ИБП
Динамично развивающийся российский рынок ИКТ обусловил рост сегмента систем бесперебойного питания, который, по данным экспертов из Frost & Sullivan (www.frost.com), значительно опережает общемировые темпы (12%), находясь на уровне 18%.
По статистике, около 50% всех сбоев в работе современных систем инженерного обеспечения связано с перебоями в подаче электроэнергии и резкими перепадами напряжения в сети, столь характерными для энергосистемы нашей страны. Масштабные энергетические аварии подтверждают необходимость применения систем резервного и гарантированного электроснабжения, в том числе и ИБП.
Структура распределения ИБП
по потребительским секторам в мире
По данным Frost & Sullivan, около 90% выпускаемых систем бесперебойного питания предназначено для использования в сфере инфокоммуникаций. Основное их назначение - обеспечение стабильной и надежной работы систем электропитания компьютерного и телекоммуникационного оборудования и вычислительных сетей.
По данным Frost & Sullivan, покупателей ИБП в первую очередь интересует надежность продукта, после чего идет цена, репутация среди поставщиков, сроки поставок, масштабируемость, предпродажный сервис и техподдержка, программные и аппаратные возможности и т. п. |
Сегменты рынка потребления
Рынок систем бесперебойного электропитания делится на два основных сегмента - массовый и корпоративный; к последнему относят решения среднего и тяжелого уровня (см., например, обзор в PC Week/RE, N 46/2005, с. 37). На рисунке приведена структура распределения ИБП по секторам мировой экономики.
К массовым ИБП причисляют устройства мощностью до 5 кВ·А. Они покрывают потребности в защите электропитания техники секторов SoHo и SMB. Недорогие резервные и линейно-интерактивные ИБП для индивидуальной защиты электронных устройств используют и крупные компании, однако они предъявляют к ним более высокие требования. Тяжелые и средние решения по организации бесперебойного электропитания требуют, как правило, выполнения проектных работ, настройки оборудования и поддержки его функционирования.
Ряд производителей не разделяют свои линейки по мощностному критерию, включая в них модели, перекрывающие по мощности легкий, средний и даже тяжелый сегменты. Причин здесь много, но основные из них - это унификация выпускаемых изделий, позволяющая повысить эффективность производства и упростить и удешевить обслуживание оборудования. Поэтому указанные границы условны, в большинстве случаев они определяются самим производителем.
Лидеры и основные вендоры
Российский рынок массовых ИБП за последние два-три года претерпел существенные изменения под усиливающимся давлением со стороны игроков нового поколения, как отечественных, так и из Азиатско-Тихоокеанского региона, главным образом в сегменте аппаратов мощностью 1-2 кВ·А. По данным UPS China Sourcing Report (http://secreg.globalsources.com/), в Китае сосредоточены основные силы производителей маломощных ИБП (до 5 кВ·А) - около 100 местных компаний занимается их выпуском, и около 50 тайваньских фирм производят онлайновые ИБП средней и большой мощности. Причем продукция экспортируется как по OEM-заказам, так и под собственным брендом. Понятно, под каким прессингом с азиатской стороны находятся мировые производители этой продукции, не использующие китайские ресурсы для OEM-заказов.
По данным ITResearch (www.itresearch.ru/y2005_full.html), в России в 2005 г. было продано более 2 млн. устройств, в денежном выражении объем продаж перевалил за 300 млн. долл.; результаты 2004 г. превышены на 37 и 28% соответственно. Различие в динамике денежных и штучных показателей обусловлено снижением средневзвешенной стоимости ИБП, произошедшим из-за увеличения продаж самых легких и дешевых устройств, построенных по технологии line-interactive. В целом же ощутимой ценовой эрозии в секторе ИБП не наблюдается уже давно (в отличие от рынков другого ИТ-оборудования).
Несмотря на острую конкуренцию, компании APC удается контролировать около 60% денежных поступлений от продажи ИБП. Основными ее конкурентами на массовом рынке являются Ippon, PowerCom и PowerMan.
