МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

С 1 июля нынешнего года в соответствии с федеральным законом N 32 в нашей стране в сфере мобильных коммуникаций вводится режим Calling Party Pay (СРР - "платит звонящая сторона"), который, как ожидается, может привести к заметным изменениям в российской отрасли связи. Уже сейчас очевидны большая неопределенность в отношении нового закона, принятого по инициативе депутатов Госдумы, и необходимость оптимизации межоператорских отношений.

На сегодняшний день отрасль мобильной связи в России достигла беспрецедентных успехов. Цены на мобильную связь в период 2000-2005 гг. снижались со среднегодовым темпом 28% и достигли одного из наиболее низких уровней в Европе. Это стало ключевым фактором, обеспечившим высокую степень проникновения мобильной связи в России, которая в 2005 г. составила 87%. Рекордные темпы расширения сделали отрасль мобильной связи одним из самых быстрорастущих секторов российской экономики и важным плательщиком налогов в федеральный бюджет.

Однако предстоящее нововведение в самой благополучной подотрасли связи уже сейчас вызывает серьезную напряженность во взаимоотношениях основных участников телекоммуникационного рынка. Внедрение CPP означает, что телефонные переговоры будет оплачивать вызывающая сторона, в то время как для стороны принимающей вызов будет бесплатным. Сейчас в стране действует режим Mobile Party Pay (MPP), при котором пользователь мобильного телефона платит как за исходящие звонки, так и за входящие, если они совершаются с городского телефона.

Следует отметить, что практически во всех тарифных планах (ТП), предлагаемых мобильными операторами, входящие звонки с мобильных телефонов являются бесплатными уже сегодня. И хотя, по сути, СРР затронет только звонки с городских телефонов на мобильные, изменения, которые данный переход вызовет в российской отрасли связи, самым серьезным образом повлияют на всех участников телекоммуникационного рынка.

Трудности для операторов связи

Чем же озабочены мобильные операторы? Как максимум, они рискуют потерять до 10% текущих доходов (это порядка миллиарда долларов в год) - именно столько в среднем составляет сегодня оборот от входящих звонков с городских телефонов в общей выручке провайдеров сотовой связи. К тому же им придется пересмотреть свои ТП, так как с отменой платы за входящие серьезно изменится их экономика и сравнительная привлекательность.

По идее эти деньги им должны возместить операторы фиксированной связи, преимущественно компании "Связьинвеста", которые должны собрать их со своих абонентов. Но сегодняшняя экономика не позволяет им в одночасье найти такие средства: необходимо будет разработать и утвердить в регулирующих органах поминутные тарифы на звонки с городских телефонов на мобильные, внедрить и отладить работу биллинговых систем, обеспечивающих поминутную тарификацию. Важно отметить и то, что деньги придется изымать у наименее обеспеченной части населения, которая еще и психологически не готова оплачивать свои разговоры. "Ситуация, когда за входящие вызовы платит сам абонент, неудобна и неправильна, - считает Наталия Короткова, аналитик из IDC. - Однако при устоявшейся системе оплаты телефонных звонков, когда с фиксированного телефона можно звонить без ограничений при сравнительно небольшой абонентской плате, будет психологически тяжело отказаться от нее в пользу CPP".

Хотя уже сейчас звонить на мобильный телефон с фиксированного считается дурным тоном, исключение составляют малообеспеченные люди, которые для связи пользуются только городским аппаратом. Тем не менее, как полагает г-жа Короткова, ориентироваться при выборе системы расчетов именно на эту категорию граждан было бы явным популизмом.

С переходом на CPP абонентам придется пересмотреть сложившиеся схемы общения (например, кто кому звонит), поскольку они уже не будут оптимальными при новой структуре оплаты, что повлечет за собой изменение структуры трафика. Если это изменение будет значительным, оно может потребовать дополнительных инвестиций в увеличение мощности сетей (каналов), а кроме того, привести к неоптимальному использованию уже имеющегося оборудования.

