КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

Мировые производители ПО активно изыскивают пути повышения своей доходности и создания новых рынков сбыта. Временами для этого организуются специальные проекты. Такой подход применила и компания Microsoft, заявившая о том, что будет реализовывать программу FlexGo, основная суть которой - продажа компьютера с комплектом легального ПО под управлением ОС Windows XP в рассрочку. Причем пользователь выплачивает деньги по мере того, как у него появляется потребность в использовании компьютера, и теми частями, которые соответствуют необходимому для него времени работы на машине. Именно это является отличием данной бизнес-модели от обычной кредитной схемы: пользователь платит за технику не равными долями раз в месяц, а в своем, индивидуальном ритме. Постараемся понять, как это будет реализовано на практике.

Планы и реальность

Новая идея, не просто продуманная в виде бизнес-плана, но и обнародованная, разумеется, должна быть снабжена точными данными самого недвусмысленного толкования. Однако этого нельзя сказать о программе FlexGo, которую в России будут продвигать Microsoft и Intel: слухов и домыслов пока больше, чем реальных фактов. В частности, как говорят российские представители компании Intel, "Пол Отеллини и Билл Гейтс в принципе договорились о том, что будут развивать этот проект, но вот региональная специфика будет известна еще не скоро". А между тем главное - именно в деталях.

Принцип функционирования FlexGo (что можно перевести как "гибкий подход") примерно следующий: первоначально пользователь оплачивает около половины стоимости компьютера, а впоследствии покупает карточки предоплаты, чтобы получить доступ к работе на нем у себя дома. Если деньги на карте заканчиваются, пользователь должен купить еще одну, иначе терминал не будет работать. То есть используется очень простой и понятный принцип, знакомый большинству абонентов сотовой связи и Интернета (при доступе по dial-up) - карточки предоплаты разного номинала. По словам Уилла Пула, одного из вице-президентов отделения Microsoft по освоению рынка, пользователи будут покупать такие карты до тех пор, пока не покроют всю стоимость купленного компьютера. Финансовые модели и ставки процента варьируются в зависимости от страны - участницы программы (систему уже протестировали в Бразилии и планируют ввести в Китае, Венгрии, Индии, Мексике, Словении, Вьетнаме и, естественно, в России). Для участия в программе покупателям придется хотя бы изредка выходить в Интернет и обязательно с того компьютера, где есть чип FlexGo. Ведь только через киберпространство на специальном сайте, доступ к которому будет обеспечен SSL-шифрованием, покупатель сможет зайти в свой индивидуальный пользовательский раздел и, активизировав карту доступа, получить секретный код для своей копии ОС, чтобы она работала и дальше. Видимо, при входе на этот сайт компьютер будет опрашиваться для выдачи специального секретного кода (или их группы), поскольку все ПК, распространяемые по программе, будут оборудованы специальными микросхемами со встроенными функциями FlexGo. Первые компьютеры с такими чипами должны появиться в массовой продаже весной 2007 г., а до того времени вся реализация проекта будет носить пилотный характер.

Реализация под вопросом

Жизнеспособность подобной программы определяется несколькими факторами: безопасность, эффективность, целесообразность. Сначала о том, насколько эффективными будут те способы защиты, которые компания Microsoft предлагает по умолчанию. Ни для кого не секрет, что большинство российских программистов являются весьма квалифицированными в этой области. В сочетании с небольшой по европейским меркам средней зарплатой это создает предпосылки для преодоления всевозможных программных способов защиты легального ПО - уровень пиратства в нашей стране остается угрожающе высоким. Для примера стоит вспомнить, что в некоторых версиях ОС Windows XP компания-разработчик предусмотрела функцию дистанционной активизации, когда пользователь после установки должен позвонить по бесплатному телефону на "горячую" линию компании, чтобы, назвав серийный номер своей копии, получить ключ для полной работоспособности программы. В России даже такая серьезная защита не продержалась и месяца - некоторые выпуски Windows XP без всякой защиты были доступны "на лотках" за 100-150 руб. задолго до официального начала продаж. Поэтому не обойдет сия чаша и новую программу FlexGo: по мнению многих экспертов по безопасности, встроенные чипы сломают очень быстро. Как отметил наш информированный источник на условиях анонимности, "...все будет примерно так же, как с приставкой Xbox производства Microsoft. Хакеры с удовольствием примут вызов и через пару-другую недель после первого выпуска этого продукта мы увидим в открытой продаже множество key-генераторов карт предоплаты, "чистые" прошивки для BIOS, китайские системные платы с модифицированными чипами "для ленивых". Фактически же, имея в своем распоряжении такой компьютер в течение неограниченного времени, можно или "расколоть" легальную операционную систему, или на худой конец поставить на него взломанную копию. Тем более что убрать всю систему FlexGo можно будет довольно просто - например, заново "прошив" BIOS и "убив" ненужные файлы на жестком диске".