Большинство западных вендоров, присутствующих на российском рынке массовых систем бесперебойного питания, оказывают на него существенное влияние, и без краткого анализа их позиций и информации об их "легкой" продукции этот обзор оказался бы неполным.
В таблице приведено описание массовых ИБП основных вендоров на отечественном рынке. В портфеле некоторых компаний, в особенности ориентирующихся на массовый спрос, находится очень большое число моделей, различающихся как по характеристикам, так и по дизайну, поэтому привести их все не представляется возможным. Фирмы, делающие ставку на проектные (корпоративные) решения, уделяют меньше внимания разнообразию рядов, выпуская серии с широким диапазоном мощностей.
APC
Корпорация АРС (www.apc.ru) является безусловным лидером на российском рынке - здесь ее доля составляет, по некоторым оценкам, до 60% всех продаж. Руководство корпорации объясняет этот успех в первую очередь наличием развитой партнерской сети (более 1200 партнеров в СНГ). Две трети доходов APC в СНГ приходятся на Россию.
На массовый рынок ориентированы три линейки ИБП - APC BackUPS (300, 500, 650, 1000, 1400 В·А), SmartUPS (до 5 кВ·А), Matrix (3-5 кВ·А). Из них наибольшую известность получила серия BackUPS: выпущено более 10 млн. этих ИБП, название которых стало нарицательным в данной сфере.
В настоящее время в 65 субъектах России развернуто около 150 сервисных центров APC. Минимальное время реакции на проблемы заказчиков обеспечивается с помощью буферных региональных складов запчастей.
Chloride
Продуктовый портфель английской корпорации Chloride (www.chloride.ru) тоже включает офисные ИБП небольшой мощности (300-3000 В·А). В России ее продукцию продвигает фирма Inelt (www.inelt.ru).
Для защиты домашних приборов, видеоаудиотехники, ПК и рабочих станций Chloride предлагает линейку Desk Power (от 300 до 650 В·А) в настольном или настенном исполнении. Для защиты офисного оборудования предлагается широкий модельный ряд Power LAN.
Более мощные источники серий Cool Power и Cool Rack (от 600 до 1600 В·А) разработаны на основе линейно-интерактивной архитектуры, имеют встроенную систему Boost& Trim, которая компенсирует перепады входного напряжения в широких пределах без перехода на батареи.
Для управления и мониторинга ИБП и для завершения работы ОС в случае длительного отсутствия электропитания используется ПО MopUPS Express.
Eaton
Корпорация Eaton (www.eaton.ru) предлагает решения под известной торговой маркой Powerware, включающие ИБП постоянного и переменного тока, ПО для управления электропитанием, средства удаленного мониторинга, услуги системной интеграции "под ключ" и техническую поддержку на местах.
По словам Кюести Козлова, директора компании Eaton Power Quality OY по продажам Powerware в России и странах Балтии и генерального управляющего московского филиала Eaton, компания входит в тройку сильнейших игроков как на мировом, так и на российском рынке ИБП.
По данным аналитической компании Frost & Sullivan, Eaton является лидером рынка ИБП мощностью более 5 кВ·А и занимает второе место по продажам источников мощностью менее 5 кВ·А.
"Компания Eaton специализируется на средних и крупных системах бесперебойного питания, - пояснил г-н Козлов. - Источники малой мощности поставляются в основном для удовлетворения потребностей корпоративного сектора и государственных структур. Розничные продажи ИБП освоены нами в меньшей мере. Мы традиционно реализуем оборудование Powerware в России через сеть авторизованных партнеров, работая с пятью дистрибьюторами, а также с партнерами второго уровня, сертифицированными для продажи оборудования Powerware в регионах. Таких компаний на данный момент 139, они работают в 35 городах России".