Операторам, безусловно, придется пересмотреть порядок и механизмы взаиморасчетов, а также схемы маршрутизации вызовов в зависимости от установленных тарифов на мобильное и фиксированное завершение, т. е. за то, что один оператор предоставил другому право использовать свою сеть для оказания услуги связи с нужным ему абонентом.

Международный опыт введения режима СРР

Сегодня в международной практике применяются оба режима оплаты телефонных разговоров, при этом в одних странах режим СРР был введен сразу, как только началось предоставление услуг мобильной связи (например, в Германии, Италии, Норвегии, Великобритании, Корее), в других первоначально, как и у нас, действовал режим МРР, который затем был сменен на СРР (это Аргентина, Чили, Мексика, Чехия, Монголия, Румыния, Украина), в третьих режим МРР сохраняется до сих пор (Канада, США, Сингапур). В целом же наблюдается тенденция к переходу подавляющего большинства государств на СРР, хотя оба режима имеют свои достоинства (см. врезку).

Вместе с тем такой переход требует определенных инвестиций в обновление оборудования АТС, биллинговых систем и т. п., а однозначного мнения насчет того, какой режим оказывает более положительное влияние на развитие мобильной связи, в нашей стране в общем-то нет. Несмотря на то что СРР в целом ведет к более высокому уровню проникновения, есть ряд свидетельств, что при МРР удельный (т. е. на одного абонента) объем трафика выше.

"В международной практике переход на CPP осуществлялся при низком проникновении мобильной связи (обычно ниже 10%) и служил основным фактором его роста, - подчеркнул Михаил Шамолин, вице-президент "Мобильных ТелеСистем" (МТС) по продажам и абонентскому обслуживанию. - Но в России ситуация иная, и ожидать притока новых абонентов при введении СРР не приходится".

С этим уже столкнулся Сингапур, который, рассматривая переход от МРР к СРР, все же решил сохранить первый, признав маловероятным, что переход на СРР даст какие-либо существенные преимущества, учитывая высокий уровень проникновения мобильной связи и сильную конкуренцию на рынке.

Особенности взаиморасчетов между операторами связи

CPP - это сложная система взаиморасчетов, которая для успешного функционирования требует соблюдения интересов всех сторон. Как показал международный опыт, чтобы обеспечить положительное влияние СРР на развитие мобильной связи в стране, необходимо прежде всего правильно определить розничные тарифы на звонки с городских телефонов на мобильные и на завершение вызова в мобильных сетях.

Общая схема взаиморасчетов при звонке с аппарата проводной связи на сотовый в режиме СРР выглядит следующим образом. Для мобильного абонента, принимающего вызов, звонок бесплатен. Инициирующий вызов абонент фиксированной связи платит своему оператору за каждую минуту разговора в соответствии с установленным розничным тарифом.

В свою очередь, оператор фиксированной связи часть денег, внесенных абонентом, перечисляет сотовому провайдеру в виде платы за завершение вызова в мобильных сетях ("мобильное завершение"), т. е. за то, что мобильный оператор предоставил фиксированному право использовать свою сеть для оказания услуги связи с мобильным абонентом.

Как сообщил представитель МТС, уровень розничных тарифов на звонки с городских телефонов на мобильные в Европе сейчас в среднем составляет 22,2 цента в минуту. В общем он отражает экономику предоставления данной услуги и в первую очередь (в среднем на 60%) обусловлен стоимостью мобильного завершения.

На данный момент в Европе уровень тарифов на мобильное завершение равен примерно 13,6 цента в минуту, при этом целевой уровень, которого планируется достичь не ранее чем к 2008 г., составляет 10-12 центов в минуту.

Ожидаемое влияние СРР на российскую отрасль связи

Введение СРР, вероятно, окажет положительное влияние на развитие мобильной связи в России, однако в значительно меньшей степени, чем в других странах. Это подтверждается и данными маркетингового исследования, проведенного по заказу МТС одной из независимых компаний в апреле 2006 г. и охватившего 2400 респондентов в четырех городах России, в соответствии с которыми только 6% семей, где еще не все члены имеют мобильные телефоны, могут приобрести мобильные телефоны при введении СРР и вряд ли сделают это в случае сохранения MPP.

