СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Социальный регистр населения значительно упрощает и упорядочивает предоставление гражданам льгот, обеспечивает полный учет льготников, позволяет построить единый реестр. Но для его массового распространения в масштабах всей страны и увязки с социальной картой необходимо решить целый ряд проблем. Этим вопросам была посвящена межрегиональная практическая конференция "Современные задачи развития социальной сферы России. Опыт автоматизации деятельности органов социальной защиты. Использование ИКТ в управлении социальными программами регионов", которая прошла в мае в Санкт-Петербурге. Организатором конференции выступила компания "Систематика" при поддержке Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга и Федерального агентства по информационным технологиям РФ (ФАИТ РФ). Всего в ней участвовало порядка 80 человек.

Проходившие в первый день пленарное заседание и тематические сессии были посвящены передаче передового опыта по вопросам разработки и внедрения автоматизированной информационной системы (АИС) "Электронный социальный регистр населения субъекта РФ" (ЭСРН) и систем поддержки региональных социальных карт. В перерывах можно было ознакомиться с работой созданной компанией "Систематика" (www.systematic.ru/sotsialbnye_registry_ naseleniya.html) АИС ЭСРН, которая была представлена как потенциально типовая. В настоящее время ЭСРН внедряется в шести регионах страны.

Функциональная архитектура АИС ЭСРН

Региональные доклады отличались как концептуальностью, так и практической направленностью. Утверждалось, что "Концепция развития сферы социальной защиты населения С.-Петербурга на 2006-2010 гг." является пока наиболее проработанной в России. Но найти ее текст на сайте администрации города (http://gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud) не удалось - это к вопросу об открытости региональных властей и привлечении граждан к работе над законами и проектами, затрагивающими их жизненные интересы, на ранних стадиях. Из доклада же стало известно, что информационные системы соцзащиты населения Санкт-Петербурга должны включать:

- автоматизированную информационную систему "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга";

- систему информационно-статистического обеспечения по вопросам инвалидности;

- информационно-аналитическую систему "Дети Санкт-Петербурга";

- телефонную информационно-справочную социальную службу, включающую социальный портал в сети Интернет.

С последней системой участники конференции смогли ознакомиться непосредственно. Центр обработки вызовов этой системы обслуживает порядка 30 000 обращений граждан в месяц; при необходимости к подготовке ответов привлекаются юристы - т. е. ни один запрос не остается без внимания.

Представитель ГУП "Московский социальный регистр" (www.soccard.ru) рассказал о становлении и развитии проекта "Социальная карта москвича". Под выдачу и сопровождение карт была создана "Общегородская интегрированная система учета предоставления льгот с применением социальной карты". Уже выпущено более 3,88 млн. карт, в том числе 3,1 млн. социальных карт москвича и 780 тыс. социальных карт учащихся и студентов, а эффект от реализации проекта составил 2,43 млрд. руб., что в 4,18 раза превосходит суммарные затраты, произведенные за счет средств бюджета столицы на проект в целом.

Этот опыт может пригодиться региональным и федеральным информатизаторам. Тем более что в апреле на заседании Совета главных конструкторов информатизации регионов РФ (www.vniipvti.ru/ sck/sck.htm) рассматривался вопрос о состоянии и перспективах развития работ по внедрению социальных карт на территории России и было принято решение ускорить проводимые Федеральным агентством по информационным технологиям РФ (ФАИТ) работы по созданию унифицированной социальной карты и типовых решений для ее использования в субъектах страны.

Готовность российских регионов к

внедрению социальных карт (СК)

По сути социальные карты в их сегодняшнем виде (см. таблицу) являются предшественниками электронных идентификационных карт (eID, как говорят за границей), необходимых не только льготникам для доступа к социальным льготам, но и остальным гражданам для получения разнообразных услуг электронного правительства. Но в России даже социальные карты пока распространены очень неравномерно.

В результате прошлогодних исследований, выполненных по заказу ФАИТ, разработаны методические и нормативные документы, которые в первую очередь необходимы для реализации региональных систем и обеспечения их взаимодействия на тот случай, когда льготники перемещаются по стране. Ряд документов, которые могут быть полезны субъектам РФ при реализации проектов региональных систем социальных карт, размещены по адресу: www.vniipvti.ru/sck/sckd.htm.

Одной из задач, решаемых на федеральном уровне, стала разработка эффективной технологии, обеспечивающей межрегиональное взаимодействие по персонифицированному предоставлению и учету социальных льгот и услуг на всей территории РФ без привязки к месту регистрации льготника в органах социальной защиты населения. Ее основу составляют социальные карты, которые уже сегодня включают приложения, работающие только в пределах региона (социальный регистр населения, общественный транспорт и др.), а также приложения, работающие по всей стране, например для автоматизированной оплаты проезда в пригородном железнодорожном транспорте или получения скидок в торгово-сервисных предприятиях.

Но с технологическими проблемами разобраться еще можно, гораздо сложнее создать методологию построения систем социальных карт в регионах, интегрировать региональные подсистемы в единую технологическую среду и выработать правовые и организационные механизмы, обеспечивающие легитимность функционирования данных карт в регионах. В перспективе правовое регулирование и взаимодействие региональных систем должно осуществляться на основе федерального закона об использовании социальной карты при предоставлении социальной помощи и услуг на территории России.

Кроме того, необходимо обеспечить организационно-техническое согласование региональных систем с действующими и планируемыми общенациональными решениями, такими, как "Государственный регистр населения", информационные средства Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и др.

На реализацию проектов внедрения социальных карт и их интеграцию потребуются значительные бюджетные средства, поэтому целесообразно привлекать к ним заинтересованные российские банки и использовать возможности российской платежной системы (РПС) национального уровня, процесс создания которой сейчас начинается. Так, в конце прошлого года Сберегательный банк РФ принял решение о преобразовании собственной платежной системы сберкарт в общероссийскую. Для нее уже существуют технологии и инфраструктура. В качестве платформы выбрана многофункциональная микропроцессорная карта, позволяющая размещать наряду с банковскими платежными приложениями целый спектр небанковских приложений - информационных, транзакционных, учетных и т. д.

За круглым столом, состоявшимся после докладов, руководители компании "Систематика" предложили регионам и заинтересованным федеральным ведомствам выработать набор типовых требований, функций и стандартов, которым должны соответствовать внедряемые в регионах решения АИС ЭСРН. Кроме того, речь шла о необходимости обеспечить процесс проверки на соответствие этим требованиям. Причем организационная инфраструктура для таких проверок существует - это система добровольной сертификации. "Систематика" выразила готовность взять на себя роль организатора работ по подготовке таких требований, а утвердить их должны компетентные федеральные органы (например, в том, что касается технической реализации, - Мининформсвязи РФ, соответствия требованиям административной реформы - Минэкономразвития РФ) и сообщество региональных органов социальной защиты.

В завершение конференции было предложено послать резолюцию в Минэкономразвития, Мининформсвязи и Минздравсоцразвития с призывом усилить координацию работ в области создания информационных систем для органов социальной защиты. Представители регионов выразили готовность вместе с федеральным центром предоставить соответствующее финансирование.

Версия для печати