Eaton предлагает на массовом рынке линейку легких однофазных моделей мощностью до 4 кВ·А. Все они имеют различную топологию: off-line, line-interactive, on-line. Ряд моделей по цене и своим характеристикам относятся к категории массовых ИБП и могут использоваться как в SoHo, так и в SMB. Некоторые из них перекрывают диапазон средних мощностей: Powerware 5125 RM (1000-6000 В·А), Powerware 9120 (700-6000 В·А), Powerware 9125 RM (1000-6000 В·А).
Emerson Network Power
Liebert-Hiross S.p.A (www.liebert-hiross.ru), входящая в состав подразделения Emerson Network Power (www.eu.emersonnetworkpower.com) корпорации Emerson, производит ИБП, покрывающие широкий диапазон мощностей - от 450 В·А до 4,8 МВ·А.
По данным Liebert, по объемам продаж в мире она входит в четверку крупнейших производителей ИБП, занимающих свыше 80% мирового рынка. Наибольшая доля продаж компании приходится на тяжелые корпоративные решения, связанные с построением крупных ЦОД.
По данным Frost & Sullivan, 60% оборота компании приходится на ИБП мощностью выше 10 кВ·А, а в денежном выражении в этой части она опережает и MGE, и Powerware. Однако на российском рынке доля компании невелика и составляет порядка 3%.
По оценкам представительства Liebert-Hiross Emerson Network Power в СНГ, за 2005 финансовый год объем продаж в нашей стране составил около 5,9 млн. долл. При этом мощные системы обеспечили примерно 37% оборота компании, а остальная его часть была сформирована за счет поставок легких ИБП.
Аппараты мощностью от 350 В·А до 3 кВ·А фирма относит к классу микроИБП. Они построены по топологии off-line, line-interactive или on-line.
ИБП PowerSure Personal XT (450, 700, 1250 В·А) могут использоваться для защиты ПК, сетевых узлов и нескольких рабочих станций.
По данным Liebert, в последнее время значительно увеличился спрос на on-line-ИБП серии Liebert UPStation GXT 2U мощностью 3 кB·A. Эта серия развивается, и в ней появились модели мощностью 4, 5 и 6 кВ·А.
Основными клиентами Liebert, как пояснили в компании, являются корпоративные заказчики, использующие централизованную систему поставок оборудования через партнерскую сеть, работающую практически во всех регионах России. Реализация маломощных устройств производится через дистрибьюторскую сеть.
GE
Подразделение GE DE (Digital Energy, www.geindustrial.com) корпорации General Electric предлагает ИБП мощностью от 350 В·А до 4 МВ·А. Этот ряд включает шесть серий ИБП архитектур line-interactive и on-line - ML, Match, NetPro, LP, SitePro и SG - и охватывает практически все сегменты бизнеса. В состав аппаратов входит ПО для управления процессом электропитания и защиты информационных систем от его сбоев.
Компания контролирует лишь 1,4% глобального рынка ИБП; примерно такова же ее доля в России.
GE DE, эксклюзивным дистрибьютором которой в нашей стране выступает компания "Абитех" (www.abitech.ru), делает ставку на наиболее мощные устройства серий LP, SitePro и SG, относящиеся к тяжелому классу.
Поставки оборудования GE средней и малой мощности осуществляются через интернет-молл "Лантри" (www.lantri.ru) компании "Микротест", партнера "Абитех".
На массовом рынке повышенным спросом пользуется ИБП General Electric ML 700 В·А, позволяющий работать без перехода на батареи при входном напряжении в диапазоне 140-300 В, что продлевает срок службы батарей. В этом же сегменте хорошо продаются линейно-интерактивные источники серии Match, которые используются для обеспечения стабильной работы медицинского диагностического оборудования. ИБП Match поддерживают диапазон мощностей от 500 до 3000 В·А и позволяют объединять несколько батарейных модулей для увеличения продолжительности работы. Верхний предел входного напряжения у этих источников ограничен 350 В.
Для телекоммуникационного сектора предназначены маломощные ИБП NetPro 1000/2000 В·А с двойным преобразованием, размещаемые в 19-дюймовых стойках.