Сотовые операторы сегодня предлагают ряд ТП с бесплатными входящими. Таким образом, текущий объем трафика уже близок к естественному уровню, и, следовательно, ожидать значительного роста его удельного объема в результате введения СРР не приходится.

Принимая во внимание, что при введении СРР резкий рост объемов трафика в России маловероятен, мобильные операторы для компенсации выпадающих доходов будут вынуждены поднять тарифы на исходящие вызовы. От того, насколько значительным будет данное увеличение, и зависит степень влияния СРР на российскую отрасль связи.

Дело в том, что количество вызовов, которое будет затронуто таким повышением, непропорционально выше количества вызовов, затрагиваемых непосредственно введением СРР. Это связано с тем, что абонентская база пользователей мобильной связи сегодня более чем в три раза превышает таковую в сегменте фиксированной связи. Причем вызовы с городских телефонов на мобильные составляют всего 5-10% в общем объеме звонков абонентов фиксированных сетей.

Преимущества СРР:

- оплата звонка вызывающей стороной считается более справедливой, так как именно эта сторона является инициатором разговора;

- пользователь мобильной связи может лучше контролировать свои расходы, поскольку он не должен платить за входящие звонки, на которые у него нет влияния;

- стимулируется использование мобильной связи, потому что мобильные пользователи перестают сбрасывать входящие вызовы, держат свои телефоны включенными, более охотно дают для контактов номер мобильного телефона и т. п.

Преимущества МРР:

- мобильные сети могут управляться и регулироваться независимо от фиксированных;

- финансовая нагрузка переносится на обладателей мобильных телефонов, которые, как правило, имеют более высокие доходы, чем те, кто пользуется только услугами фиксированной связи.

Мобильные операторы утверждают, что повышение цен для компенсации выпадающих доходов может быть очень существенным. По словам Михаила Шамолина из МТС, для компенсации потери выручки в размере 1% необходимо поднять цены на 3-4%. Размер увеличения тарифов на исходящие вызовы будет определяться исключительно объемом выпадающих доходов, которые придется компенсировать мобильным операторам. Последний, в свою очередь, определяется уровнем тарифа на мобильное завершение, поскольку после введения CPP за каждую минуту звонка с городского телефона на мобильный вместо платы за входящий вызов, взимаемой с мобильного абонента, сотовые операторы будут получать плату за мобильное завершение от фиксированных операторов.

В соответствии с текущими нормативными документами в России тарифы на мобильное завершение не являются регулируемыми, однако розничные тарифы для абонентов фиксированной связи подлежат государственному регулированию. Фиксированные операторы на основе предложенного мобильными операторами тарифа на мобильное завершение должны сформировать розничный тариф и утвердить его в регулирующих органах.

Если регулирующие органы займут жесткую позицию исходя из того, что розничные тарифы на звонки с городских телефонов на мобильные должны быть низкими, де-факто это будет означать и низкие тарифы на мобильное завершение. В худшем сценарии, при котором регулятор решит "подыграть" фиксированным операторам, могут пострадать не только сотовые операторы и мобильные абоненты, но и вся отрасль связи и соответственно российский бюджет.

Если данное намерение будет реализовано, отрасль мобильной связи, по подсчетам самих сотовых операторов, гипотетически может потерять около 1,1 млрд. долл., или 10% выручки, что приведет к сокращению капитализации отрасли, а также к снижению налоговых поступлений на 300-400 млн. долл.

Дискуссии по реализации СРР в России

Сегодня все участвующие в дискуссии стороны декларируют абсолютно бесспорные тезисы об обеспечении баланса экономических интересов между взаимодействующими операторами связи; о необходимости создания экономических стимулов, способных повысить эффективность деятельности операторов связи; о повышении инвестиционной привлекательности самой отрасли.