При этом контроль за установкой именно легальной ОС со стороны производителя будет затруднен - ему придется либо контролировать это путем сравнения серийного номера компьютера (процессора) с идентификационным номером операционной системы (что-то типа IMEI-номера в сотовых телефонах), либо организовывать рейды по домам с вопросом: "А не переставили ли вы операционку?". В первом случае это будет работа несанкционированной программы, которая вполне легко закрывается любым фильтром трафика. А второй случай в плане практической реализации совершенно нереален - проверки подобного рода незаконны по своей сути.

Эффективность программы тоже под вопросом. Пока совершенно непонятно, какое количество конфигураций FlexGo-компьютеров будет представлено и кто их станет производить. По своим параметрам рабочая и графическая станции, компьютер руководителя и техника для обеспечения учебного процесса - совершенно разные вещи. Если размышлять логически, то на первом этапе это скорее всего будет усредненный компьютер для домашнего пользования - системный блок с монитором без дополнительной периферии в виде принтера и сканера. Как отмечает Ольга Малярчук, руководитель проекта по развитию новой бизнес-модели оплаты ПК в ООО "Майкрософт Рус": "Стоимость подобного комплекта, по данным компании Microsoft, - порядка $700. Такой компьютер интересен учащимся и студентам, семьям с детьми, агентам и предпринимателям без образования юридического лица, тем, кто пользуется компьютером для обмена электронными сообщениями, работой с фото- и видеоаппаратурой в быту". Видимо, долларов 200 из этой цены придется на легальное ПО в виде ОС и комплекта офисных программ. Таким образом, базовая конфигурация FlexGo-компьютера будет примерно похожей на те модели, которые сейчас доступны на отечественном рынке, - такой типовой набор стоит $300-400, в крайнем случае $500. Кроме того, существует как минимум восемь крупных розничных банков с развитой филиальной сетью в магазинах по продаже бытовой техники, которые позволяют взять технику в кредит на срок от 6 до 32 месяцев с небольшим процентом выплаты. Причем с уменьшением рисков и накоплением баз данных о заемщиках, ставки кредитования постепенно снижаются, что в недалекой перспективе позволит покупать компьютеры любым слоям населения, даже не вполне обеспеченным. Поэтому возможность использовать какие-то специфические карты предоплаты при покупке компьютера вряд ли кого обрадует - у обычных банков таких способов можно насчитать не менее пяти.

Кроме того, программа FlexGo требует подключения к Интернету, а вот этим российские пользователи пока похвастаться не могут - только незначительная часть населения, даже имеющего компьютеры, может обеспечить себе мало-мальски быстрый доступ в глобальную паутину. По информации министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, на конец 2005 г. в Рунете насчитывалось 22 млн. пользователей, что всего на 18,9% превышает число абонентов с доступом в Интернет в 2004-м. Рост пользователей в нынешнем году будет не намного выше - доступные по цене ($20-25 в месяц) широкополосные линии связи остаются предметом мечтаний почти во всех регионах, кроме московской лицензионной зоны и Санкт-Петербурга, причем большая часть интернет-пользователей, особенно в регионах, имеет доступ к веб-пространству не из дома, а с работы. Туда, ясное дело, мало кто станет транспортировать домашний компьютер.