Inelt
Российская компания Inelt (www.inelt.ru) производит сборку и доводку систем бесперебойного питания из комплектующих Chloride на собственной производственной базе.
Inelt выпускает ИБП с локализованными интерфейсами управления мощностью от 650 В·А до 10 кВ·А, как линейно-интерактивные, так и с двойным преобразованием с увеличенным временем автономной работы, исчисляемым часами и при необходимости - сутками (модели Intelligent LT и Monolith LT).
Для защиты ответственной нагрузки, требующей длительной автономной работы ИБП, спроектированы источники серии Intelligent XLT (750-3000 В·А), построенные по линейно-интерактивной схеме, с микропроцессорным управлением и синусоидальным напряжением на выходе.
Маломощные (325-2000 В·А) линейно-интерактивные ИБП серии Smart Station с микропроцессорным управлением, широким диапазоном входного напряжения без перехода на батареи, оснащенные коммуникационным портом RS-232 для мониторинга и управления, предназначены для рабочих станций, мультимедийных компьютеров и небольших серверов.
Ippon
ИБП компании Ippon (www.ippon.ru) активно продвигает на российском рынке фирма Merlion (www.merlion. ru), выступающая ее эксклюзивным дистрибьютором. Успехи бренда Ippon таковы, что его можно считать своего рода российским феноменом: за два-три года компания вошла в лидирующую пятерку российского рынка массовых ИБП. Продвижению способствовала грамотная организация сети сервисных центров по всей России, а также проведение маркетинговых акций.
ИБП Ippon ориентированы на сегмент SoHo. Аппараты оснащены русифицированным ПО.
В начале мая этого года Ippon вывела на российский рынок новую линейку устройств бесперебойного питания - Ippon Smart Winner линейно-интерактивного типа. Smart Winner имеет уникальный дизайн корпуса "три в одном", позволяя разместить ИБП горизонтально, вертикально или в стойке с целью экономии рабочего пространства. Для установки в 19-дюймовую стойку агрегат может быть дополнительно укомплектован специальными направляющими. Эта линейка приходит на смену Smart Protect Pro (www.ippon.ru/ups/protectpro.php). В офисе новые источники могут применяться для одновременной защиты нескольких устройств.
Meta System
Итальянская компания MetaSystem, которую в нашей стране представляют "Энергетический центр Президент-Нева" (www.powercity.ru) и компания "АС-ЭНЕРГО" (www. meta-system.ru), выпускает широкий ряд аппаратов бесперебойного питания, в том числе однофазные маломощные модульные ИБП по топологии on-line: ALLY HF (800-2500 В·А), WHAD (800-1000 В·А). Системы имеют развитое ПО, включающее функции осциллографа.
Недавно на российский рынок был выведен новый модульный ИБП модели DHEA мощностью 1-3 кВ·А. Этот онлайн-источник отличается от аналогов тем, что продолжительность его автономной работы может быть увеличена в любое время без вмешательства сервисного центра путем установки дополнительных блоков аккумуляторных батарей. Низкий уровень шума (менее 40 дБ), компактность, привлекательный дизайн позволяют использовать DHEA в офисе, студии, дома.
MGE
Французская компания MGE UPS Systems (www.mgeups.ru), входящая в пятерку мировых производителей ИБП, вышла на российский рынок более десяти лет назад. По рейтингам ITResearch, MGE три года назад занимала на нашем рынке 13-е место, но в начале 2005-го она переместилась на пятое.
По словам Олега Становова, главы российского представительства MGE, оборот компании в России за 2005 г. составил 9,5 млн. евро, а в 2006-м, как ожидается, превысит 12,3 млн. евро. Стратегия MGE в России выражается не только в особых программах продвижения, расширении штата представительства за счет специалистов по продажам, но и в специальных низких ценах.
По заявлению руководства компании, Россия входит в число приоритетных рынков MGE, хотя ее доля не превышает 1% в мировом объеме продаж компании. MGE не оставила попыток усилить свои позиции в первую очередь в сегменте SoHo, выпустив на него обновленные линейки однофазных источников питания. Это часть глобальной стратегии компании.