Однако их экономические интересы и интересы пользователей существенно расходятся. В преддверии перехода на новую систему оплаты звонков представители операторов "Большой тройки" пугали общественность возможными тяжелыми последствиями для бизнеса в результате необдуманных действий государственного регулятора. Официальные лица Мининформсвязи РФ в свою очередь советовали им "не мутить воду" и просили предоставить реальные данные о себестоимости услуги мобильного завершения.

Операторы "Большой тройки" поначалу проявили завидную широту взглядов: поскольку мы стремимся интегрироваться с Европой, говорили они, то и цены на услуги должны быть близки к западным (забывая, что средняя зарплата у нас все еще раз в десять меньше европейской). При этом сами лидеры сотовой связи далеко не бедствуют. Например, МТС по итогам 2005 г. готовится заплатить своим акционерам дивиденды в размере 561 млн. долл.

Такой размах запросов явно смущает руководителей небольших компаний сотовой связи, которые прекрасно знают об ограниченной платежеспособности населения в провинции. Им не нужны "сотовые бунты" в регионах. Так, президент Ассоциации региональных операторов мобильной связи Юрий Домбровский призвал участников переговоров к более умеренным подходам, ссылаясь на то, что высокие тарифы создают риск для всей индустрии.

В свою очередь, предприятия "Связьинвеста", тарифы которых жестко регулируются государством и выдерживаются на минимальном уровне, нуждаются не только в покрытии расходов по внедрению новой услуги, но и в средствах на развитие.

Что касается государственного регулятора, то его позиция очень сдержанна. Виталий Слизень, руководитель департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи РФ, считает, что себестоимость услуги лежит в районе трех центов, а все остальное идет оператору в прибыль.

В этих условиях начальной точкой обсуждения с министерством по инициативе сотовых компаний стал уровень тарифа на мобильное завершение в 5 центов в минуту, а розничного тарифа - в 7,8 цента в минуту.

Такой тариф на звонки с городского телефона на мобильный будет, по утверждению сотовых компаний, примерно равен тарифу на звонки с мобильного на мобильный, что обеспечит, таким образом, технологическую индифферентность, т. е. с точки зрения тарифов абоненту будет все равно, какой телефон использовать - мобильный или городской.

Для абонентов фиксированных сетей данный уровень тарифа, исходя из объема звонков с городских аппаратов на мобильные в 10-15 минут в месяц, будет означать средний месячный расход в размере 25-40 рублей. Такой уровень дополнительных затрат мобильные операторы считают вполне приемлемым по сравнению с другими статьями потребительских расходов абонентов фиксированных сетей.

"Мы не исключаем возможности пересмотра наших действующих тарифных планов в связи с тем, что размер тарифа на "приземление" первоначально будет несколько ниже оптимального для нас уровня", - заявил Гжегож Эш, вице-президент по маркетингу компании МТС. "Вы - сторонники увеличения тарифной нагрузки на абонентов сотовой связи, но есть немало способов сохранить нынешнюю нагрузку на клиентов", - отвечает ему Станислав Авдиянц, директор департамента экономической и тарифной политики "Связьинвеста".

Отметим тем не менее, что в ходе деловых встреч последнего месяца позиции сторон сблизились и были выработаны общие подходы к введению принципа "платит звонящий", хотя результаты этих переговоров пока не оглашаются. Стороны пришли к заключению, что предложенные регулятором меры не должны привести к значительному повышению тарифов на услуги мобильной связи для населения; при этом должны быть соблюдены коммерческие интересы операторов.

"Мы согласны с предложенной регулятором схемой работы, которая позволит отменить оплату входящих звонков с минимальной нагрузкой на абонентов и участников рынка, - сказал Николай Прянишников, исполнительный вице-президент компании "ВымпелКом". -Нам хотелось бы после подведения первых итогов практической реализации ФЗ № 32 продолжить диалог с регулятором и еще больше сблизить наши позиции".

"О том, как СРР повлияет на доходы сотовых компаний, можно будет говорить только после утверждения конкретных тарифов на межоператорские соединения", - убеждена Наталия Короткова. Того же мнения придерживаются и представители "МегаФона": пока Федеральная служба по тарифам не сделает официального заявления, называть какие-либо цифры еще рано.