итогами тринадцатой встречи лидеров экономик АТЭC, состоявшейся в Южной Корее в ноябре прошлого года, участие в которой принимал Президент России Владимир Путин. В подписанной на встрече декларации (www.kremlin.ru/text/docs/2005/11/97575.shtml) один из акцентов развития сотрудничества был сделан на многосторонней торговле. Это заставило нас более внимательно присмотреться к тому, как продвинулись страны АТЭС за пять лет в деле развития электронной коммерции.

_____

*1Страны - члены АТЭС называются экономиками. Интересно, что и ООН стала так же называть страны, являющиеся ее членами. Предположительно, это связано с тем, что некоторые международные корпорации по совокупному продукту, производимому ими, опережают многие, если не большинство стран мира. Использование термина “экономика” позволяет в одном контекcте рассматривать и ранжировать по экономическому развитию страны и корпорации, см., например, www.vki.hu/workingpapers/wp-117.pdf.

Симпозиум по безбумажной торговле

Международная организация АТЭС призвана устанавливать порядок проведения политики в области глобальной электронной коммерции, отслеживать ее результаты и при необходимости корректировать ее содержание с позиции социально-экономического развития стран. Цели этой организации должны состоять в том, чтобы совершенствовать измерение показателей и анализ структуры и объемов э-торговли, углублять понимание ее воздействия на бизнес различных видов, анализировать ее влияние на общее социально-экономическое развитие, а также определять, каким образом э-коммерция изменяет требования к уровню квалификации рабочей силы и степень трудовой занятости.

Из-за различия политических, экономических, законодательных и технологических аспектов развития страны АТЭС по-разному понимают и реализуют э-коммерцию. Кроме того, в связи с отсутствием универсальных критериев трудно объективно и всесторонне оценить уровень реального воплощения безбумажной торговли в различных экономиках. Все это стало препятствием для продвижения электронных методов ведения бизнеса в странах АТЭС и даже еще больше увеличило цифровой разрыв между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На таком фоне в Китае в сентябре 2005 г. прошел симпозиум стран АТЭС, на котором обсуждались четыре проблемы: построение и развитие среды для безбумажной торговли; содействие

э-коммерции; таможенные декларации и финансовые услуги; прикладные корпоративные системы.

На симпозиуме было предложено следующее определение безбумажной торговли*1: "Это - деятельность по обмену данными через электронные средства. Подразумевается, что все стороны, участвующие в торговой цепочке (поставщики, покупатели, таможня, административные институты, банки, логистические компании и т. д.), используют информационные технологии для обмена бизнес-данными и выполнения бизнес-процессов между всеми участниками торговой цепочки".

_____

*1Report on the APEC Symposium on the Assessment and Benchmarking of Paperless Trading, 1-3 September 2005, Beijing, China. Purpose: Information. Submitted by: China. APEC 2005/SOM3/ECSG/023. Agenda Item: III b ECSG. Plenary Meeting Gyeongju, Korea 8-9 September 2005.

Кроме того, на этом форуме были согласованы стандартные методы оценки развития безбумажной торговли в странах АТЭС (см. рисунок). Анализ состояния данного вида торговли, представленный на симпозиуме, послужил основой для создания плана мероприятий по ее дальнейшему развитию и совершенствованию соответствующей технической и обеспечивающей инфраструктуры.В первую очередь речь идет о доступе к широкополосным коммуникационным сетям, а также о развитии образования в области э-коммерции.

Структура стандартной оценки развития безбумажной торговли в странах АТЭС

Направления деятельности

Программа работ стран АТЭС по развитию безбумажной торговли в значительной степени следует за "Планом действий организации ОЭСР в области электронной коммерции", который был одобрен министрами стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1998 г. Он включает четыре направления:

- завоевание доверия у пользователей и потребителей;

- установление основных правил для цифрового рынка;

- расширение информационной инфраструктуры для э-коммерции;

- увеличение выгоды от э-коммерции.

Вместе с тем развитие безбумажной торговли имеет в Азиатско-Тихоокеанском регионе и свою специфику.

Малый и средний бизнес. Информационно-коммуникационные технологии позволяют малым и средним предприятиям расширить и рационализировать свою деятельность. Хотя небольшие компании все активнее используют ИКТ, в целом они еще недостаточно понимают все их возможности.

Учет гендерных признаков. Во многих странах, например в США, но, конечно, не в России (куда там!), законодательно стимулируется участие женщин во владении и руководстве коммерческими структурами малого и среднего бизнеса. Например, при проведении тендеров на поставку товаров или услуг для госсектора при прочих равных условиях заказы отдаются фирмам, которые возглавляют женщины. Теперь предполагается и в странах АТЭС поощрять аналогичным образом участие в э-коммерции компаний, которыми владеют женщины.