Выведенная на российский рынок в конце прошлого года новая линейка ИБП Ellipse ASR мощностью от 0,375 до 1,5 кВ·А стоимостью от 2,4 до 7 тыс. руб. предназначена для защиты широкого ряда устройств: корпоративных компьютеров и офисного оборудования, мини-ATC, систем безопасности, терминалов доступа, кассовых терминалов и т. д. MGE выпустила также свою первую предназначенную для управления ИБП систему Personal Solution Pac 3.0 for Linux.
NeuHaus
Российская электротехническая фирма NeuHaus Group (ups.nhs.ru) специализируется главным образом на проектных решениях, поставляя системы бесперебойного питания под собственным брендом.
Линейка поставляемого оборудования отличается широким диапазоном мощностей и включает как массовые линейно-интерактивные модели Smart Line мощностью от 450 до 1000 В·А и Smart Ultra (800-3000 В·А), так и средние и тяжелые решения для бесперебойного питания.
В настоящее время NeuHaus предлагает десятки различных устройств, охватывающих весь диапазон потребительских мощностей.
N-Power
Российско-итальянская компания N-Power (www.n-power.ru, www.380V.ru) поставляет на наш рынок ИБП итальянской фирмы Siel. В Оренбурге компания организовала сборку источников собственной марки N-Power из компонентов и узлов Siel.
Наряду с ИБП средней и большой мощности в диапазоне от 10 кВ·А до 1 МВ·А N-Power поставляет аппараты малой мощности.
Значительным спросом пользуются модели Smart-Vsion 450/700/1000 В·А, а также линейно-интерактивные источники большей мощности, среди которых Smart-Vision 1500LT и 1000/1500/2000S. Из моделей с двойным преобразованием можно выделить Pro Vision 1000/ 4000LT.
По заявлению генерального директора Александра Лозы, компания активизирует деятельность на рынке массовых ИБП, в настоящее время занимая на нем четвертое-пятое место по объемам продаж. У N-Power широкая дилерская сеть во всех регионах страны, а в Нижнем Новгороде действует представительство.
Для продвижения массовых ИБП в мае этого года запущен новый сайт (www.230v.ru), в июне планируется вывести на рынок новые модели Smart-Vision Prime, Smart-Vision Lite, Master-Vision.
PowerCom
На российском рынке тайваньский производитель PowerCom (PCM, www.pcm. ru) чувствует себя уверенно, занимая в сегменте массовых ИБП второе место (данные ITResearch), первое в Китае и второе в мире (по данным Frost & Sallivan).
Как пояснил глава российского представительства PCM Максим Сурду, на пяти заводах PowerCom, мощности которых позволяют выпускать до 250 тыс. устройств в месяц, задействован полный производственный цикл - от изготовления корпусов до выпуска печатных схем, включая их проектирование.
На нашем рынке PowerCom предлагает широкую линейку оборудования - 13 моделей и 68 модификаций по мощности. На российском рынке представлены ИБП: WOW (off-line), линейно-интерактивные Black Knight, Black Knight Pro, Smart King, Smart King XL и серия Vanguard (on-line).
По итогам I полугодия 2005 г. оборот компании в России составил 8,34 млн. долл. Основная доля продаж (79%, или 6,61 млн. долл.) пришлась на линейно-интерактивные источники мощностью от 400 до 2000 В·А.
По данным компании, наибольшим спросом пользуются модели серии WOW (300-700 В·А), Black Knight (400-2000 В·А) и Imperial (425-2000 В·А). В сумме эти модели составляют 80% от штучных продаж этого класса устройств. На столицу приходится 45% продаж.
По словам Александра Хорошилова, директора по маркетингу, на сегодняшний день у PCM пять дистрибьюторов и около 2500 партнерских компаний по всей России, из которых почти 300 авторизованных дилеров и примерно 80 сервисных центров.