Весьма туманной остается пока и целесообразность программы. Безусловно, снижение цены "входного билета" для приобретения компьютера (скорее всего таким образом будут покупать свой первый домашний ПК) - вполне разумный шаг для привлечения "сомневающихся" пользователей и усиления позиций на рынке "домашнего" ПО. Надо заметить, что идея Microsoft во многом возвращает нас к временам мэйнфреймов и платы за машинное время - такая практика осуществлялась пару десятилетий назад в университетских центрах по другую сторону океана. Только теперь платить придется за пользование персональным компьютером. И основной расчет - на тех не особенно обремененных техническими знаниями людей, которым рабочая машина нужна время от времени. Таких, ясное дело, большинство.

Факторы возможного успеха

Однако есть и другая сторона медали, все-таки позволяющая участвующим в проекте компаниям надеяться на позитивный отклик потребительской аудитории. Во-первых, это, разумеется, увеличит сбыт как готовых компьютеров, так и легального программного обеспечения. Вопрос, безусловно, в каких объемах. Однако, учитывая рекламные и маркетинговые возможности таких компаний, как Intel и Microsoft, можно ожидать как минимум внимательного отношения к этой программе со стороны обычных пользователей - им известны оба этих бренда. Организаторам программы не составит особого труда договориться об участии в ней крупных российских розничных банков - даже если они будут работать "в ноль" (только на грани рентабельности), то все равно будут участвовать - с одной стороны, для них лестно будет оказаться в общемировом проекте с такими крупными игроками потребительского рынка, что принесет им дивиденды в виде увеличения узнаваемости у целевой аудитории и возможных дополнительных проектов в том же составе, с другой - это позволит расширить круг своих клиентов, ведь обычно покупка компьютера является стартом к более дорогим приобретениям, причем часто - тоже в кредит.

Во-вторых, такая программа является закономерным явлением для текущего развития рынка технологичной техники - она отражает общерыночную тенденцию миграции от продажи отдельных продуктов к предоставлению интегрированных услуг в области информационных технологий. Как отмечает Александр Калинин, президент "Национальной компьютерной корпорации" и входящей в ее состав производственной компании "Аквариус", "эта тенденция существует на корпоративном рынке довольно давно, поэтому логично ожидать ее проникновения на рынок частных пользователей. Вполне возможно, что в не столь отдаленном будущем доступ к информационным технологиям будет осуществляться так же просто, как к электричеству, - человеку достаточно будет поставить у себя дома несложное терминальное устройство, оплатить сервис и подключиться к единому центру, предоставляющему все необходимые услуги - вычислительные мощности, доступ в Интернет, хранение информации и т. п."

В-третьих, хоть технология и отражает современный подход к предоставлению сервисов "по требованию", но, по словам директора по маркетингу представительства Fujitsu Siemens Computers в России и СНГ Павла Кузьменко: "Ключом к успеху (или неуспеху) программы будут финансовые условия, предлагаемые конечному пользователю и удобство оплаты". При покупке в кредит покупатель должен принять как минимум два решения: сопоставить все свои текущие потребности с необходимостью купить компьютер и спрогнозировать свои затраты на такую покупку - однократные или распределенные на заранее очерченный условиями кредита непродолжительный срок. В случае оплаты по программе FlexGo у покупателя появляется возможность не искать компромисса между параметрами компьютера, ценой и сроками оплаты, поскольку он, по сути, платит за компьютер со скоростью и в объеме его реального использования. В этой ситуации FlexGo работает как помощник для определения реальных платежей. При таком подходе компьютер дома смогут применять люди, которым он нужен от случая к случаю и которые не готовы на расходы по его приобретению даже и в кредит. По словам Ольги Малярчук, "...в настоящее время существует огромный разрыв в количестве "компьютеризированных" семей в России и, например, в Великобритании как в абсолютном, так и в процентном отношении. Главным успехом программы мы будем считать создание условий, когда иметь компьютер дома сможет позволить себе практически каждая семья".

Версия для печати