Образование и квалификация. У электронной торговли существует огромный потенциал роста за счет организации соответствующего обучения будущих пользователей. При этом наиболее важное значение имеют два аспекта:

- пропаганда ключевой роли образования в повышении знаний, квалификации и интеллектуальной базы пользователей;

- развитие обучающего ПО, которое пока находится в зачаточном состоянии.

Согласно выводам симпозиума, в Китае высококачественного образовательного ПО явно не хватает, причем ни государственный, ни частный сектора не занимаются его разработкой и развитием. Поэтому участники форума сочли, что наибольшее внимание следует уделить области дистанционного образования, пожизненного и корпоративного обучения. С вопросами интенсификации обучения связана также и проблема получения высшего образования с помощью новых технологий и выполнения международных требований к нему*1.

_____

*1См., например, “Всемирную декларацию о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры”, Париж, 9 октября 1998 г., comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/Msg?id=8329

ИКТ и территориальное развитие. Основной заботой государства должна стать организация за приемлемую плату доступа к широкополосной связи в той местности, где телекоммуникационные операторы обычно не предлагают таких услуг из-за низкого спроса. Кроме того, необходимо, чтобы в обществе повысился уровень понимания важности развития и использования ИКТ. Иначе существующим предприятиям будет трудно сделать даже первый шаг к э-коммерции.

Развитие сотрудничества. Организация АТЭС выпустила комплект руководящих материалов, в которых рассматриваются требования и ограничения при разработке средств для электронной торговли, с которыми сталкиваются развивающиеся страны. Эти материалы включают соответствующие ИКТ и план действий для проведения эффективной инвестиционной политики, направленной на развитие э-коммерции.

Международная деятельность. Организация АТЭС будет продолжать распространять результаты своей работы в области э-коммерции за пределы своего региона для координации с различными международными институтами, такими, как Всемирный банк, ВТО, агентства ООН, а также с региональными органами, например с ОЭСР.

Мониторинг и измерение уровня развития э-коммерции. В настоящее время существует по крайней мере три различные методологии для измерения уровня развития электронной коммерции:

- "Оценка готовности электронной коммерции в странах АТЭС, 2002" (АРЕС’s E-Commerce Readiness Assessment);

- "Отчет по оценкам безбумажной торговли в экономиках АТЭС, 2005" (Assessment Report on Paperless Trading of АРЕС Economies);

- Пэйн Д. "Готовность электронной коммерции для малых и средних предприятий в развивающихся странах. Руководство для специалистов по разработке" (Payne J. E. E-Commerce Readiness for SME in Developing Countries: a Guide for Development Professionals).

Позиция России в области безбумажной торговли среди стран АТЭС

Здесь мы используем данные упоминавшегося выше "Отчета по оценкам безбумажной торговли в экономиках АТЭС". Известно, что правительство РФ разработало и запустило Федеральную целевую программу "Электронная Россия 2002-2010", одной из целей которой является создание системы э-торговли для удовлетворения потребностей государства в товарах и услугах (pgz.economy. gov.ru/index.html). В ней безбумажная торговля вообще не упоминается, а в качестве первоочередных задач выделены упрощение торговой документации, разработка и внедрение систем стандартов и усиление сотрудничества между соответствующими национальными институтами. Предполагается, что эти меры приведут к улучшению качества деловых процедур и повышению эффективности торговли.

Эксперты АТЭС на основе индексов оценок (см. рисунок) разработали специальные анкеты, которые были разосланы всем странам - членам АТЭС. Проанализировав полученные ответы, специалисты определили уровни развития безбумажной торговли во всех опрошенных странах. Было выделено пять уровней развития безбумажной торговли, а все страны классифицированы по этим уровням (см. таблицу).

Классификация стран АТЭС по консолидированной оценке развития в них безбумажной торговли

Как следует из таблицы, Россия относится ко второму уровню развития безбумажной торговли. При этом у нас правовое поле государственной э-коммерции определяется Федеральным законом N 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Помимо этого в России существует ряд внутриведомственных нормативных документов, распространяющихся на сферу э-коммерции внутри страны, - например, приказ Минэкономразвития N 160 от 22 июля 2005 г. "О специализированной информационной системе "Портал государственных закупок"". Но ни одного государственного документа, определяющего развитие безбумажной торговли с зарубежными странами, до сих пор не принято. Поэтому пока перспективы такой торговли в России призрачны.

Версия для печати