Массовые ИБП ведущих вендоров на российском рынке
PowerMan
Тайваньская компания PowerMan (www.powerman.ru), специализирующаяся на разработке и выпуске компьютерных комплектующих и электротехнической продукции, в том числе ИБП, предпочитает продавать свою продукцию через партнеров. В нашей стране ее эксклюзивным дистрибьютором является ЗАО "Ниеншанц" (www.nnz.ru), а на Украине продукцию компании представляет фирма Sven.
Линейка ИБП PowerMan ориентирована на массовый рынок (сегмент SoHo) и включает 21 модель. Она представлена сериями Back Pro (400-1400 В·А), Real Smart (700-2000 В·А), Dream (400-600 В·А), Compact Plus (400-800 В·А) и новой Optima (400-800 В·А).
Основной стратегией PowerMan является вывод на рынок продукции массового спроса c ориентацией на оптимальное соотношение цена/качество. PowerMan при разработке нового продукта ориентируется на средний и низкий ценовой сегменты, охватывающие 80% объема рынка.
Riello
Riello UPS Manufacturing (www.riello-ups.ru), входящая в корпорацию Riello, все производства которой традиционно размещались в Европе, два года назад приняла решение о переносе производства массовых моделей ИБП начального уровня в Китай. Устройства бесперебойного питания средней и большой мощности по-прежнему производятся в Италии.
Представленная в нашей стране продукция Riello охватывает все сегменты рынка устройств бесперебойного питания. В модельном ряду ИБП Riello более 75 моделей в диапазоне мощностей от 300 В·А до 4800 кВ·А, построенных по схемам line-interactive и on-line.
ИБП Riello PLUG Dialog, предназначенный для защиты ПК и сертифицированный Microsoft, напоминает обычный сетевой фильтр, только больших размеров. Однако если присмотреться внимательнее, то становится ясно, что это полнофункциональный линейно-интерактивный ИБП с микропроцессорным управлением.
До недавнего времени в России продукция компании была в основном известна в крупных государственных и коммерческих структурах. Однако в 2005 г., по данным Riello, в России ее бизнес в сегменте устройств мощностью до 5 кВ·А увеличился более чем в два раза.
Sven
Штаб-квартира и инженерные подразделения китайского производителя Sven (www.sven.ru) находятся в Гонконге.
Sven выпускает несколько линеек линейно-интерактивных источников: Power Pro+ мощностью от 0,5 до 1,0 кВ·А (три модели), Power Pro мощностью от 0,425 до 1,4 кВ·А (четыре модели), Power Smart (пять моделей) от 0,7 до 3 кВ·А. По словам Андрея Колпакова, менеджера по продуктам Sven, объемы продаж компании за последний год выросли на 300%. Развивая модельный ряд, Sven выпустила новые ИБП с топологией двойного преобразования: Power Smart L мощностью 1-3 кВ·А.
Прогнозы
Аналитики из Frost & Sullivan оценивают среднегодовой рост мирового рынка ИБП с 2005 по 2008 гг. на уровне 6%. При этом наиболее динамичное развитие ИБП эксперты прогнозируют для рынка технического сервиса и для продаж массовых аппаратов, ориентированных на SoHo. К 2008 г. суммарный объем поставок ИБП и сопутствующих услуг увеличится на 25% и достигнет 7,6 млрд. долл., а к 2010-му общий объем мирового рынка систем бесперебойного питания возрастет до 10 млрд. долл.
Развитие массового рынка ИБП направлено на уменьшение габаритов и массы устройств, улучшение дизайна, использование более совершенных технологий производства.
Эксперты прогнозируют общее снижение стоимости массовых ИБП, в частности - только за счет возрастающей конкуренции на 5-8%. Предполагается снижение цен на ИБП от тайваньских и китайских производителей. В сегменте до 1,5 кВ·А будет уменьшаться доля резервных ИБП и возрастать доля ИБП линейно-интерактивных и с двойным преобразованием. Для рынка SoHo важную роль будет играть дизайн аппаратов, в то время как для корпоративного сектора - надежность и качественные рабочие характеристики.